Конец XX века и начало ХХI века можно охарактеризовать как время постоянного нарастания комплексных проблем, требующих для своего разрешения все больше информации и участия специалистов различных областей знаний. Возникают задачи, решение которых невозможно без использования понятия комплексного системного подхода. Одной из наиболее важных в настоящее время является разработка комплексных программ развития моногородов, являющихся основой построения моделей их развития на ближайшие 10 лет.
Кризисные явления в экономике страны наихудшим образом отразились на социально-экономической ситуации в моногородах. Для предотвращения углубления кризисных явлений и формирования основных направлений выхода из сложившейся в моногородах социально-экономической ситуации, а также оценки перспектив их развития крайне важно качественно разработать комплексные программы развития монотерриторий. Предложенные в них стратегические целевые ориентиры, конкретные последовательные действия по реализации мероприятий по решению проблем и устранению монопрофильности территории станут основой государственного стратегического планирования развития моногородов в виде Концепции развития монотерриторий, а также позволят сформулировать единые принципы к типологизации монотерриторий как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Основным принципом построения качественной модели развития моногорода, является применение системного подхода. Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.
Определить объект как систему, значит выделить то отношение, в котором он выступает как система. Как система любой изучаемый объект выступает лишь относительно своей цели, той цели, которую он способен реализовать, достигнуть. И в этом отношении этот объект является целым, представляет собой целостность [4,c.45]. Следует учитывать, что при постановке целей для разработки модели развития моногорода должны быть соблюдены два условия:
цель должна быть сформулирована таким образом, чтобы степень ее достижения можно было оценить (задать) количественно;
в системе должен быть механизм, позволяющий оценить степень достижения заданной цели.
Очевидно, что при разработке модели развития моногорода нас, в первую очередь, должно интересовать, какая цель стоит перед градообразующим предприятием и монотерритории в целом, чем она вызвана, каковы средства достижения цели?
Для понимания того, что изучаемый объект является системой, его необходимо представить в виде упорядоченного множества взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и соответствующих принципу целостности. Исходя из принципа целостности, свойства системы как целого невозможно свести к сумме свойств составляющих ее частей; ее свойства нельзя вывести из свойств отдельных частей; все элементы, процессы и отношения внутри системы зависят от структурного принципа организации целого. С целью повышения практической полезности систему любой природы необходимо описать с трех точек зрения: 1) функциональной; 2) морфологической; 3) информационной. С точки зрения функционального описания всякая система как объект исследования интересна, прежде всего, своим существованием, местом, которое она занимает среди других объектов в окружающем мире. Морфологическое описание должно дать представление о строении системы. Познание (отражение) разнообразных свойств объекта связано с получением информации об этих свойствах в процессе натурного (измеренного) или вычислительного (смоделированного) эксперимента. В результате таких экспериментов появляется возможность информационного описания познаваемого объекта. Слово «информация» столетиями использовалось многими исследователями, не привлекая к себе особого внимания. Лишь в начале XX века, в связи с возрастанием роли информации в общественной деятельности возрос интерес к содержанию данного понятия. В настоящее время понятие «информация» используется в двух значениях - качественном и количественном.
Распространение системного подхода начинается с середины ХХ века. В начале 1960-х годов статьи Людвига фон Берталанфи о системном подходе к органическим системам [1,c.7] были замечены американцами, которые стали использовать системные идеи вначале в военном деле, а затем и в экономике — для разработки национальных экономических программ. 1970-е годы были отмечены бумом использования системного подхода во всем мире.
Системный подход характеризуется следующими чертами:
при исследовании объекта как системы описание элементов не имеет самодостаточный характер, поскольку элемент описывается не «как таковой», а с учетом его «места» в целом;
один и тот же «материал», элемент выступает в системном исследовании как обладающий одновременно разными характеристиками, параметрами, функциями и даже разными принципами строения в зависимости от «контекста» исследования;
исследование системы оказывается, как правило, неотделимым от исследования условий ее существования;
специфической для системного подхода является проблема порождения свойств целого из свойств элементов и, наоборот, порождения свойств элементов из характеристик целого;
системный подход предполагает выделение различных уровней системы и наличие иерархии этих уровней [2,c.56].
Методологическим средством реализации системного подхода при исследовании и решении практических задач в различных отраслях деятельности человека является системный анализ. Системный анализ - совокупность методов и средств, используемых при исследовании и конструировании сложных и сверхсложных объектов, прежде всего методов выработки, принятия и обоснования решений при проектировании, создания и управления социальными, экономическими, человеко-машинными и техническими системами. Системный анализ включает следующие основные этапы: формирование проблемы, формулирование целей, разработка и исследование альтернатив достижения поставленных целей, сравнение альтернатив и выбор оптимального способа достижения общей цели [3,c.78].
При этом в основе методологии системного анализа лежат три основные концепции: проблема, решение проблемы и система. Проблема - это несоответствие или различие между существующим и требуемым положением дел в какой-либо системе.
В качестве требуемого положения может выступать необходимое или желаемое. Необходимое состояние диктуется объективными условиями, а желаемое определяется субъективными предпосылками, в основе которых лежат объективные условия функционирования системы.
Проблемы, существующие в одной системе, как правило, не равнозначны. Для сравнения проблем, определения их приоритета используются атрибуты: важность, масштаб, общность, актуальность и т.д. Выявление проблемы осуществляется путем идентификации симптомов, определяющих несоответствие системы своему предназначению или недостаточную ее эффективность. Систематически проявляющиеся симптомы образуют тенденцию. Идентификация симптомов производится путем измерения и анализа различных показателей системы, нормальное значение которых известны. Отклонение показателя от нормы и является симптомом. В нашем случае, при разработке комплексного плана развития моногорода, анализируются показатели социально-экономического развития, бюджетной обеспеченности, зависимость систем жизнеобеспечения монотерритории от деятельности градообразующего предприятия, наличие социальной сферы, уровень обеспечения жилищно-коммунальными услугами и т.п. за ряд лет (минимальный временной период 3 года) в сравнении со сложившимися данными по региону и Российской Федерации в целом. Основными источниками информации являются данные официальной статистики, а также информация муниципального образования и субъекта российской Федерации. В результате определяются основные проблемы монотерритории, выявляются наиболее острые и первостепенные.
В контексте основных аспектов системного подхода решение проблемы – это ликвидация различий между существующим и требуемым состоянием системы. Ликвидация различий может производиться либо путем совершенствования системы, либо путем ее замены на новую. Решение о совершенствовании или замене принимается с учетом следующих положений. Если направление совершенствования обеспечивает существенное увеличение жизненного цикла системы (здесь важно наличие ресурсного потенциала территории) и затраты несравнимо малы по отношению к стоимости разработки системы, то решение о совершенствовании оправдано. В противном случае следует рассматривать вопрос о ее замене новой [2,c.89]. Если посмотреть на решение проблем с точки зрения поставленных нами задач, то «замена новой» может означать только расселение населения монотерритории и, фактически, ликвидация моногорода как административной единицы.
Системный анализ как совокупность научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на основе системного подхода лежит в основе построения модели развития моногородов.
По нашему мнению, предлагаемая структура модели развития моногорода, соответствующая принципам комплексного подхода, должна включать блоки, отвечающие на следующие вопросы: «Что происходит и каковы ключевые угрозы?», «Что делать?», «Как делать?», «Как управлять?», «Каковы стратегические перспективы развития территории?».
Разрабатывая модель развития монотерритории, следует учитывать, что монотерритория (отдельно взятый населенный пункт) не является закрытой системой и функционирует как часть региональной экономики, а также региональные возможности поддержки, инфраструктурную составляющую, географическое положение, ресурсный потенциал: и это не только природные, финансовые ресурсы, но и человеческий потенциал (как монотерритории, так и городов-сателлитов), без которого ни одна из программ развития монотерритории не будет реализована.
Каждый населенный пункт с монопрофильной структурой экономики является целостной системой, имеющей внешние и внутренние потоки финансовых, людских, природных и иных ресурсов. Обладая особенной спецификой формирования бюджетов муниципальных образований, экономической структурой видов деятельности, каждая территория является сложным для исследования объектом. Для разработки модели развития более детально вычленяется экономика, трудовые ресурсы, инвестиционная составляющая, социальная сфера, а также внешняя среда в совокупности, как правило, представленная разнообразными филиалами банков, страховыми организациями.
Системный подход к разработке модели развития монотерритории может дать ощутимые преимущества с точки зрения качественного построения механизмов поддержки и разработки мероприятий по выходу монотерриторий из кризисной ситуации. Кроме того, именно этот подход может обеспечить наиболее полное и системное рассмотрение структуры и всех взаимосвязей монотерритории.
К решающим факторам успеха работы в рамках системного подхода, относятся: стратегический взгляд сверху вниз на деятельность градообразующего предприятия монотерритории; толкование рисков монотерритории с точки зрения последствий рисков закрытия предприятия; концентрация внимания на бизнес-процессах; информирование всех заинтересованных лиц об оценке перспектив развития населенных пунктов с монопрофильной структурой экономики области с использованием ключевых финансовых и нефинансовых показателей эффективности функционирования градообразующего предприятия и экономики в целом с привлечением специалистов различных областей знаний.
Многообразие и качественный инструментарий, которым обладает системный подход позволяет судить о высоком уровне его потенциала в отношении увеличения показателей качества подготовки модели развития монотерриторий с учетом оптимизации ресурсов регионального и федерального уровней с целью разработки адекватных механизмов решения проблем моногородов регионов.
Литература:
Ансофф И. Стратегическое управление / Сокр. пер. с англ.; Науч. ред. и авт. предисл. Л.И. Евенко. - М. : Экономика, 1989.
Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (Теология). Т. 1. - М. : Экономика, 1989.
Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. - М.: Высшая школа, 1989.
Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.