История Японии XIX века полна бурными событиями, которые обеспечили совершенно иной путь развития общества и государства, дали иную модель революционного движения и реформирования. Но особую уникальность эти события приобрели во 2-й половине XIX века, т.к. способствовали формированию причин, приведших к падению сёгуната Токугава, особого пути течения революционного движения за реставрацию «Мэйдзи» и прогрессивных реформ того времени, трансформируя Японию из отсталого феодального в сильное государство с буржуазными элементами во всех сферах жизни общества.
И, кажется, что все уже изучено по нескольку раз, но все равно остаются вопросы и предположения о том, а что же в действительности способствовало этим событиям, был ли иной путь развития для Японии без революции к реформам? Мне думается, был, но из-за череды событий утратил свою значимость [1, c. 16]. Западная и в большей степени отечественная советская историография выделяют в основном социально-экономические и политические причины, мы же хотим обозначить чисто историческую предпосылку, которая и послужила развитию именно революционного пути развития событий. А именно выделить в качестве основополагающей причины – движение «сонно дзёи» (Во имя императора, изгнание иностранных варваров) [2, c. 593].
Данное движение зародилось в недрах историко-философского учения школы Мито (Митогаку), относящейся к движению протеста по отношению к политике сёгуната. В школе Мито были представлены различные философские направления и религиозные течения: конфуцианство, буддизм, синтоизм, даосизм, а также национальная наука «кокугаку» [2, c. 595]. На основе 397 томного исторического труда «Истории великой Японии» писавшейся с 1667 по 1715 гг., где исторические тексты пронизывала идея почитания императора и конфуцианская догма «о моральном долге» (тайги мэйбун); рукописи «Неофициальной истории Японии» (Нихон гайси) японского ученого Рай Санъё, которая главную роль в истории управления Японией отдавала императору и принижала власть сёгуната, и трактата «Об исправлении имен» (Сэймэй рон), где автор Фудзита Юкоку выдвинул девиз: «Почитание императора и низвержение узурпатора» (сонно хайки), в школе Мито сформировалась идея «почитания императора» (сонно), сильной централизованной власти, объединяющей в себе как светские, так и религиозные начала. Проводниками этой идеи стали самураи и дайме [3, c. 213]. Но начиная с середины XIX века, стали распространяться опасения в среде представителей школы Мито, что Запад может разрушить не только социально-политическую систему Японии, но и подлинный характер японской нации, который они выражали термином «кокутай». Поэтому идея «сонно» дополнилась девизом: «дзёи» – изгоним варваров. Девиз «дзёи» активно популяризовали в среде самураев и прочих слоев населения во 2-й половине XIX века Айдзава Сэйсисай, Ёсида Сёин и Фудзита Токо - крупнейшие теоретики школы Мито [2, c. 598].
Таким образом, взгляды представителей школы Мито легли в основу концепции «кокутай», где в японской государственности соединялись император как первосвященник религиозного учения синто и харизматический лидер нации, и народ, как потомок богини Аматэрасу. С этой концепцией стала обосновываться необходимость возвращения императору всей полноты власти как светской, так и религиозной, которую он утратил в период сёгуната. Отсюда идеологические установки школы Мито по существу были первым в истории Японии политическим обоснованием национальной идеи [4, c. 153].
Дальнейшее развитие движение «сонно дзёи» получило в период с 1854 по 1858 гг., когда сёгунат, руководимый главным советником тогдашнего сегуна Токугава Нариаки – Ии Наосуке, заключил с Англией, Францией, США и Россией серию «ансэйских» договоров. В отечественной и западной историографии «ансэйские» договоры характеризуются как неравноправные, по которым Япония насильно включалась в мировой капиталистический рынок, лишалась таможенной автономии, ей навязывались низкие ввозные пошлины, а главное, договоры распространяли на японское государство принцип экстерриториальности и консульской юрисдикции, что вывело иностранных граждан из-под действия японской правовой системы [5, c. 220]. Таким образом, западными державами ставился вопрос о суверенности японской государственности, что вызвало сильнейшее недовольство в среде самураев и дайме, и прочих слоев населения, что в дальнейшем способствовало ухудшению положения сёгуната, так как оппозиция сегунату постепенно стала подходить к мысли о свержении власти сегунского правительства вооруженным путем. После убийства в 1860 году молодыми самураями княжеств Мито и Сацума Ии Наосуке у ворот Сакурада в Эдо, сёгунат выдвинул лозунг «союз двора и шатра» (кобу гаттаи) и взял курс на активное сотрудничество с императорским двором [4, c. 155]. Это была попытка сёгунского правительства поправить свое положение и сгладить противоречия в обществе. С этого момента сёгун более не мог надеяться на эффективное управление страной, без публичного одобрения его решений императорским двором. Сегунат также взял курс на примирение, с окраинными дайме, позволив проводить умеренные реформы в княжествах. Впоследствии, такие влиятельные окраинные княжества как Эчидзэн, Хидзэн, Тоса и Сацума стали проводить реформы, внедряя западные элементы капиталистического мира, такие как подготовка княжеских войск на основе стрелкового оружия, основание фабричного производства, обучение западным наукам. Вследствие этого, дайме окраинных княжеств пришли к заключению, что такие реформы следует проводить в масштабах всей страны, что увеличит в свою очередь силы и богатство Японии перед лицом чужеземной угрозы [2, c. 603]. Но дайме окраинных княжеств, еще не пришли к мысли свержения сёгуната, ради достижения этой цели, они полагали что добьются этого с помощью своей поддержки и активного сотрудничества с сёгунским правительством, что привело бы в последствии к низвержению сёгуната мирным путем [2, c. 610].
Но этого не произошло вследствие вклинивания в этот процесс движения самураев из низшего и среднего положения, так называемых «людей высоких намерений» (сиси). Они первыми испытали на себе трудности с обнищанием их семей, как следствие заключения неравноправных договоров. Они пережили разочарование в своем положении, так как не могли претендовать на хорошие должности в правительственной структуре сёгуната, поэтому объединились в вооруженные формирования под лозунгом «сонно дзёи» и перешли к непосредственным действиям по улучшению своего материального положения, и против врагов Японии [5, c. 221].
Так, стремясь изгнать иностранцев, «сиси» в Иокогаме в 1859 и 1860 гг. провели серию террористических акций. Они убивали европейских торговцев и российских моряков. В Эдо группа «сиси» осуществила нападение на британскую дипломатическую миссию. Два сотрудника консульства при этом погибли, несколько человек получили серьезные ранения. Наиболее существенные акты, направленные против иностранцев, были осуществлены с 1862 – 1863 гг [3, c. 215].
Так, в 1863 году радикалы из княжества Чосю развернули орудия своих береговых батарей против английского торгового судна, которое направлялось в Шанхай, затем обстреляли еще голландский и французский военные корабли, шедшие вдоль побережья [3, c. 217].
Так же «сиси» вели и внутреннюю борьбу. Так с осени 1862 по осень 1864 гг., «сиси», многие из которых были родом из Чосю, Сацума, Тоса, Хидзэн, осуществили более семидесяти убийств. В первую очередь их целями были полицейские чины и их информаторы в Киото и Эдо [2, c. 613].
В 1863 году, активисты движения «сонно дзёи» составили дерзкий план государственного переворота. По итогам, которого, в стране должна была восторжествовать вся полнота императорского правления. Но в битве у ворот Хамагури в 1864 году «сиси» потерпели неудачу и попытка государственного переворота провалилась [5, c. 223].
Последствия движения под лозунгом «сонно дзёи» были оглушительными для Японии. Так как в 1863 и 1864 гг. были предприняты ответные действия со стороны западных держав. Агрессии подверглось княжество Сацума, где в 1863 году британские корабли, в отместку за убийство своих граждан, подвергли бомбардировке город-замок Кагосима, затем княжество Чосю, где в 1864 году 17 кораблей западных держав уничтожили береговые укрепления на побережье и высадили десант вблизи города Симоносеки. Так же пострадали и другие окраинные княжества [3, c. 219].
Все вместе, это способствовало переоценке отношений окраинных княжеств с сёгунским правительством и окончательном оформлении убеждения в необходимости свержения сёгуната путем вооруженного восстания, что привело к разрыву «союза двора и шатра», окончательно и бесповоротно вело Японию к революционному пути решения проблемы в вопросе о модернизации страны [3, c. 220].
Таким образом, можно с уверенностью констатировать что движение «сонно дзёи» было поворотным пунктом в истории японского государства и общества, определившем путь исторического самоопределения в пользу варианта революционной борьбы, полностью исключив мирный сценарий развития событий.
- Литература:
- Агаев С.Л. Мэйдзи исин. Революция или реформа? / С. Л. Агаев // Народы Азии и Африки. – 1978. - № 2. – С. 15 – 20.
Жуков А.Е. История Японии. Т.1. С древнейших времен до 1868 г. М: Институт востоковедения РАН, 1998 – 659 с.
Мак-Клейн Д.Л. От сегуната Токугавы – в XXI век. М. АСТ. Астрель, 2007 – 895 с.
Попов К.М. Япония. Очерки развития национальной культуры и географической мысли. М: Мысль, 1964 – 642 с.
The Cambridge History of Japan. Vol.4. Cambridge University Press, 1991 – 838 c.