В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогических условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключевой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по развитию профориентационной деятельности.
Ключевые слова: старшеклассник, профессиональное самоопределение, профессиональные намерения, вуз, довузовская подготовка, педагогические условия.
This article discusses research of uncovering pedagogical conditions for professional intentions' satisfaction among senior high school students as key factor of professional self-determination. The task of development career-guidance activities is actualized.
Keywords: high-school student, professional self-determination, professional intentions, higher education institution, foundation for higher education, pedagogical conditions.
- Проблемы получения образования, профессионального самоопределения, развития личности и воспитания в ХХI веке представляют собой единое целое.
Современное общество с развитием рыночных отношений выдвигает новые требования к образованию и профессиональному самоопределению учащихся. В связи с этим, обществу стали необходимы люди, способные к саморазвитию, к принятию нестандартных решений, к умению ориентироваться в быстрорастущем информационном потоке [2].
Социально-экономические преобразования и формирование экономических отношений, основанных на многообразии форм собственности и видов трудовой деятельности, появление конкуренции на рынке труда ведут за собой изменения не только в сфере профессиональной подготовки молодёжи, но и на этапе выбора профессии.
На сегодняшний день в общеобразовательных учреждениях учащиеся не могут получить информацию о различных аспектах рынка труда. Сложилась ситуация, когда не всегда обеспечивается профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация учащихся старшей школы на должном уровне, поскольку в школах нет специалистов, отвечающих за эту функцию общеобразовательной школы.
Проводимое нами исследование по организации профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга показало, что профориентационная деятельность школы осуществляется зачастую формально. Лишь в некоторых анкетах старшеклассники отмечали, что в школе организуются встречи с представителями различных профессий (2%), в частности, проводятся беседы по выбору профессий (7%); приглашаются специалисты по профессиональной ориентации (2%); проводится профессиональное тестирование старшеклассников (8%).
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на развитие личности выпускника, создание условий для его самоопределения и самореализации [1, 64 с.].
В настоящее время личностно-ориентированная парадигма образования предполагает необходимость качественного переосмысления сущности процесса обучения в школе, предъявляет особые требования к содержанию образования, которое должно способствовать формированию профессионального самоопределения учащихся в преддверии их профессиональной деятельности.
В связи с этим становится актуальной необходимость разработки новых подходов к осуществлению процесса профессионального самоопределения старшеклассников.
В первую очередь, необходимо учитывать возрастание роли неформального образования, нацеленного на создание условий для удовлетворения постоянно изменяющихся образовательных потребностей учащихся, предоставления каждому реальной возможности творческой самореализации. Отсюда возникает вопрос, что и кто может удовлетворить профессиональные намерения старшеклассников на современном этапе развития?
В педагогической науке, к сожалению, нет единого подхода к пониманию этого вопроса, поэтому в практике деятельности общеобразовательных учреждений наблюдаются разнообразные подходы к его решению путем создания особой образовательной среды, педагогических условий, практико-ориентированных модульных программ и т.п.
Анализ психолого-педагогических исследований и практики отечественного образования свидетельствуют о возрастающем интересе к проблеме профессионального самоопределения личности. При этом необходимо отметить, что число работ по решению проблем профессионального самоопределения учащихся на базе высших учебных заведений весьма ограничено. Имеющийся опыт профессионального самоопределения подростков и молодёжи, как правило, рассматриваются вне рамок высших учебных заведений.
На наш взгляд, особая роль в поиске ответа на вопрос удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников принадлежит вузам в силу того, что они являются реально заинтересованными в организации и проведении профориентации и профессионального самоопределения учащихся и имеющие для этого соответствующее:
материально-техническое обеспечение;
кадровое обеспечение;
желание иметь подготовленных выпускников школ в числе своих абитуриентов и студентов.
Если на себя такую ответственность возьмут высшие учебные заведения, то в первую очередь они должны будут: создать определённую образовательную среду и педагогические условия, включающие в себя профессионально ориентированные образовательные программы и мероприятия.
Создание определённых педагогических условий в высших учебных заведениях по профессиональному самоопределению старшеклассников должно обеспечивать оптимальное сочетание их интересов, интересов родителей, школы и общества в обоснованном выборе учащимися будущей сферы трудовой деятельности.
Для реализации этой идеи необходимо иметь чёткое представление о предпочтениях выбора будущей профессиональной деятельности и высшего учебного заведения для продолжения образования самими учащимися и их родителями.
В условиях существования в образовательных учреждениях вариативных образовательных программ разного уровня и профиля существенно изменились образовательные потребности школьников и их родителей, безусловно влияющих на удовлетворение их профессиональных намерений.
При изучении образовательных потребностей школьников и их родителей, был проведен дифференцированный анализ различных социальных мотивов, лежащих в основе тех или иных образовательных потребностей.
Можно выделить несколько групп образовательных потребностей, формирующих мотивы выбора учащимися и их родителями образовательных программ способствующих профессиональному выбору будущей профессии:
творческие (креативные) потребности, обусловленные стремлением личности развить индивидуальные способности;
познавательные потребности, обусловленные стремлением личности к расширению объёма знаний в будущей профессиональной деятельности, в том числе и в образовательных областях, выходящих за рамки программ основного содержания образования;
коммуникативные потребности личности в общении со сверстниками, взрослыми людьми и педагогами;
компенсаторные потребности, связанные с желанием личности решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
профориентационные прагматические потребности, связанные с установкой личности на раннюю допрофессиональную подготовку.
Результаты исследования социальных мотивов, характеризующих образовательные потребности учащихся, позволяют утверждать, что обозначился повышенный интерес к знаниям в области экономики, права, психологии, компьютерным технологиям, иностранным языкам. Особая заинтересованность учащихся в получении экономико-правовых знаний обусловлена потребностью в повышении уровня общекультурного развития.
Для любого вуза достаточно актуальными являются проблемы отсева студентов по причине академической неуспеваемости и отсутствия интереса к выбранному направлению профессионального образования, поэтому еще на довузовском этапе необходимо выявлять профессиональные намерения старшеклассников, которые оказывают существенное влияние на формирование мотивов выбора вуза и профиля будущей профессиональной деятельности.
С целью выявления профессиональных намерений школьников было проведено психодиагностическое обследование учащихся 10-11-х классов петербургских школ, пришедших на факультет довузовской подготовки Невского института управления и дизайна в 2008-2010 гг.
Исследование проводилось в форме групповой психодиагностики и первичной профконсультации с использованием: методики «Карта интересов», методики изучения уровня притязаний Шварцландера.
В обследовании приняли участие около 1800 человек, в возрасте от 14 до 21 года. Группа учащихся женского пола составила свыше 1100 человек, группа учащихся мужского пола – около 700 человек.
По уровню профессиональных намерений, лежащих в основе выбора профессиональной деятельности, респонденты разделились на следующие группы:
разброс сферы профессиональных намерений - 12 %;
конкретные интересы – 28 %;
- широкая сфера интересов - 60 %;
Результаты обследования показали, что учащиеся, у которых диагностирован разброс сферы профессиональных намерений, не соотносят свои способности и интересы к будущей профессиональной деятельности. У них нет реальной базы знаний для овладения интересующей их специальностью. В их отношении нельзя сделать однозначного прогноза, так как они склонны к неадекватному выбору своей будущей профессии. Они мотивируют свой выбор тем, что профессии, которые они выбрали, социально значимы в обществе и хорошо оплачиваемы.
Учащиеся, у которых зафиксированы конкретные профессиональные намерения, т.е. явно выраженные в какой-либо области, определились с выбором профессии. Они пришли на факультет довузовской подготовки с целью получить информацию и знания по интересующим их профессиям.
Учащиеся, у которых зафиксирована широкая сфера профессиональных намерений, интерес к будущей профессиональной деятельности не выражен. Они пришли в систему довузовской подготовки для расширения представлений о мире профессий, общения со сверстниками. Им еще предстоит сделать выбор.
Результаты обследования слушателей факультета довузовской подготовки показали, что у большинства из них отсутствуют четкие профессиональные намерения, как в отношении выбора вуза, так и в отношении выбора будущей профессиональной деятельности. Необходимо создавать определенные условия для удовлетворения профессиональных намерений, способствующих развитию профессиональных интересов будущих студентов вуза.
Для выявления основных условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз был проведен опрос 25 преподавателей, работающих со слушателями на факультете довузовской подготовки и со студентами Невского института управления и дизайна.
Были выявлены следующие педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников:
организационные, направленные на создание образовательной среды и образовательного пространства высшего учебного заведения, позволяющей эффективно осуществлять профессиональную ориентацию старшеклассников;
психологические, основанные на использовании программ психолого-педагогической диагностики по профессиональному самоопределению и познанию личности своего «Я»;
методические, предполагающие использование на занятиях довузовской подготовки педагогических технологий с использованием активных форм обучения (ролевые игры, тренинги, упражнения, практикумы и др.);
технологические, включающие разработку профессионально ориентированных образовательных программ довузовской подготовки молодежи на основе учёта психологических и возрастных особенностей старшеклассников;
управленческие, включающие подготовку профессорско-преподавательского состава вузов к работе со старшеклассниками на этапе довузовского высшего образования.
Таким образом, мы выяснили, что профессиональные намерения старшеклассников являются ключевой характеристикой для решения задачи выбора вуза и будущей профессиональной деятельности. Но у большинства школьников эти намерения складываются весьма противоречиво в силу объективных причин, обусловленных, в первую очередь, отсутствием возможности школы и недостаточной готовностью вузов в организации и проведении профориентационной деятельности.
Наше исследование ориентировано на актуализацию противоречия между социальным заказом общества на подготовку ответственного, инициативного, творчески мыслящего, экономически грамотного, юридически «подкованного» выпускника школы и современным состоянием образовательной системы. Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между необходимостью осуществления процесса профессионального самоопределения личности в связи с изменившимися социально-экономическими условиями и консервативностью, медленной переориентацией образовательного процесса в школе, уровнем профориентационной помощи учащимся со стороны школы, вуза, предприятий, учреждений.
- Литература:
Закон Российской Федерации «Об образовании» (по состоянию на 10 февраля 2008 года). – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008. – 64 с. – (Кодексы и законы России).
Королёв Ю.В., Профессиональное самоопределение учащихся в профильных общественных объединениях по экономике и менеджменту: автореф. Дис. … канд. пед. наук, Казань, -2008.