Эпиграф проекта:
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — это хорошо,
А когда наоборот — трудно.
Тип проекта:
Социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.
Срок реализации проекта:
3 месяца (ноябрь, декабрь, январь.)
Участники проекта:
Дети второй группы раннего возраста «Чебурашка», воспитатели, родители.
Гипотеза проекта:
«Добрый человек — хороший человек?»
Цель проекта:
Нравственное воспитание дошкольников посредством совершения добрых поступков. Научиться совершать добрые поступки. способствовать формированию коммуникативных умений. уважение к окружающим людям
Задачи проекта:
- Познакомить детей со словами приветствия и прощания, вежливого обращения к друг другу и со взрослыми;
- Помочь детям понять, что такое доброта, добрые поступки; воспитывать любовь, уважение, доброту к маме, своим друзьям; создание атмосферы доброжелательности в группе;
- Учить детей быть внимательными к своим сверстникам, к близким людям, совершать для них добрые дела;
- Уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, развивать умения высказывать свою точку зрения;
- Побуждать детей к положительным поступкам и делам.
Направленность проекта:
Формирование у ребенка бережного отношения к окружающему миру, воспитание гуманных чувств.
Актуальность проекта:
Нравственное воспитание — целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений. Результатом нравственного воспитания у дошкольников являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств, сформированность этических норм поведения. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.
В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы общества. Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы поведения. Стремясь, стать взрослым, ребенок подчиняет свои действия общественным нормам и правилам поведения.
Задача воспитателя — формировать в детях любовь к Родине, доброжелательное и уважительное отношение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание помогать взрослым. Воспитывать активность и самостоятельность, отзывчивость и сочувствие, доброту и радость за добрые поступки. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Формы реализации проекта:
Индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания, использование мультимедийных технологий, творческая художественная деятельность детей, работа с родителями.
Этапы работы над проектом:
1 этап:
Разработка проекта (подготовительный).
‒ Подготовка необходимого материала для реализации проекта;
‒ Подбор и изучение научной литературы и ФГОС по данному проекту;
‒ Консультации для родителей (ознакомить родителей с темой проекта, с проблемами, вставшими перед детьми)
‒ Анкетирование родителей на тему «Что такое доброта?»
2 этап:
Осуществление проекта (основной)
‒ —Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
3 этап:
Заключительный
‒ Оформление тематической книжной выставки в группе.
‒ Организованна творческая мастерская: «Улыбка» (изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему»).
‒ Проведение акции «Сотвори добро» (бережное отношение детей к живому миру природы).
‒ Создание шкатулки добрых слов;
‒ Открытое мероприятие «Добрые ладошки»;
‒ Презентация проекта;
План проекта: «Доброта владошках»
Направление реализации проекта |
Взаимодействия сдетьми |
Познавательное развитие |
Рассматривание сюжетных картинок: «Хорошо — плохо». Рассматривание альбома: «Правила поведения дошкольника» Проведение акции «Сотвори добро» (бережное отношение детей к живому миру природы: изготовление кормушки, подкармливание птиц). Наблюдение «Птицы зимой» |
Речевое развитие |
Беседы: 1. «Мамочка моя»» Цель: развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за заботу. 2. «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: формировать умение вести диалог с воспитателем, побуждать детей к разговору, формировать представления детей о том, что «хорошо» и что «плохо», формирование доброжелательного отношения друг к другу, умения делиться с товарищем. 3. «Добрый Дедушка Мороз». Цель: дать детям представление о главном герое новогоднего праздника — Дедушке Морозе; учить рассматривать предметы одежды (шапку, халат и бороду Деда Мороза) и отвечать на вопросы в ходе рассматривания; формировать представление детей о добром Дедушке Морозе, который любит детей и приносит им подарки; воспитывать интерес к Деду Морозу. 4. «Почему нужно уметь уступать?» Цель: Учить детей избегать ссор, уступать и договариваться друг с другом. 5. «Добрые дела». Цель: Объяснить детям, что добрые дела доставляют радость. 6. «Я люблю трудиться!» Цель: Рассказать детям о полезности и значимости труда. Чтение различной художественной литературы по теме «Доброта», обсуждение поступков героев, заучивание стихотворений о доброте наизусть, рассказывание стихотворений родным и близким; заучивание пословиц, песенок, потешек о доброте; дети разучивают мирилки; Художественные произведения: В. Берестов «Больная кукла» А. Кузнецова «Подружки». Л. Толстой. «Был у Пети и Миши конь.».. Сказки: «Волк и лиса», «Волк и семеро козлят», «Лиса и заяц», «Два жадных медвежонка». (уточнение представлений детей о добрых и злых поступках и их последствии) |
Социально-личностное развитие |
Дидактические и словесные игры: «Что такое хорошо, что такое плохо», «Волшебный мешочек», «Я знаю добрые слова», «Угадай настроение», «Ладошки». «Помоги волшебнику», «Добрые приветствия», «Давайте познакомимся», «Доброе животное», «Как Буратино стал вежливым», Игровое упражнение: «Добрый поступок» «Котик и ежик на качелях», «Машина», Решение проблемных ситуаций: «Как поступить», Ситуативная игра-история: «Помощь бельчонку», Психогимнастика: «Дружные ребята» Сюжетно-ролевые игры: «Моя семья. Как живут дети?», «Магазин подарков» (выбираем подарок другу) Просмотр мультфильмов: «Добро пожаловать», «Сказка про доброго носорога», «Чудовище», «Как ослик счастье искал». |
Физическое развитие |
Подвижная игра: «Добрые и вежливые слова», «Щенок», «Ручеек», «Лошадки». Игры малой подвижности: «Менялки», «Обыграй превращение». Пальчиковые игры: «Я пеку, пеку, пеку», «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Моя семья», «Здравствуй». Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Печем пироги» |
Художественно-эстетическое развитие |
Рисование Тема: «Воздушные шарики для зайчика» Цель: учить детей рисовать цветными карандашами, воспитывать в детях желание помогать друг другу. Лепка: Тема «Покормим птиц» Цель: вызвать интерес к лепке, формировать умение отщипывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, скатывать круговыми движениями ладоней, придавая правильную форму, фиксировать внимание на величине, количестве, цвете; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к птицам, вызвать желание оказывать им помощь; Музыка: Выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение «Подружились» муз. Вилькорейской «Дорогою добра», «Доброта» (м/ф про Фунтика), «Ярко светит солнце» (м/ф про кота Леопольда) Прослушивание музыкального произведения: П. Чайковского «Болезнь куклы», песня «Есть у солнышка дружок» сл. Е.Каргановой, муз. Е.Тиличеевой Организованна творческая мастерская: «Улыбка» (изготовление стикеров «Подари улыбку прохожему»). |
Результативность:
- В группе созданы необходимые условия по приобщению к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
- Активное участие родителей в реализации проекта позволяет осуществить преемственность между детским садом и семьей по нравственному воспитанию.
- Сформированы способности детей договариваться, оказывать друг другу поддержку, взаимопомощь.
- У участников проекта появилось стремление совершать добрые поступки
Литература:
- Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Проектная деятельность дошкольников. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Методическое пособие. М., 2008 г.
- «День за днем говорим и растем: пособие по развитию детей раннего возраста» О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница М., 2007 г.;
- «Социально-коммуникативное развитие дошкольников». Методическое пособие. Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова 2018г.;