Управление развитием малого автотранспортного предприятия посредством обновления подвижного состава | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №1 (24) январь 2011 г.

Статья просмотрена: 2024 раза

Библиографическое описание:

Вязова, Г. А. Управление развитием малого автотранспортного предприятия посредством обновления подвижного состава / Г. А. Вязова, В. С. Попелюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 1 (24). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/archive/24/2609/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время любому малому автотранспортному предприятию, желающему завоевать хорошую репутацию у клиентов и быть конкурентоспособным на рынке, необходимо иметь современную технику, которая обладает хорошими техническими характеристиками, проста и удобна в эксплуатации и не требует значительных затрат на осуществление технического обслуживания и ремонт.

Условие наличия у предприятия подвижного состава, обладающего определенными характеристиками, особенно важно, когда предприятие оказывает услуги в области междугородних и межрегиональных автомобильных перевозок, где действуют весьма жесткие требования, касающиеся логистической безопасности автомобилей, а также технических характеристик (нагрузка на ось, габаритные размеры, наличие дополнительных устройств).

Цель статьи – проанализировав методы и варианты приобретения подвижного состава на малом автотранспортном предприятии, выделить оптимальные варианты приобретения автотранспортного подвижного состава на малом автотранспортном предприятии в зависимости от экономического состояния предприятия и финансовых возможностей владельцев фирмы.

Анализ литературы, в частности работы Бычкова В.П., Иванова В.В., Богаченко П.В., Волгина В.В. показывают, что решение проблемы приобретения машин и оборудования не выходит за рамки интересов данной фирмы или предприятия. Существуют факторы, которые обуславливают конкретные эксплуатационные условия машин и оборудования на каждом предприятии. Срок службы автомобилей и других агрегатов зависит от многих факторов, которые можно объединить в следующие группы: технические факторы, экономические факторы, географические факторы, социальные факторы.

Выбор стратегии приобретения обусловлен такими факторами как ценами на автотранспортный подвижной состав на первичном и вторичном рынках, ценами на сервисные услуги (обслуживание и ремонт подвижного состава и его агрегатов), ценами на автомобильное топливо и автоэксплуатационные материалы, уровнем инфляции, размерами процентных ставок на ссудный капитал, уровнем эксплуатационной надежности выпускаемого подвижною состава, ассортиментов автомобильных брендов представленных на рынке.

Для выбора варианта финансирования покупки подвижного состава можно использовать предложенные в статье рекомендации, основанные на сравнительном анализе различных методов финансирования покупки автотранспортного подвижного состава (Таблица № 1).

Затраты на приобретение зависят от способа финансирования покупки транспортного средства и от вида рынка приобретения подвижного состава (Приложение № 2. Рисунок № 1). При приобретении подвижного состава необходимо рассмотреть несколько возможных вариантов осуществления капитальных вложений и выбрать наиболее приемлемый и экономически оправданный. Любое предприятие, желающее приобрести подвижной состав, может выбрать один из пяти альтернативных вариантов: первый вариант – это приобретение подвижного состава за счет собственных средств; второй – использование привлеченных средств (кредитных ресурсов); третий - приобретение ПС с использованием механизма лизинга; четвертый - совместное финансирование: привлечение собственных и заемных средств, пятый вариант – покупка по схеме Trade-In (Трейд-Ин) это система взаимозачета, которая позволяет зачесть стоимость старого автомобиля в счет стоимости любого нового или подержанного приобретаемого.

В отечественной и зарубежной практике технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта применяются различные стратегии приобретения автомобилей и обеспечения его работоспособности. Выбор стратегии приобретения автотранспортного подвижного состава обусловлен рядом факторов: ценами на подвижной состав на первичном и вторичном рынках, ценами на сервисные услуги (ТО и ТР, КР подвижного состава и его агрегатов), действующим порядком начисления амортизации по подвижному составу, ценами на автомобильное топливо и автоэксплуатационные материалы, уровнем инфляции (размерами процентных ставок), уровнем эксплуатационной надежности выпускаемого подвижною состава.

Однако при выборе варианта инвестирования необходимо учесть недостатки и достоинства методов приобретения подвижного состава (Приложение № 1, табл.1) и определить экономические показатели каждого из инвестиционных проектов, составленных с использованием одного из этих вариантов.

Таким образом, анализ вариантов финансирования покупки автотранспортного подвижного состава на малом автотранспортном предприятии показал, что при принятии решения о покупки автотранспорта, базовыми критериями при выборе источников и вариантов финансирования должно быть технико-экономическое состояние предприятие, объем оборотных средств, наличие поручителей и основных средств для целей.


Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая и вторая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (действующая редакция) {Электронный источник} http://www.consultant.ru

  2. Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) {Электронный источник} http://www.consultant.ru

  3. "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.05.2002 N 45н, от 12.12.2005 N 147н, от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) {Электронный источник} http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=64986

  4. Бычков В.П. Предпринимательская деятельность на автомобильном транспорте: перевозки и автосервис: Учебное пособие. – Изд. 2-е перераб. и доп. – М.: Академический Проект; Киров: Константа, 2009. – 573 с.

  5. Иванов В.В., Богаченко П.В. Автомобильный менеджмент. – М.: ИНФА-М, 2009. – 430 с. – (Национальные проекты)

  6. Волгин В.В. Автомобильный дилер: Практ. Пособие по маркетингу и менеджменту. М.: Ось-89, 1997

  7. Экономическая стратегия фирмы: Учеб. Пособие/Под. Ред. А.П. Градова. СПб.: Спец. литература, 1995.

  8. Курбангалеева О.А. Поступление автотранспорта на предприятие: Электронный экономический журнал "Справочник экономиста" №7 2008 {Электронный источник} http://www.profiz.ru/se/7_08/transport_na_predpriyatii/


Приложение № 1

Таблица № 1. Сравнительная характеристика вариантов приобретения подвижного состава на малых автотранспортных предприятиях


Способ приобретения ПС

Достоинство варианта

Недостатки варианта

Условия приобретения варианта

Приобретения подвижного состава за счет собственных средств





  • Отсутствие некоторых существенных статей расходов таких как % за пользование кредитом, отсутствие затрат связанных с договором, плата за предоставление гарантий
  • Отсутствие дополнительных рисков и обязательств, связанных с привлечением заемных средств
  • Право собственности на приобретаемый ПС переходит к предприятию в самом начале осуществления проекта

  • Высокие единовременные затраты, связанные с приобретением подвижного состава,
  • Часто основной фактор при выборе – это стоимость техники, а не ее технические и экологические характеристики
  • Невозможность единовременного приобретения нескольких единиц ПС
  • Отвлечение значительных сумм оборотных средств предприятия

Вариант приемлем для автотранспортных предприятий достигших срока самоокупаемости, имеющих достаточный объем оборотных средств


Приобретение
Подвижного состава за счет кредитных ресурсов

  • Предприятие получает возможность купить больше автотранспортного подвижного состава при самофинансировании
  • Возможность диверсификации подвижного состава
  • Возможность выбрать автотранспортный подвижной состав по наилучшим техническим и экологическим характеристикам
  • Предприятие часто должно предоставлять какой-либо дополнительный залог.
  • Проценты, уплачиваемые банку, нельзя в полном объеме относить к расходам по налогу на прибыль
  • В ряде случаев условием кредитования является открытие предприятием своего финансового положения

Вариант является приемлемым в основном для предприятий с хорошим финансовым положением, достаточным объемом оборотных средств, рентабельностью выше отраслевой и обеспеченностью основными средствами для целей залога


Приобретения ПС с использованием механизма лизинга
  • Автомобиль полностью амортизируется за срок лизинга.
  • возможность зачесть НДС по лизинговым платежам.
  • Лизинговые платежи в полном объеме ложатся на себестоимость и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
  • Право собственности на технику переходит к лизингополучателю только по окончании всех расчетов по договору лизинга


Для мелких и средних фирм лизинг часто является единственно возможным способом финансирования и инвестиций 

Совместное финансирование:
привлечение собственных и заемных средств






  • Предприятие получает возможность ориентироваться на собственные потребности в подвижном составе при его приобретении
  • Право собственности на приобретаемый ПС переходит к предприятию в самом начале осуществления проекта
  • Появление дополнительных затрат, связанных с выплатой процентов за кредит и предоставлением гарантий
  • Высокий финансовый риск проекта, связанный с последствиями возможного невозврата кредита

Данный вариант подходит для всех малых автотранспортных предприятий


Выкуп подвижного состава с зачетом стоимости (трейд-ин)



  • Удобство и экономия времен
  • Экономия денежных средств при продаже старого автомобиля
  • Безопасность совершения сделки
  • Возможность покупки в кредит
  • Гарантия на техническую исправность автомобиля.
  • Обменять можно любой автомобиль, не обязательно купленный по системе Трейд-ин. 
  • Возможность простой продажи. 
  • Подержанные автомобили дешевле. 
  • Дополнительные бонусы при покупке: возможность бесплатно пройти техосмотр в будущем или скидки на приобретение какого-то товара
  • В среднем за подержанный автомобиль салоны, практикующие Трейд-ин, предлагают цену на 10-15% ниже, чем на рынке.
  • Ограниченность выбора
  • Низкая известность системы в России. 
  • Покупаем автомобиль взамен старого (трейд-ин)

Данный вариант подходит для всех малых автотранспортных предприятий


Приложение № 2


Основные термины (генерируются автоматически): подвижной состав, автотранспортный подвижной состав, малое автотранспортное предприятие, автомобильное топливо, вторичный рынок, выбор стратегии приобретения, предприятие, средство, уровень инфляции, эксплуатационная надежность.


Задать вопрос