Ключевые слова: процессный подход, бизнес-процесс, бизнес-система, методологии IDEF0, методология BPMN.
Key words: process approach, business process, business system, IDEF0 methodologies, BPMN methodologies.
Большинство организаций на сегодняшний день построены по функциям и уровням иерархии. Это не только самый естественный и эффективный способ организации, но и вообще единственный способ организации. Так было еще до того, как структуру организации стали изучать с помощью научных методов в конце 19 века.
Научный подход к управлению (Scientific Management), разработанный Фредериком Тейлором, является, возможно, самым лучшим выражением этих идей. Он был уверен в том, что работа может быть выполнена наиболее производительно, если структурировать всю деятельность на более простые элементы и, если люди, особенно рабочие, распределяются управляющими и специализируются на конкретной простой части работы. Он также верил в важную роль управления. Только через стандартизацию методов, ускоренное внедрение достижений, улучшение условий труда, а также усиление кооперации можно обеспечить более быстрое выполнение работы. Обязанность по соблюдению стандартов и увеличению кооперации лежит на руководителях [1].
В данной работе рассмотрена необходимость применения в анализе хозяйственной деятельности малых предприятий важнейшей категории процессного подхода — бизнес-процесса.
В настоящее время существует множество определений и интерпретаций понятия бизнес-процесса. К основным из них относятся [2]:
‒ это совокупность взаимосвязанных мероприятий или задач, направленных на создание определённого продукта или услуги для потребителей;
‒ это любая организованная и устойчивая деятельность внутри предприятия, которая преобразует какие-либо объекты по каким-либо правилам;
‒ это ряд определенных, поддающихся измерению задач, выполняемых людьми и системами, которые направлены на достижение заранее запланированного результата.
Одним из управления предприятия выступает процессное управление. Оно характерно для крупных предприятий поскольку из-за больших объемов производства дает возможность оптимизировать систему управления, сосредоточить управления на стратегических процессах, так же позволяет применить систему показателей и критериев оценки результативности управления.
Необходимость управления на малых предприятиях, штат сотрудников которых едва достигает несколько десятков человек, где все функции организации и управления принадлежат одному человеку — директору. Экономический анализ и тем более документирование бизнес-процессов на предприятиях, зачастую не проводится из-за довольно прозрачной хозяйственной деятельности предприятия. Однако и на предприятиях малого бизнеса переход на управления процессами может дать положительный эффект.
Предполагается, что с введением в анализ производственно-хозяйственной деятельности категории бизнес-процесс, у нас появляется возможность представить производственную деятельность компании как бизнес-систему. В этом случае, последующий производственный процесс становится клиентом предшествующего процесса и достигается согласование взаимных интересов [3].
Описание бизнес-процесса в отличие от описания технологического процесса не должно быть представлено в виде обрисовки некоторой последовательности работ. При документировании бизнес-процесса важно уделить внимание [4]:
‒ ресурсам, которые необходимы для его выполнения и определяют стоимость;
‒ рабочей нагрузке на действие, которая определяет его производительность;
‒ уровню нанесения возможного ущерба при выполнении действия, который определяет риски.
Для бизнес-процесса следует обусловить необходимые элементы, такие как [5]:
- ценность как для компании в целом, так и для внутренних и внешних клиентов;
- владельца бизнес-процесса;
- ресурсы и технологию;
Проанализируем бизнес-процессы малого предприятия, которое реализует и устанавливает натяжные потолки в Оренбурге с 2015 года. Бизнес-процессы представлены на рисунке 1.
Нормативно-правовую базу при описании всех процессов и подпроцессов составляют следующие документы:
‒ гражданской кодекс РФ;
‒ положение о рекламе;
‒ положение о конфиденциальной информации;
‒ положение о общедоступной информации.
Рис. 1. Бизнес-процессы
Учитывая, что на рынке натяжных потолков функционирует множество малых и средних предприятий, то для данного бизнеса весьма актуальной является проблема привлечения клиентов. В связи с этим при анализе и моделировании бизнес-процессов предприятия особое внимание рекомендуется уделять процессу маркетинга и продаж. В бизнес-процессе маркетинга и продаж рекомендуется выделить следующие подпроцессы:
‒ определение емкости рынка;
‒ анализ конкурентов;
‒ планирование рекламной деятельности;
‒ привлечение клиентов;
‒ выставление счетов.
Декомпозируем подпроцесс планирования рекламной деятельности (рисунок 2). Модель бизнес-процесса «планирование рекламной деятельности» построена с помощью методологии IDEF0, которая используется для создания функциональной модели, отображающей структуру и функции системы, а также потоки информации и материальных объектов, связывающие эти функции [6].
Данный процесс состоит из следующих подпроцессов:
‒ определение перечня продуктов и услуг, которым необходима реклама;
‒ определение результативности рекламной деятельности;
‒ определение объема рекламного бюджета;
‒ планирование структуры расходов на рекламу;
‒ окончательное согласование.
Рис. 2. Контекстная диаграмма подпроцесса планирования рекламной деятельности
Рассмотрим моделирование подпроцесса «планирование рекламной деятельности», используя нотацию ВРМН. Нотация BPMN используется для описания процессов нижнего уровня. Диаграмма процесса в нотации BPMN представляет собой алгоритм выполнения процесса. Описание подпроцесса планирования рекламной деятельности в нотации BPMN представлено на рисунке 3 [6].
Рис. 3. Описание подпроцесса планирование рекламной деятельности в нотации BPMN
В условиях высокой конкуренции на рынке натяжных потолков повышение эффективности управления за счет использования процессного подхода играет важную роль в деятельности предприятия. Документирование бизнес-процессов даст полный охват работ в организации, так же возможность определить показатели и их эффективность для отдельных процессов. Определение последовательности и содержания этапов бизнес-процессов позволит осуществить формализацию возникающих задач и разработать математический инструментарий для их решения.
Таким образом, в статье рассмотрена необходимость документирования и анализа бизнес-процессов для предприятия малого бизнеса. Выявили важность исследования бизнес-процессов в анализе хозяйственной деятельности.
Литература:
- Котлер, Ф. Основы маркетинга. — М.: Прогресс, 1990. — 652 с.
- Павлов, А. Ю. Управление бизнес-процессами на разных этапах развития современного предприятия / А. Ю. Павлов // Инженерный вестник дона: Экономика и экономические науки. — 2012. — № 2(20). — С. 226–237.
- Кольцова, О. В. Бизнес-процесс как основа процессного подхода в управлении / О. В. Кольцова, В. И. Меньщикова // Вестник ТГУ. — 2008. — № 5(61). — С. 113–117.
- Менеджмент на железнодорожном транспорте: Ученое пособие \В. А. Козырев, Л. А. Мазо, С. В. Палкин, -2009 г.
- Рачек С. В., Н. А. Афанасьева, Л. В. Кушнарева Теоретические аспекты формирования бенчмаркинга\\ Инновационный транспорт, № 2, 2012, с.51–56.
- Методология функционального моделирования IDEF0 Руководящий документ. — М.: ИПК Издательство стандартов, 2000. — 75 с.