Современная социокультурная ситуация в России характеризуется позитивными изменениями в вопросах защиты и охраны детства в стране, пристальным вниманием специалистов к проблемам снижения показателей здоровья и социальной защищенности детей. В контексте совершенствования практики дошкольного воспитания особого внимания требуют дети с нарушениями психического развития, с ослабленным соматическим и нервно-психическим здоровьем [10, c. 7].
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растёт сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание.
Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование аффекта и интеллекта, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Об этом же писал К. Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление и действие» [6, c. 54].
Мы считаем, что у детей дошкольного возраста есть особенности эмоционального развития, что связано с их психофизическими особенностями.
Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной [4, c. 7].
У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается полиморфная клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатические расстройства [11, c. 25].
Недоразвитие эмоционально-волевой сферы проявляет себя при переходе ребенка с ЗПР к систематическому обучению. В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию, инфантильны [4, c. 17].
У детей с ЗПР незрелость эмоционально-волевой сферы является одним из факторов, тормозящим развитие познавательной деятельности из-за несформированности мотивационной сферы и низкого уровня контроля [1, c. 87].
Нами было проведено экспериментальное исследование эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГОУ «Детский сад комбинированного вида № 675»
В экспериментальном исследовании были задействованы 20 детей старшего дошкольного возраста. 10 детей с задержкой психического развития (экспериментальная группа) и 10 детей с нормальным умственным развитием (контрольная группа).
Для обследования детей нами были использованы методики Е.И. Изотовой, М. Люшера, М.3. Друкаревич.
Нами были выбраны именно данные методики, так как они наиболее полно характеризуют особенности эмоционального развития и наличие негативных эмоциональных проявлений. Выбранные нами методики исследования эмоциональной сферы подходят для проведения диагностического психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста.
1. Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.
Стимульный материал: пиктограммы (схематическое изображение эмоций различной модальности), фотографии лиц взрослых и детей с различным эмоциональным выражением.
Детям показывали изображения лиц людей, задача детей была определить их настроение и назвать эмоцию. Предлагалось определить такие эмоции, как радость, печаль, гнев, страх, презрение, отвращение, удивление, стыд, интерес, спокойствие.
Сначала детям предлагались изображения (фотографии), по которым было легко узнать эмоциональные состояния, затем схематические (пиктограммы) изображения эмоциональных состояний. Детям предлагалось соотнести схематическое изображении эмоций с фотографическим. После того, как дети называли и соотносили эмоции, педагог предлагал каждому ребёнку изобразить разные эмоциональные состояния на своем лице.
Оценивалось восприятие экспрессивных признаков (мимических), понимание эмоционального содержания, идентификация эмоций, вербализация эмоций, воспроизведение эмоций (выразительность и произвольность), актуализация эмоционального опыта и эмоциональных представлений, индивидуальные эмоциональные особенности. Также оценивались виды педагогической помощи, которая потребовалась ребёнку: ориентировочная (о), содержательная (с), предметно–действенная (п-д).
Все данные заносились в протокол и оценивались в баллах.
1 – Высокий уровень развития эмоциональной сферы. Ребёнок правильно назвал все эмоциональные состояния, смог соотнести пиктограммы с фотографическими изображениями. Изобразил различные эмоциональные состояния. Помощи ребёнку не потребовалось.
0.5 – Средний уровень развития эмоциональной сферы. Ребенку потребовалась содержательная помощь. Ребёнок смог определить 4 – 6 эмоций, правильно назвал эти эмоции и смог их выразительно изобразить.
0 – Низкий уровень развития эмоциональной сферы. Потребовалось два вида помощи: содержательная и предметно – действенная. Ребёнок смог правильно обозначить, соотнести и воспроизвести до 4 эмоциональных состояний.
2. Цветовой тест (М. Люшер).
Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.
Стимульный материал: набор карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево – красный (3), светло – жёлтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Метод проведения теста: Ребёнку предлагается выбрать из предложенного ряда цветовых карточек самый приятный для него в настоящий момент цвет, затем наиболее приятный из оставшихся – и так до последней карточки. Выбранные карточки педагог переворачивает. Педагог фиксирует в протокол все выбранные ребёнком карточки в позициях от 1 до 8.
Данный тест проводится 2 раза с промежутком 2-3 минуты.
Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.
Первый выбор в тесте Люшера характеризует желаемое состояние, второй — действительное.
Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении обоих выборов ребёнка:
1 – Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
0.5 – Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. Наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
0 – Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 – 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. Наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)
Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.
Метод проведения теста: Детям предлагалось на чистом листе бумаги простым карандашом средней мягкости нарисовать животное, которого нет в природе. Детям даётся инструкция, что нельзя рисовать животное, которое они видели в мультфильмах. Каждый ребёнок должен придумать своё животное. Дети должны придумать своему животному необычное имя и рассказать о нём.
Оценивалось расположение животного на листе бумаги, характер линий и их толщина, размер животного, наличие у него частей тела и их количество, положение головы относительно рисующего, наличие дополнительных частей тела, имя животного и рассказ о нём.
Во время проведения экспериментального задания экспериментатор заносил данные в протокол.
Выполнение задания оценивалось в баллах.
1 – Нарисовал вымышленное животное. Животное расположено в центре листа, животное среднего размера, характер линий ровный, нажим на карандаш средней силы, ребёнок составил полный рассказ, в котором не наблюдалось наличие скрытых страхов и негативных эмоциональных проявлений.
0.5 – Нарисовал вымышленное животное, но потребовалась помощь экспериментатора. Животное маленького размера расположено внизу листа или вверху. Наблюдается прерывистый характер линий, сильный нажим на карандаш. В рассказе о животном наблюдаются проявление скрытых страхов и агрессии.
0 – Отказался от выполнения задания, или не смог нарисовать несуществующее животное даже с помощью педагога. Проявил агрессивный настрой по отношения к заданию.
Методика «Эмоциональная идентификация» Е. И. Изотовой выявила, что у детей с нормальным умственным развитием 70% имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы – они правильно определили и соотнесли 8 – 10 эмоциональных состояний.
30% детей имеют средний уровень развития эмоциональной сферы – они правильно смогли определить и соотнести только 6 эмоциональных состояний.
Низкий уровень эмоциональной сферы не показал ни они ребёнок.
У всех детей вызвали трудность такие эмоции как отвращение и презрение.
В данной методике дети с ЗПР показали следующие результаты:
У 60% детей был выявлен средний уровень развития эмоциональной сферы, они смогли правильно определить и соотнести 4 – 6 эмоциональных состояний.
10% детей имеют высокий уровень эмоционального развития, они смогли правильно назвать и соотнести 7 – 9 эмоций.
20% показали низкий уровень развития эмоциональной сферы, они смоги определить и соотнести до 3 эмоциональных проявлений.
Цветовой тест М. Люшера выявил наличие тревожности и стресса у 20% детей с нормальным интеллектуальным развитием, они подняли дополнительные цвета на 4 – 5 позицию и опустили основные цвета на 6 – 7. У 80% детей с нормальным умственным развитием не было обнаружено негативных эмоциональных проявлений.
У детей с задержкой психического развития данный тест показал наличие тревожности и агрессивности высокой степени у 40% детей основные цвета занимали преимущественно позиции с 5 – 8, дополнительные цвета подняты на позиции с 1 – 5. У 60% детей была выявлена тревожность средней степени основные цвета были опущены до 7 позиции.
Методика «Рисунок несуществующего животного» М.З. Друкаревич выявила наличие тревожности и страхов у 20% детей с нормальным психическим развитием и у 70% детей с ЗПР, у них был обнаружен тревожный характер линий сильный или слишком слабый нажим на карандаш. У30% детей с ЗПР не смогли нарисовать несуществующее животное.
Соотнеся показатели трёх методик экспериментального исследования нами были выделены три уровня сформированности эмоциональной сферы: высокий уровень (В/У), средний уровень (С/У) и низкий уровень (Н/У)
Высокий уровень набрано в трёх заданиях 2.5 – 3 балла
Средний уровень - 2 – 1.5 балла в трёх заданиях.
Низкий 0 – 1 балл в трёх заданиях.
Данные полученные в ходе проведения экспериментального исследования были занесены в таблицу приведенную ниже.
Группы детей |
Низкий уровень развития эмоциональной сферы (Н/У) |
Средний уровень развития эмоциональной сферы (С/У) |
Высокий уровень развития эмоциональной сферы (В/У) |
Контрольная группа |
0% |
20% |
80% |
Экспериментальная группа |
30% |
70% |
0% |
Проведенное исследование показало, что у детей с задержкой психического развития имеются особенности эмоциональной сферы. В отличие от детей с нормальным умственным развитием дети с ЗПР часто ошибались в понимании эмоциональных состояний, особые трудности у них вызывала идентификация таких эмоций как: спокойствие, презрение, отвращение, интерес, стыд. Дети с нормальным интеллектуальным развитием смогли правильно соотнести схематические изображения эмоций с фотографическими. Дети с задержкой психического развития с этим заданием могли справиться только с помощью педагога.
Дети с задержкой психического развития часто начинали «заигрываться» забывая о сути выполнения задания.
Цветовой тест М. Люшера выявил у 8 детей экспериментальной группы наличие тревожности и агрессивных проявлений, что было подтверждено и выполнением теста М.З. Друкаревич «Рисунок несуществующего животного». Дети с ЗПР не могли придумать несуществующее животное, у большинства из них наблюдался «тревожный» характер линий (линии имели неровный характер, неаккуратно нарисованы, заходили друг на друга, дети часто проводили по одной линии несколько раз) и очень мелкое изображение животного, что показывает пониженный уровень самооценки у детей и наличие скрытых страхов. Дети с нормальным интеллектуальным развитием тоже испытывали трудности в изображении несуществующего животного, но характер линий у них был ровнее, рассказ о животном более полным.
Выявленные особенности эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР и уровень эмоционального развития детей данной категории, отличие его от уровня эмоционального развития здоровых детей того же возраста, говорят о необходимости коррекционной работы по формированию эмоциональной сферы у дошкольников исследуемой группы.
-
- Литература:
Белопольская Н. Л. «Детская патопсихология» Москва. 2004 г
Бердникова Ю. «Мир ребёнка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка» Санкт - Петербург. 2007 г
Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Москва. 2006 г.
Журбина О.А. «Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» Ростов – на – Дону. 2007 г
Изард К.Э. «Психология эмоций». Санкт – Петербург. 2008 г
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. «Эмоциональная сфера ребёнка: теория и практика» Москва. 2004 г
Кошелева А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. «Эмоциональное развитие дошкольников». Москва. 2003 г
Кряжева Н.Л. «Мир детских эмоций 5-7 лет» Ярославль. 2001 год
Локтева Е. В. «Театрализованно-игровая деятельность в обучении детей с ЗПР» Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2006 г. № 4
Поповичев А.В. «Формирование навыков общения дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр» автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Тамбов. 2003 г.
Прозорова М. «Изучение социальных эмоций у старших дошкольников с ЗПР» Дефектология. 2006 г. № 2