Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 09.01.2019

Статья просмотрена: 892 раза

Библиографическое описание:

Перевозова, Н. А. Формирование готовности младших школьников к проектной деятельности / Н. А. Перевозова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 363-364. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55397/ (дата обращения: 19.12.2024).



Главной целью учебно-воспитательного процесса в условиях современности является не только всестороннее развитие ребенка, но и формирование такой личности, которая была бы готова к активному самообразованию, саморазвитию и реализации собственного потенциала. Именно этим обусловлено сейчас внимание педагогов к инновациям в образовании. Ведущее место в системе таких новейших технологий занимает проектная деятельность.

Сейчас метод проектов рассматривается как одна из конкретных возможностей использования жизни для образовательных и воспитательных целей, средство расширения горизонтов в педагогической теории и практике, что обусловливает переход от воспитания словесного к воспитанию самой жизнью в самой жизни. Указанный метод основывается на идее о направленности учебно-познавательной деятельности на конкретный результат, которого достигает ученик при решении той или иной задачи [3, с.165].

Основными задачами учебно-воспитательного процесса по проектной технологии в начальной школе являются:

  1. формирование навыков самостоятельной деятельности, применение знаний в нестандартных ситуациях;
  2. развитие у учащихся коммуникативных умений и навыков;
  3. формирование навыков научно-исследовательской работы [4, с.118].

Опыт работы учителей начальных классов свидетельствует, что в проектной деятельности целесообразно выделять следующие этапы:

  1. мотивационный;
  2. планово-подготовительный;
  3. информационно-операционной;
  4. рефлексивно-оценочный.

Однако для проектно-учебной деятельности младшие школьники должны обладать особой готовностью, «зрелостью», которая заключается в следующем.

Во-первых, это ряд сформированных коммуникативных умений, которые являются основой эффективного социально-интеллектуального взаимодействия в процессе обучения, к которым можно отнести:

‒ умение спрашивать (выяснять точку зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации «дефицита» информации или способов действий);

‒ умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);

‒ умение высказывать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано ее доказывать);

‒ умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждения).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети вместе с учителем в учебных ситуациях «открывают» и доступно для себя формулируют необходимые «правила общения», регулирующих как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний [2, с.89].

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, некая «интеллектуальная зрелость». Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

‒ развитие аналитико-синтетических действий;

‒ сформированность алгоритма сравнительного анализа;

‒ умение выделять существенные признаки, соотношение данных, составляющих условие задачи;

‒ возможность выделять общий способ действий;

‒ перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом широта, мера самостоятельности и обоснованность — это главные качественные характеристики развития всех составляющих обобщенности умственных действий у детей младшего школьного возраста.

Кроме того, к характеристике «интеллектуальной зрелости» учащихся начальной школы можно отнести наличие следующих качеств мышления: гибкость, вариативность, а также самостоятельность, формированию которых способствуют активные методы и приемы обучения, диалоговые формы общения учителя с учениками [1, с.3].

Как третий показатель готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности выступает система содержательной, дифференцированной самооценивающей и оценивающей деятельности, которая содействует развитию у детей следующих важных умений:

‒ адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

‒ обоснованно и доброжелательно оценивать, как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

‒ выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

В заключение хочется отметить, что проектная деятельность приобретает важное значение в условиях личностно ориентированного обучения. Она эффективно обеспечивает взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса. И, как показывает опыт, метод проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в практике работы современной начальной школы.

Литература:

  1. Ефимова Л. П., Явгильдина З. М. Развитие готовности подростков к проектной деятельности как педагогическая проблема // Интернет-журнал Науковедение. 2015. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-gotovnosti-podrostkov-k-proektnoy-deyatelnosti-kak-pedagogicheskaya-problema (дата обращения: 03.01.2019).
  2. Крупышева А. С. Особенности метода проектов в начальном образовании // Теоретические и методологические проблемы современного образования. — 2015. — С. 88–90.
  3. Скачилова О. В., Прохорова Л. М. Педагогические условия организации проектной деятельности в начальной школе //Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2017. — №. 1. — С. 165–166.
  4. Усынин М. В. Проектная деятельность как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2015. — №. 3. — С. 115–127.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, умение, учебно-воспитательный процесс, метод проектов, начальная школа, общий способ действий, показатель готовности, самая жизнь, формирование навыков.


Похожие статьи

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Формирование готовности учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов

Формирование личностного результата в учреждении дополнительного образования детей

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Похожие статьи

Формирование мотивационной готовности дошкольников к обучению в школе

Формирование умений безопасного поведения у младших школьников в спортивно-оздоровительной работе

Формирование учебно-познавательной компетенции у младших школьников

Формирование готовности учащихся начальной школы к проектно-исследовательской деятельности

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни у младших школьников

Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов

Формирование личностного результата в учреждении дополнительного образования детей

Формирование готовности студентов педагогического колледжа к выполнению профессиональной деятельности воспитателя

Развитие творческого мышления дошкольников в режиме проектной деятельности

Задать вопрос