В статье рассмотрена необходимость применения IT-технологий, в частности Интернет-ресурсов, в качестве инструмента поиска, отбора искомых сведений на занятиях физики, как инструмент формирования медиакомпетентности студентов и навыков работы с информацией.
In article necessity of application of IT technologies, in particular the Internet - of resources, as the tool of search, selection of required data on physics employment, as the tool of formation of media competence of students and skills of work with the information is considered.
В условиях глобального развития человечества роль информации настолько велика, что она стала если не главным, то основополагающим фактором превосходства одного субъекта над другим. В соответствии с требованиями национальной программой по подготовке кадров, для конкурентоспособного специалиста любой области необходимо уметь быстро ориентироваться в информационном пространстве, максимально используя всю разновидность предлагаемой информации посредством различных каналов национальных и международных СМИ. Необходимость формирования у будущего специалиста не только, практических умений владения IT-технологий (компьютерной техникой, Интернетом, современной аудиовизуальной-медийной аппаратурой и др.), но, и к тому же, формирования навыков анализа и синтеза пространственно-временной реальности, способности изучать, интерпретировать и оценивать поступающую информацию-медиатексты, изложенные в каком-либо виде, осознанно и критически осмысливать медийные сообщения.
Процесс осмысления, анализа и интерпретации, различных медиасообщений представляет определенную трудность для студентов, так как информация «несет в себе не только объективный факт, но и субъективное его воссоздание, в процессе которого запечатлеваются чувства художника-автора, его отношение к этому факту, оценка, истолкование. В окончательном образном обобщении этого факта перед нами открываются мировосприятие художника, его идеологические, философские, эстетические взгляды. Оценивая их, мы тем самым проверяем, уточняем, формируем свое отношение к миру, а порой в эмоционально-образной форме искусства заново открываем для себя окружающий мир». Таким образом, перед будущим специалистом стоит задача анализа информации и формирования знаний.
Социально-экономические условия развития общества требуют от будущего специалиста умений грамотно работать с различным видом информации, осуществлять поиск, оценивать, самостоятельно создавать и передавать сообщения в профессиональной и в повседневной деятельностях. С целью удовлетворения возникших требований образовательных процесс должен быть организован в соответствии и с учетом условий развития современного общества. В этих условиях образование должно обеспечить регулярное и педагогически обоснованное использование информационных технологий (IT-технологий), которые способствуют формированию медиакомпетентности будущих специалистов, понимающих принципы функционирования медиа и умеющих ориентироваться в информационном пространстве.
Анализ образовательного процесса на занятиях физики в университете показывает отсутствие целенаправленного педагогического руководства в области информационных технологий в целях формирования медиакомпетентности студента, действия педагогов по использования IT-технологий в образовательном процессе являются несистематизированными, а вследствие этого малоэффективными. В настоящее время основная дидактическая цель применения IT, как правило, сводится лишь к организации учебно-познавательной деятельности студентов, не используются возможности всего спектра медиа. Процесс обновления вуза идет медленными темпами, прежде всего, из-за неподготовленности педагогов гибко реагировать на происходящие изменения информационного потока.
Применение IT-технологий на занятиях физики осуществляется без определенной образовательной цели, задание выполняется ради самого задания, тем самым цель самостоятельной деятельности студентов в поиске необходимых данных по определенной теме не достигается. Очевидна необходимость изучения IT-технологий как средства формирования медиакомпетентности студента с целью систематизации педагогических действий в процессе изучения курса физики.
При осуществлении анализа применения IT-технологий, в частности, использование Интернет ресурсов, относительно их использования в педагогике, в результате которого мы пришли к выводу, что IT-технологий как интерактивные средства обладают рядом преимуществ:
- информацию можно получить практически бесплатно. Средствами IT-технологий студенческая аудитория получает вполне доступный, экономичный, сравнительно с бумажным источником информации, через каналы Интернет. Студенты смогут не только получить интересующую их информацию по физике, но, и, используя навыки медиакомпетентности, проведя анализ данных, могут получать сведения по интересующему вопросу. Это значит, что применение IT-технологий в качестве средства формирования медиакомпетентности в организации медиаобразовательного процесса самостоятельной деятельности студентов способствует прочному усвоению материала за сравнительно короткий промежуток учебного времени. За счет незамедлительной реализации полученной в результате самостоятельного поиска информации, через поиск, отбор искомых сведений в Интернет-пространстве эффективно формируется медиакомпетентность студентов.
- студент сам пытается отыскать необходимую информацию. Как известно, успех обучения во многом зависит от интереса учащихся к предмету, от их желания заниматься им. Интерес студентов к поиску необходимых данных по физике стимулирует развитие умений и навыков, творческие устремления. В состоянии интереса у студентов повышается восприятие, внимание, любознательность, увлеченность объектом. Однако наблюдается большой интерес и высокая мотивация студентов к образовательному процессу, ведущим средством которого выступает IT-технологии. Процесс обучения становится интересным, легким, а вследствие этого результативным.
- обучающийся, объективно оценивая получаемую информацию, формирует понятия о них. С использованием IT-технологии как средства получения знаний достигается объективность и независимость оценивания принимаемой информации, таким образом, формируя объективные знания в той или иной изучаемой области.
Немаловажным фактом является и то, что использование IT-технологий как ведущих средств обучении курса физики и организации учебного процесса способствует интеграции медиаобразования в учебный процесс, поскольку в условиях медиатизированного общества обучение становиться малоэффективным без применения средств IT-технологий, использования медиа навыков и медиа умений студентов.
В заключении хотелось подчеркнуть, что IT-технологии является эффективным средством медиаобразования и обучения физики, ведущим средством формирования медиакомпетентности студентов. Роль IT-технологий в решении задачи формирования медиакомпетентности студентов велика. Осмыслением возможностей IT-технологий, убедительно показали, что IT-технологии это тот инструмент, который обеспечит переход на новые педагогические стандарты в соответствии с новыми требованиями подготовки высококвалифицированного специалиста, способного грамотно оперировать с медиатизированной информацией.