Ключевые слова: инновации, логистика, информационная логистика, CRM, МойСклад, информационные логистические системы.
В связи с увеличением динамики окружающей среды предприятия информационная логистика является одним из важнейших факторов развития предприятия, особенно если компания работает в сфере интернет-продаж.
В век информационных технологий одним из факторов конкурентоспособности предприятия является возможность быстрого получения и отправки необходимой информации. Темпы развития и расширения информационной сферы в настоящее время очень высоки. Таким образом, возникает проблема с выбором и внедрением информационных систем.
Нельзя обойти вниманием компании, предлагающие транспортно-экспедиторские и логистические услуги. Разнообразие информационных систем, которые представлены на рынке, приводит к нерациональному и неадекватному выбору и использованию программного обеспечения, предназначенного для определенных целей и решения определенных проблем [2].
В наше время информационные технологии проникли практически во все сферы жизни: образование, подготовку профессионалов по логистике, и без сомнения в саму логистику, цепи поставок, структурные элементы, потоки процессов. Данные инновации внедряются на региональном, национальном и международном уровне.
На данный момент существует 5 подходов в логистическом сервисе, которые также называются Party Logistic:
1) 1PL (First Party Logistic) — Автономная логистика. Данная технология была сформирована еще в 70е-80 годы XX века. Ее особенность состоит в том, что грузовладелец сам выполняет все логистические операции.
2) 2PL (Second Party Logistic) — Традиционная логистика. Это частичный аутсорсинг, при котором компания берет на себя лишь часть логистических функций, таких как: планирование, складирование и формирование логистических цепей, прибегая к использованию транспортной компании, так как не имеет необходимого собственного транспорта.
3) 3PL (Third Party Logistic) — Комплексный логистический аутсорсинг. 3PL — это система, когда компания большей частью или же полностью перекладывает внешние логистические операции на другую компанию, которая будет этим заниматься. В комплекс услуг компании, которая занимается логистическими операциями, входят: транспортировка, складирование, упаковка и экспедирование товара. 3PL используют в основном подрядные компании, которые оказывают услуги логистики и грузоперевозок.
4) 4PL (Fourt Party Logistic) — интегрированный логистический аутсорсинг. 4PL — это сервис, где производитель привлекает другую компанию, которая будет занимать полной логистикой, планировать и проектировать цепочки поставок, а также передаёт ей возможности по управлению логистическими бизнес-процессами предприятия. 4PL пользуются такие компании как: Toshiba, Sony, Ford и многие другие крупнейшие компании.
5) 5PL (Fifth Party Logistic) — «виртуальная логистика». Когда у компании, которая занимается 4PL, появляется возможность предоставлять и услуги сетевого бизнеса, она становится 5PL компанией. Такие компании, использующие глобальные информационно-технологические пространства, способны оказать весь спектр услуг. Яркие примеры — это Amazon, eBay, Aliexpress.
Многие считают, что на данный момент 5PL компаний не существует, и это всего лишь совершенствование 4PL системы.
Сегодня Европа выделяет огромные средства на развитие IТ-технологий и в области логистики в том же числе. Поэтому лет через 20–30 на территории Евросоюза будет существовать единая логистическая информационная сеть. А она, в свою очередь, даст толчок в развитии 5PL компаний [1].
В наше время на территории СНГ в большинстве компаний развита 3PL логистика. В российских организациях, которые используют информационную технологию, работает функции 3PL-провайдера, т. е. полноценного логистического партнера.
Использование информационной системы в логистике должно быть индивидуальным, в зависимости от количества задач и структуры организации.
В основе информационной логистики лежат три основных принципа:
– Актуальность;
– Время;
– Место.
Таким образом, основной задачей информационной логистики является создание системы, в которой протекает информационный поток, настраиваемый таким образом, чтобы пользователи при минимальных затратах получали доступ к актуальной информации тогда, когда это необходимо и там, где это необходимо.
На данный момент на рынке существует большое количество систем по управлению транспортом. Ниже представлены наиболее известные из них:
– Gonrand — система подбора грузоперевозок.
– Videotrans — бельгийская система подбора грузоперевозок
– BRS и CTC — фрахтовщик, связывающийся с информационной системой, а не с перевозчиком.
– Espace Cat — французская система подбора грузоперевозок.
– ISCIS (Интегрированная Информационная Система Цепочки Поставок) — позволяет проводить экспертные и аналитические оценки при принятии решений.
Минус данных систем заключается в том, что они почти все зарубежные, и общедоступной информации о них мало. Поэтому компании часто сталкиваются с проблемами в правильном выборе данной системы.
Способ решения данной проблемы заключается в правильном процессе выбора системы, который будет описан ниже.
Процесс выбора информационной системы состоит из восьми этапов, этот процесс занимает около восьми месяцев:
- Сбор требований к информационной системе, в которую клиенты будут вовлечены;
- Предварительный анализ рынка с использованием отчетов независимых аналитических агентств и другую общедоступную информацию;
- Запрос информации от поставщиков информационных систем;
- Запрос на стоимость услуги;
- Создание окончательного списка кандидатов;
- Непосредственное ознакомление с решениями;
- Переговоры по условиям договора с поставщиками и партнерами;
- Окончательный выбор.
В качестве примера правильного выбора информационно логистической системы рассмотрим деятельность компании ООО «Движение Плюс».
Компания ООО «Движение Плюс» занимается в сфере интернет продаж, то управление транспортом один из важнейших составляющих этой компании. У компании есть интернет-магазин «Защитные Тенты РФ».
Интернет-магазин занимается продажей автоаксессуаров, таких как:
– Тенты чехлы для автомобилей;
– Тенты чехлы антиград для автомобилей;
– Разнообразные коврики для автомобиля;
– Тенты чехлы для мотоциклов;
– Мото-аксессуары;
– Тенты чехлы для скутеров;
– Тенты чехлы для снегохода и т. д. [3].
Интернет-магазин работает на базе интернет — ресурсов CRM и МойСклад. Так как это малый бизнес, то он пользуется услугами бухгалтеров на базе аутсорсинга. Для того, чтобы бухгалтеры смогли оплачивать счета, определять заработную плату для менеджеров по работе с клиентами, заработная плата у которых считается в сумме от процентов продаж, им нужно знать, сколько и на какую сумму менеджер продал товара в данный месяц. Для этого и используется интернет ресурс МойСклад, где каждый менеджер должен лично вносить информацию по клиенту, такую, как:
– ФИО;
– Название товара;
– Сумму покупки;
– ФИО менеджера;
– Дату совершения сделки;
– Место доставки.
Это занимает около 3–4 минут. В то же время среднее время работы менеджера с клиентом на оформление заказа составляет 6 минут. Менеджерами по логистике было принято решение воспользоваться услугами IT-компании для того, чтобы провести синхронизацию CRM-системы и ресурса МойСклад. Узнав цены и время, за которое IT-компания сможет провести синхронизацию, менеджеры провели подсчёты и сделали вывод, что данная синхронизация может повысить прибыль в разы.
– 4500 рублей — средний размер чека;
– 25–30 человек, согласных на оформление заказа;
– 100–120 человек всего в день звонящих;
– 6 минут на разговор;
– 4 минуты на внесение клиента в МС;
– 3 менеджера для работы с клиентами;
– 2400 рублей за синхронизацию;
– 10:00–00:00 — время работы менеджеров.
1) 110*6=660 минут для разговора с клиентами или 11 часов чистого времени, в то время как магазин работает 14 часов;
2) 30*4=120 минут или 2 часа чистого времени на оформление заказа в МС;
3) 11+2=13 часов для полного цикла работы. Рабочая смена менеджеров составляет с 10:00–17:00, с 13:00–20:00, с 17:00–00:00;
4) 4500:840=5,4 рубля в минуту;
5) 5,4*120=643 рубля в день теряется на оформление клиентов в МС;
6) 2400/643≈4 дня. Время, за которое окупится синхронизация.
Из проведённых подсчётов можно увидеть, что время, за которое окупится синхронизация, составляет 4 дня, далее прибыль будет идти в плюс. Также это позволило в любую минуту при наличии подключения к сети Интернет получить данные о клиенте, которые были автоматически занесены на сайт МойСклад.
При подсчётах не были учтены человеческие факторы, такие как: усталость, невнимательность и т. д., вследствие которых менеджер может забыть указать что-то о клиенте или ФИО менеджера, оформившего заказ, что скажется на его личном заработке.
При адекватном выборе информационной системы, которой будет пользоваться компания, особенно важно помнить, что система должна поддерживать отраслевые стандарты и иметь открытые интерфейсы для легкой интеграции и синхронизации с другими системами компании. Это такие системы, как: системы исполнения заказов на продажу, финансовые системы, системы управления транспортом, системы управления взаимоотношениями между клиентом и компанией и т. д.
Следуя вышеописанным принципам выбора, любая компания сможет выбрать подходящую информационно логистическую систему и оставаться конкурентоспособной на широком рынке длительный срок.
Литература:
- Вавулин Л. С., Ретивцев И. В. Совершенствование логистических информационных систем на предприятии // [Электронный ресурс]. — 2017. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=28904099 (дата обращения: 10.12.2018).
- Корнелюк П. С. Власова А. В. Rational management of an enterprise with the help of logistics systems // [Электронный ресурс]. — 2018. — Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=35440920 (дата обращения: 10.12.2018).
- Официальный сайт интернет-магазина «Защитные тенты РФ» // https://защитныетенты.рф (дата обращения: 10.12.2018).