В статье рассматривается роль информационных систем при подготовке специалистов в высших учебных заведениях России по направлению «Техносферная безопасность», приведены некоторые компьютерные и информационные технологии для решения повышения надежности работы, как специалистов, так и объектов в техносфере.
Ключевые слова: техносферная безопасность, информационные системы, информационная среда.
В условиях возрастающих антропогенных и техногенных нагрузок на человека и на окружающую природную среду растет востребованность в специалистах по разработке методов и способов минимизации опасностей природного и техногенного происхождения во всех отраслях промышленности. К тому же возрастает значение подготовки специалистов, способных оперативно организовать работу по защите в чрезвычайных ситуациях, руководить мероприятиями по предупреждению, локализации и ликвидации последствий аварий и катастроф [2].
На сегодняшний день информационные технологии занимают ключевую позицию в обеспечении техносферной безопасности в России. Подготовка специалистов, владеющих умениями и знаниями в области информационных технологий в обеспечении безопасности жизнедеятельности, становится одной из главных задач Высших учебных заведений России. Для решения данной задачи в магистерскую учебную программу включен предмет «Информационные технологии в обеспечении безопасности жизнедеятельности».
Целью дисциплины «Техносферная безопасность», является подготовка специалистов, владеющих современными компьютерными и информационными технологиями, применяемых в области обеспечения техносферной безопасности, участвующих в разработке инженерных технологий защиты природной среды в аварийных ситуациях, а также способных рассчитать социально-экономическую эффективность этих защитных мероприятий.
Так как данная дисциплина основана на новейших достижениях науки в области информационных технологий по обеспечению безопасности жизнедеятельности, она позволяет специалистам эффективно выбирать оптимальные компьютерные и информационные технологии для решения повышения надежности работы объектов в техносфере и разрабатывать бизнес — планы для обеспечения безопасности на предприятиях [1].
Будущие инженеры с помощью современных программных средств должны решать профессиональные, научно-педагогические и научно-исследовательские задачи в области проектирования систем безопасности. Наиболее известными компьютерными программами, используемые инженерами для расчета безопасности и технического риска, являются АРБИРТ, TOXI+Risk, Fenix + (программа для расчета пожарного риска в зданиях и сооружениях). Также они должны иметь навыки в таких простых программах, как Microsoft Word, Excel, MATLAB, без труда работать с электронными версиями нормативных документов, базами данных Access.
На сегодняшний день современному рынку труда требуются высококвалифицированные специалисты в области техносферной безопасности для обеспечения безопасности человека в искусственно созданной среде. Практически всем промышленным предприятиям, учебным и научным организациям нужны инженеры, владеющие новейшими информационными технологиями в данной области. Поэтому каждое предприятие является потенциальным работодателем для выпускников (магистров) по специальности «Техносферная безопасность». Предприятия заинтересованы в переподготовке своего существующего кадрового состава инженеров, т. к. современный уровень развития вычислительной техники и использования информационных технологий предоставляет новые возможности для обучения и подготовки специалистов в области промышленной безопасности, в том числе с использованием единых информационных ресурсов и информационных образовательных сред [2]. К примеру, компьютерные тренажеры для аттестации персонала по промышленной и пожарной, радиационной, ядерной, и экологической безопасности объектов атомной, нефтяной и газовой промышленности и энергетики представляют собой эффективный инструмент для формирования кадрового потенциала экспертов по прогнозированию и ликвидации промышленной безопасности сложных и потенциально опасных технических объектов, сооружений и систем, применяемых в стране.
Подводя итог, можно сказать, что данная дисциплина готовит магистрантов к работе в современной информационной среде, где основной поток информации идет в электронном виде, для успешного осуществления профессиональной деятельности в области техносферной безопасности, которое предусматривает умение высокоэффективно использовать технические средства, оценивать и прогнозировать ситуации, а также быть конкурентоспособным на современном рынке труда [1]. Все это приведет к достижению финансовой устойчивости и эффективности в стратегической деятельности техносферного объекта в разные периоды развития жизненных циклов нашего общества и всего мира в целом.
Литература:
- Институт гражданской защиты — Магистратура. 20.04.01 «Техносферная безопасность» (Информационные технологии в техносферной безопасности) [Электронный ресурс]- 2015 — Режим доступа: http://f-igz.udsu.in/iez abitur/maaistratura-igz/iaz maa it.
- Тюменскийиндустриальный университет. Кафедра «Техносферная безопасность» [Электронный ресурс] — 2017 — Режим доступа: https://www.tyuiu.ru/institutes/inig/sub-facultys_/2799–2/tekhnosfemaja-bezopasnost/