Изменения в политической и социально-экономической жизни российского общества привели к необходимости глубокого трансформирования взаимоотношений между системой образования и профессиональной средой, направленной на более четкую ориентацию подготовки специалистов требованиям производства.
Целью современного образования уже не является законченная сумма знаний, умений и навыков. В XXI веке на первый план выходит умение ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях, выбирать из постоянно нарастающего потока информации необходимое для себя, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, социальная ответственность, одним словом – умения XXI века.
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности.
Важнейшей ее составляющей становится правовая компетентность, позволяющая решать обоснованно, с юридической точки зрения, профессиональные задачи, относящиеся ко всем сферам деятельности будущего специалиста.
Согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 021100 – «Юриспруденция» юрист должен:
толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты;
обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц;
юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом;
вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;
систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе [1].
Для решения этих задач предлагается использование в обучение студентов исследовательскую деятельность.
Исследовательская деятельность, в нашем понимании, это работа учащегося и педагога исследовательского характера, система учебных, организационных и воспитательных мероприятий, проводимых со студентами, которая выполняется в рамках изучаемой дисциплины.
Организация последовательной учебно-исследовательской деятельности учащихся позволяет формировать социально-правовую компетентность студентов.
Учебно-исследовательская деятельность – это познание теоретического и практического материала, через осуществление учебного исследования, эксперимента, результатом ее станет формирование практических умений творческого уровня.
Учебно-исследовательская деятельность имеет ярко выраженную личностно-профессиональную направленность, она позволяет формировать у студентов способность к рефлексии, к самоанализу, самооценке.
Реализация задач формирования этих умений и качеств, предполагает создание в процессе обучения условий, которые могут обеспечить следующие возможности:
вовлечения каждого обучающегося в активный познавательный процесс;
совместной работы в сотрудничестве при решении разнообразных проблем;
свободного доступа к необходимой информации с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме;
постоянного испытания своих интеллектуальных, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.
Создать вышеперечисленные условия в образовательном процессе позволяет использование программы «Обучение исследовательской деятельности». Здесь решаются задачи обучения работе с первоисточниками; самостоятельному поиску и анализу информации; умению излагать свои мысли; оформлять и представлять учебно-исследовательскую работу в форме тезисов, докладов, реферата; умению проводить исследование, эксперимент. Показателем уровня освоения этой деятельности будут написание и оформление выпускной квалификационной работы исследовательского характера.
Для введения в учебный процесс используем метод наложения программы «Обучение исследовательской деятельности» на программы дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности». Реализация интегрированной программы осуществляется путем организации репродуктивной, продуктивной и творческой деятельности на уроках и в самостоятельной учебной и внеучебной работе студентов. Инструментом для педагогической деятельности будет созданный и используемый в учебном процессе обучающий научно-методический комплекс по курсу «Основы права». Учебно-методический комплекс может включать: календарно-тематическое планирование интегрированной программы «Обучение исследовательской деятельности на дисциплинах правового цикла», раздаточный материал, разноуровневые контрольные, проверочные, творческие работы, и темы творческих работ.
Подготовка к обучению по этой программе по дисциплине «Основы права» начинается с разработки календарно-тематического плана. (КТП) Предполагаемая форма плана позволяет проектировать учебный процесс в целом по разделу, курсу, группе и, одновременно осуществлять пошаговую организацию учебного процесса, с учетом обучения исследовательским умениям и формированию профессионально важных качеств специалиста и развития социально-значимых качеств и правовой компетентности, определять место проведения каждого урока в общей системе обучения. В колонке тематического содержания программы указываются темы раздела, а также форм организации проведения урока, методы, приемы, используемые на уроке, определяется форма промежуточного и тематического контроля. Такой подход к организации освоения дополнительной программы наиболее рационален, позволяет эффективно организовать учебный процесс по основным дисциплинам, заложить стремление к креативной деятельности в профессии и позитивно сказывается на развитии специалиста, формировании социально-профессиональных компетенций, мобильности и конкурентоспособности будущего специалиста.
В рамках программы «Обучение исследовательской деятельности» решаются задачи обучения работе с первоисточниками; самостоятельному поиску и анализу информации; умению излагать свои мысли; оформлять и представлять учебно-исследовательскую работу в форме тезисов, докладов, реферата; умению проводить исследование, эксперимент. Показателем уровня освоения этой деятельности будут написание и оформление выпускной квалификационной работы исследовательского характера.
В процессе изучения дисциплин «Основы права» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» путем организации обучения исследовательским умениям формируются профессионально важные качества специалиста и развиваются социально-значимые качества, а значит и социально-правовая компетентность специалиста
- Литература:
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальность 021100 – «Юриспруденция» Москва 2000г
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования, компетентностный подход .2005, с.44-46.