Город Шилка – административный центр Шилкинского района, крупная железнодорожная станция на Забайкальской железной дороге, расположена в центральной части Забайкальского края. По территории района протекают реки Ингода, Шилка, Онон. Район богат месторождениями полезных ископаемых: Апрелковское месторождение золота, месторождение аквамарина, топаза, дымчатого кварца Борец, Завитинское редкометальное месторождение, Ингодинское месторождение подземных вод, Шамболихинское месторождение облицовочного камня и др. В ландшафте преобладают леса (преимущественно лиственничные), лесостепи и степи.
Своим названием город обязан реке Шилке, известной еще с начала освоения Забайкалья русскими землепроходцами [1].
Название «Силькарь» по-эвенкийски – узкая долина, в русифицированном звучании – Шилкарь, относилось ко всей реке от истока реки Онон до устья Амура. Селение Шилка получило известность с середины XVIII в. как казачий караул Шилкинский на левом берегу реки Шилки. Первыми здесь поселились казаки станицы Митрофановской Забайкальского казачьего войска, которых привлекли плодородные земли в долине реки.
В 1897 г. река затопила административный казачий центр, станицу Митрофановскую, разрушила начавшее строиться паровозное депо, станцию и пристань, куда приходили грузы для строительства железной дороги. Казаки переселились на новое, более высокое место и на угодьях, принадлежавших поселкам Самсоновский, Митрофановский и Казановский, образовался новый поселок Шилкинский. Здесь же стала строиться станция с паровозным депо [2].
Ко времени сдачи дороги в эксплуатацию, станция имела главный и три вспомогательных пути, два тупика и два корпуса депо. После сдачи в эксплуатацию КВЖД и Кайдаловской ветви к ней в 1903 г. основным направлением Забайкальской железной дороги стал ход Верхнеудинск – Чита – Маньчжурия. Участок Карымская – Сретенск стал тупиковым, развитие его, в том числе и станции Шилка, замедлилось. По переписи 1910 г.в поселке проживало 1752 человека, 560 из них работали на железной дороге, 408 – казаки, 684 – разночинцы. Заселение Шилки и освоение прилегающих территорий продвигалось медленно несмотря на то, что в 1913 г. открылось сквозное движение поездов от Благовещенска до Санкт-Петербурга, и станция Шилка вошла в состав Транссибирской магистрали. Кроме обслуживания дороги население занималось земледелием, животноводством, ремеслами, торговлей скотом и хлебом, сплавом грузов на Амур, извозом.
Началось развитие Шилки со второй половины 20-х годов, когда в 1926 г. в стране была произведена административная реформа, введено окружное и районное деление и Шилка стала центром района, образованного из Шилкинскоцй и Размахнинской волостей, в 1929 г. она получила статус рабочего поселка [3].
Важным фактором последующего развития станции стало сооружение вторых путей в 1932–1938 г.г. В 1933 г. было принято правительственное постановление по усилению пропускной и провозной способности Забайкальской и Уссурийской железных дорог и укомплектованию их инженерно-техническими и рабочими кадрами. В Шилке создается фабрично-заводское училище Народного комиссариата путей сообщения, на базе которого позднее открылось техническое училище. Население поселка быстро росло и в 1935 г. насчитывало 8600 человек. В эти годы на станции построено несколько корпусов паровозного депо, поворотный круг и эстакада, четный парк станции, водоснабжение с реки Шилка, вокзал, больница, школа, электростанция, большой жилой массив Соцгород. В 1932 г. организована Шилкинская дистанция сигнализация дистанции и связи в границах Китайский разъезд (Тарская) – станция Пашенная (Чернышевск). К концу 30-х г.г. Шилка становится мощной станцией с большим путевым развитием, полным набором железнодорожных предприятий и её значение в жизни Забайкальской железной дороги стало преобладающим. Благодаря этому фактору быстрыми темпами рос и благоустраивался районный центр Шилка.
Трудящимися поселка и Шилкинского района был внесен большой вклад в победу над фашизмом в годы Великой Отечественной войны. За проявленные мужество и героизм шилкинцам Н.В. Бородину, Н.Е. Глазову, В.И. Баданину, Ф.М. Пузыреву было присвоено звание Героев Советского Союза. Среди жителей Шилки – полные кавалеры орденов Славы А.Е. Корчагин, А.И. Ясеницкий. Ударную трудовую вахту несли железнодорожники. Рабочие давали по две-три нормы выработки в смену, бригады машинистов обеспечивали бесперебойную работу железнодорожных составов, обеспечивая пробег локомотивов. Рабочие и сельчане собирали одежду для фронта, сдавали деньги и облигации на постройку танков и самолетов. На одном из этих самолетов «Шилкинский старатель» летал уроженец села Кыэкен, Герой Советского Союза А. Соболев.
В послевоенные годы в Шилке произошли коренные преобразования, новое развитие получил железнодорожный транспорт, предприятия энергетики, росли объемы жилищного строительства, соответственно росло население. В 1951 г. указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 мая 1951 г. рабочий поселок Шилка преобразован в город [4].
Наибольшие расцвет и развитие города были достигнуты в 70-е годы. Технический прогресс преобразил железнодорожный узел. На его карте появились новостройки: завод железобетонных изделий, предприятия пищевой промышленности (маслозавод, пищекомбинат, мельница, хлебоприемный пункт), развивалась городская инфраструктура. В новых жилых микрорайонах многоэтажной застройки строились магазины, детские сады, школы, спортивные сооружения, общежития. По благоустройству и санитарному состоянию город Шилка был признан одним из лучших населенных пунктов Российской Федерации, и в 1974 г. ему было вручено переходящее Красное знамя РСФСР и ВЦСПС.
Происходившие в стране в последней четверти XX в. преобразования и реформы коснулись и Шилкинского района. Приватизация государственной собственности и акционирование предприятий произошли в железнодорожной и горнодобывающей отраслях, сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности. Кризис в экономике не мог не повлиять на социально-экономическое развитие в регионе, росли безработица и снижение доходов населения. Не меньше десяти лет потребовалось Шилке, чтобы преодолеть кризисные явления, стабилизировать экономику, переведя ее в рыночные отношения.
В настоящее время экономическое и социальное направление района определяют такие отрасли, как сельское хозяйство, горнодобывающая, пищевая, мясомолочная, местная промышленность, производство строительных материалов, лесное хозяйство, железнодорожный и автомобильный транспорт, связь, энергетика. Среди промышленных предприятий самым крупным является Забайкальский горно-обогатительный комбинат, занимающийся выпуском плавикошпатовой продукции, переработкой танталониобиевого концентрата и других минералов. Он также добывает золото методом кучного выщелачивания.
Основные направления сельского хозяйства — производство зерна и овощей, мясное и молочное животноводство. Большой вклад в экономику города вносят предприятия пищевой промышленности "Оникс" (производство продуктов питания), «Водолей» (розлив минеральной воды и выпуск безалкогольных прохладительных напитков), муниципальное предприятие «Водочный завод». Всего в районе действует более ста промышленных, транспортных и других предприятий.
Социальная сфера представлена широкой сетью организаций и учреждений здравоохранения, культуры, образования. В городе четыре средних и две восьмилетних школы, кадры массовых профессий готовят профессиональное училище и профессиональный лицей, работает музыкальная школа, летний театр, библиотеки, дома культуры, стадионы, детская спортивная школа [5].
Основные события из жизни города и района отражены в районной газете «Шилкинская правда». Население г. Шилки в первом десятилетии XXI в. составляет более пятнадцати тысяч человек, которые в основном заняты в сфере транспорта, отраслей промышленности, торговли, здравоохранения, образования. Медицинским обслуживанием населения занимаются две больницы и поликлиники, большая сеть муниципальных и коммерческих аптек, профилакторий. В живописном месте расположен курорт «Шиванда». На его базе открыт реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями [6].
Богата шилкинская земля известными людьми. За трудовые достижения восемь человек получили звание Героя Социалистического Труда, более шестидесяти награждены орденом Ленина. Есть среди шилкинцев лауреаты Государственной премии СССР, лауреаты премии Ленинского комсомола, делегаты съездов КПСС и ВЛКСМ, депутаты Верховных Советов СССР и РСФСР.
Огромный вклад в историческое и культурное развитие Забайкальского края внес город Шилка. За сто с небольшим лет, он вырос из казачьего разъезда, железнодорожной станции, рабочего поселка, в крупный административный центр, город с развитой инфраструктурой и экономикой.
- Литература:
Ведмидь А. Силькарь, Шилкарь, Шилка / А. Ведмидь // Дорога – это жизнь: К 100 – летию Забайкальской железной дороги. – Чита, Новосибирск: Забтранс, 2000. – С. 144–145.
Головачев Д. Шилка / Д. Головачев // Головачев Д. Поселки по линии Забайкальской железной дороги. – Чита, 1908. – С 42–43.
Край древний и молодой // Кривой А. Московский тракт / А. Кривой, А. Щеголев. – Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд-во, 1976. – С. 120–220.
Ураева Л.А. Шилка / Л.А. Ураева, Т.И. Жеребцова // Энциклопедия Забайкалья. Читинская область : в 4 т. / Рос. акад. наук Сиб. отд-ние. Ин-т природ. Ресурсов, экологии, криологии, Заб. гос. гуманит.-пед. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, администрация Чит. обл.; гл. ред. Р.Ф. Гениатулин. – Новосибирск: наука, 2006. –Т. IV. – С. 379–380.
Текучев В. Кризис миновал: [Шилкинский район] / В. Текучев // Забайкалье. – 2003. – № 5. – С. 33–36.
Текучев В. Жива страна глубинкой: [100 лет Шилке] / В. Текучев // Забайкальский рабочий. – 1997. – 19 авг.