В современных условиях серьезной конкуренции среди крупных иностранных компаний и российским предприятиям появляется задача распространения торговых сетей с минимальными затратами и рисками ведения бизнеса при одновременном сохранении качества предоставляемых услуг и товаров. Одним из перспективных направлений, который позволяет выйти из сложившейся ситуации на сегодняшний день, является использование франчайзинга как одной из возможной формы бизнес сотрудничества.
Ключевые слова: франчайзинг, франчайзер, франчайзи, франчайзинговый пакет, договор коммерческой концессии, межфирменное сотрудничество.
Нестабильность экономической ситуации в стране усложняет ведение бизнеса. Действие кризисных факторов способствует снижению предпринимательской активности во многих сферах хозяйственной жизни, уровня инвестиционной привлекательности отраслей, секторов отечественной экономики. В данных экономических реалиях также сложнее становится открывать новый бизнес.
В кризисных условиях достаточно эффективно зарекомендовала себя относительно новая форма ведения бизнеса, такая как франчайзинг. Она стала своего рода видом интеграции крупного корпоративного и малого бизнеса.
Франчайзинг — форма продолжительного делового сотрудничества нескольких фирм, при которой компания с известным на рынке именем (франчайзер) перепродает права на него вместе с технологией производства или продажи товара или услуги независимым от нее предприятиям (франчайзи). [3, c.47]
Суть франчайзинговой формы сотрудничества состоит в том, что, как правило, крупная и достаточно известная для потребителям фирма заключает договор с мелким самостоятельным предприятием о предоставлении ему исключительного права на выпуск и сбыт определенного вида товаров, а также оказания услуг под торговой маркой данной компании. Как способ развития бизнеса франчайзинг в значительной степени выигрывает в скорости. Можно отметить, что высокие темпы роста сети достигаются в связи с отсутствием необходимости поиска средств на капитальные затраты.
Как показывает практика, открыть предприятие по франшизе в новом регионе получается быстрее, чем организовать собственное подразделение. Местные предприниматели лучше знают специфику своего региона, а поэтому они могут провести этап запуска быстрее менеджеров, командированных из центра. Знание местного рынка изнутри — основное преимущество франчайзи. становится обладателем огромных преимуществ в данном сегменте.
Однако, франчайзинг как форма ведения имеет и ряд недостатков. Рассмотрим их на рисунке 1.
Рис. 1. Преимущества и недостатки для франчайзера [2, c.84]
Главной проблемой текущей работы является контроль над франчайзи, который является независимым хозяйствующим субъектом и часто хочет принимать решения самостоятельно.
Основные преимущества и недостатки франчайзинга для франчайзи схематично представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Преимущества и недостатки для франчайзи [2, c.86]
Открывая свой бизнес под эгидой известного бренда, компания–франчайзи получает множество конкурентных преимуществ. Во-первых, нет необходимости тратить денежные средства, чтобы потребители узнали о вас и вашем товаре. Франчайзер всячески помогает франчайзи избегать ошибок, свойственных другим предпринимателям, предоставляя своим подопечным квалифицированную поддержку.
В России есть все необходимые условия для дальнейшего распространения франчайзинга. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга (EFF), за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98 %. Согласно данным Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), в последнее время Россия является одним из лидеров по росту количества франчайзинговых компаний. По оценкам РАФ, рынок франчайзинга в России за последние пять лет увеличивался на 25 % ежегодно.
Эксперты Российской академии франчайзинга прогнозируют рост в сегменте оказания услуг в геометрической прогрессии, вплоть до достижения общемировых показателей (примерно 25 % мирового рынка франчайзинга). И, по их мнению, этот рост будет обеспечен с помощью появления различных сервисов (от персональных до b2b) за счет сектора риэлтерских и туристических услуг, почти не освоенного франчайзингом. [1, c.66]
По темпам развития франчайзинга в настоящее время Россия входит в число мировых лидеров. По данным РАФ на территории РФ работает более 20 тыс. франчайзинговых точек и около 485 франчайзеров. [4, c.467]
Таким образом, франчайзинг — это особый механизм, способной стать действенным инструментом в повышении эффективности малого и крупного бизнеса, а также в объединении их преимуществ. Развитие современного франчайзинга является общемировой тенденцией и представляет собой эффективный способ организации бизнес.
Подводя итог проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что для развития системы франчайзинга в России есть достаточно большие возможности, однако для их реализации необходимо создание определенных условий. Для начала, необходимо провести совершенствование законодательства. Необходим закон о франчайзинге и внесение соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства, а также систему развития франчайзинга в России. Вторым важным аспектом является создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинга.
Литература:
- Безрукова Т. Л., Шанин И. И., Романова А. Т. Нужен ли России франчайзинг? // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2013. — № 7. — С. 66–68.
- Васильева О. С. Специфика реализации франчайзинга в крупных торговых сетях на отечественном потребительском рынке // Актуальные проблемы экономики и права. — 2015. — № 2. — С. 80–86.
- Гасич В. В. Франчайзинг как форма ведения бизнеса // Национальная ассоциация ученых. — 2016. — с № 10–1. — с. 47–48.
- Кокаев М. И. Франчайзинг как форма международного бизнеса в условиях российского рынка // Молодой учѐный. — 2017. — № 4. — С. 468–470.