Главной целью учебно-воспитательного процесса в условиях современности является не только всестороннее развитие ребенка, но и формирование такой личности, которая была бы готова к активному самообразованию, саморазвитию и реализации собственного потенциала. Именно этим обусловлено сейчас внимание педагогов к инновациям в образовании. Ведущее место в системе таких новейших технологий занимает проектная деятельность.
Сейчас метод проектов рассматривается как одна из конкретных возможностей использования жизни для образовательных и воспитательных целей, средство расширения горизонтов в педагогической теории и практике, что обусловливает переход от воспитания словесного к воспитанию самой жизнью в самой жизни. Указанный метод основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на конкретный результат, которого достигает ученик при решении той или иной задачи [3, с.165].
Основными задачами учебно-воспитательного процесса по проектной технологии в начальной школе являются:
- формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях;
- развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков;
- формирование навыков научно-исследовательской работы [4, с.118].
Опыт работы учителей начальных классов свидетельствует, что в проектной деятельности целесообразно выделять следующие этапы:
- мотивационный;
- планово-подготовительный;
- информационно-операционной;
- рефлексивно-оценочный.
Однако для проектно-учебной деятельности младшие школьники должны обладать особой готовностью, «зрелостью», которая заключается в следующем.
Во-первых, это ряд сформированных коммуникативных умений, которые являются основой эффективного социально-интеллектуального взаимодействия в процессе обучения, к которым можно отнести:
‒ умение спрашивать (выяснять точку зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);
‒ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
‒ умение высказывать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано ее доказывать);
‒ умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждения).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети вместе с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующих как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний [2, с.89].
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, некая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
‒ развитие аналитико-синтетических действий;
‒ сформированность алгоритма сравнительного анализа;
‒ умение выделять существенные признаки, соотношение данных, составляющих условие задачи;
‒ возможность выделять общий способ действий;
‒ перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом широта, мера самостоятельности и обоснованность — это главные качественные характеристики развития всех составляющих обобщенности умственных действий у детей младшего школьного возраста.
Кроме того, к характеристике «интеллектуальной зрелости» учащихся начальной школы можно отнести наличие следующих качеств мышления: гибкость, вариативность, а также самостоятельность, формированию которых способствуют активные методы и приемы обучения, диалоговые формы общения учителя с учениками [1, с.3].
Как третий показатель готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает система содержательной, дифференцированной самооценивающей и оценивающей деятельности, которая содействует развитию у детей следующих важных умений:
‒ адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
‒ обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
‒ выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
В заключение хочется отметить, что проектная деятельность приобретает важное значение в условиях личностно ориентированного обучения. Она эффективно обеспечивает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. И, как показывает опыт, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в практике работы современной начальной школы.
Литература:
- Ефимова Л. П., Явгильдина З. М. Развитие готовности подростков к проектной деятельности как педагогическая проблема // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gotovnosti-podrostkov-k-proektnoy-deyatelnosti-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 03.01.2019).
- Крупышева А. С. Особенности метода проектов в начальном образовании // Теоретические и методологические проблемы современного образования. — 2015. — С. 88–90.
- Скачилова О. В., Прохорова Л. М. Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2017. — №. 1. — С. 165–166.
- Усынин М. В. Проектная деятельность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2015. — №. 3. — С. 115–127.