Ключевые слова: социальное обеспечение, материальное обеспечение, статус судей, внесение изменений.
Повышения уровня денежно-имущественной незаинтересованности судей, есть гарантия их независимости. В связи с этим вопрос о предоставлении судьям на ряду с установленными нормами социального и материального обеспечения дополнительных, является широко осаждающимся.
Законодатель, обращая внимание на данную проблему, принимает законопроект № 548878–7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» [1.].
Данный законопроект призван обеспечить нуждающихся в жилых помещениях судей, по средствам предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений либо вместо нее на основании заявления судьи жилое помещение в собственность.
Разработчики законопроекта в пояснительной записке по праву замечают, что Конституционный суд в своем постановлении от 31 января 2008 г. № 2-П [2.], писал, о том, что законодателю необходимо надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В целях определения критериев нуждаемости, порядка и сроков предоставление данного материального обеспечения.
Вводимые изменения не являются принципиально новыми, подобный порядок был ранее введен Федеральным законом от 31.12.2017 N 492-ФЗ [3.] в отношении работников прокуратуры. Данный порядок почти идентичен тому, который в настоящее время вводится для судей.
В связи с данными изменениями, совместно был принят законопроект № 548880–7 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [4.], в которой нуждающиеся судьи, получившие сумму единовременной социальной выплате, освобождаются от налогообложения на данный единовременный доход.
Данные изменения видятся актуальными вследствие реформ, коснувшихся судоустройства в стране, а именно формирования новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции. Данные суды не связываются пределами административно-территориального деления, и с целью стимуляции переезда в места образовавшихся судов опытных и компетентных специалистов, предоставления единовременной выплаты будет рассматриваться позитивно.
Большой интерес вызывает законопроект N 534181–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан» [5.], который призван, предоставить социальные гарантии при наступлении инвалидности у судьи, в случаях, не связанных с исполнением им служебной деятельности, и препятствующей в дальнейшем занимать должность судьи.
Рассматриваемый законопроект N 534181–7, был разработан в целях исполнения Постановления Конституционного Суда от 19 февраля 2018 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска» [6.], которым было признано, что ч. 5 ст. 2 ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации» не соответствуют Конституции РФ. Поскольку в настоящее время не существует правового механизма гарантии судьям, ставших инвалидами, по причинам не связанных со служебной деятельностью, и до приобретения ими права на ежемесячное пожизненное содержание ушедшим в отставку в связи с неспособностью по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, социальные выплаты в размере, который соотносился бы с утраченным доходом в виде ежемесячного денежного вознаграждения.
В целях устранения данного пробела, законодатель предлагает ввести ежемесячное денежное содержание по инвалидности, размер которого устанавливается в процентном отношении от суммы ежемесячного денежного вознаграждения и в зависимости от группы инвалидности и стажа работы в должности суди.
Таким образом, в настоящее время законодатель устраняет противоречия в действующем законодательстве, по средствам внесения изменений. Такие действие должны оказать позитивное влияние на осуществление правосудия в стране, и укрепить действующие принципы судопроизводства в целом.
Литература:
- Законопроект № 548878–7 О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», статью 6 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» и признании утратившими силу пунктов 10 и 11 Постановления Верховного Совета Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/548878–7 (дата обращения: 29.10.2018)
- Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 января 2008 г. N 2-П г. Москва «По делу о соответствии Конституции Российской Федерации положения пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»" // Российская газета,№ 4587 (0), 13.02.2008.
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон О прокуратуре Российской Федерации и Федеральный закон О Следственном комитете Российской Федерации» от 31.12.2017 N 492-ФЗ // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286759/ (дата обращения: 29.10.2018)
- Законопроект № 548880–7 «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» // URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/548880–7 (дата обращения: 07.11.2018)
- Законопроект N 534181–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам материального обеспечения судей, пребывающих в отставке, и пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан»// URL: http://sozd.parliament.gov.ru/bill/534181–7 (дата обращения: 07.11.2018)
- Постановление Конституционного Суда от 19 февраля 2018 г. № 9-П «По делу о проверке конституционности части 5 статьи 2 Федерального закона «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан», пункта 5 статьи 15 и пункта 7 статьи 20 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в связи с запросом Промышленного районного суда города Смоленска» // СПС КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291217/ (дата обращения: 07.11.2018)