Статья посвящена анализу понятия психолого-педагогического сопровождения, аспектам процесса сопровождения, принципам сопровождения педагогов в образовательной организации.
Ключевые слова: сопровождение, принципы сопровождения педагогов.
Модернизация российского образования и мировая тенденция непрерывности образования приводят к трансформации профессиональных компетенций педагога. Мы часто сталкиваемся с тем, что не все формы повышения квалификации можно назвать одинаково эффективными для всех преподавателей. Утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования акцентирует внимание на процессе профессионального роста педагога как индивидуальной траектории развития, которую необходимо сопровождать.
Обратимся к сущности процесса сопровождения. В толковом словаре В. И. Даля сопровождать означает «сопутствовать, идти вместе с кем, следовать» [4]. Е. И. Казакова сопровождением называет метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [9, c.11]. Е. И. Винтер определяет педагогическое сопровождение как систему мер, оказывающих продуктивное влияние на развертывание педагогического процесса и достижение поставленных целей [5, c.32]. В. Ю. Кричевский, Л. Г. Тарита трактуют сопровождение как педагогический метод «обучения человека искусству самостоятельно и с наибольшей эффективностью разрешать те проблемы (профессиональные и личные), которые возникли у него в процессе жизнедеятельности [7, c.29]. Анализ литературы, позволяет сделать вывод о возможности рассмотрения различных аспектов сопровождения:
– как процесса целенаправленной последовательной деятельности;
– как создание условий для принятия оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [12],
– как направление работы психолога [9, c.12];
– как технологию, то есть комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий развития личности [8, c.349];
– как систему взаимосвязанных элементов сопровождения: целевого, содержательного, процессуального, результативного [1, c.28].
Анализируя различные трактовки понятия «сопровождения», можно выделить его сущностные, целевые характеристики: создание условий для развития, обеспечение субъектной позиции участников сопровождения, самостоятельность выбора траектории личностного и профессионального роста. Цель сопровождения — развитие индивидуальности педагога индивидуального стиля педагогической деятельности, который у молодых педагогов начинает формироваться и сформирован у педагогов со стажем и его изменения связаны с изменением взглядов человека. Профессия педагога определяет его высокую субъектную позицию во взаимоотношениях с участниками образовательного процесса («учу других»), что может влиять на эффективность взаимодействия в процессе сопровождения деятельности педагога.
Сопровождение становления и развития профессиональных компетенций педагога обладает рядом преимуществ: учитываются индивидуальные особенности педагога, определяющим становится рост (динамика) профессиональных компетенций педагога.
Обратимся к принципам сопровождения педагогов в образовательной организации. Под педагогическим принципами понимаются основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей [2]. Существуют различные подходы к определению сопровождения. Мыза основу взяли принципы, предложенные Л. В. Байбородовой, которые условно можно разделить на две группы: принципы, направленные на развития личных качеств и профессиональных компетенций сопровождаемого и на организацию процесса сопровождения. К первой группе можно отнести принципы: поддержки и развития индивидуальности, обеспечение субъектной позиции сопровождаемого, принцип личной и профессиональной перспективы, принцип самосознания. Во второй группе выделяются принципы: прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности, свободного и самостоятельного выбора содержания и форм деятельности, непрерывность, системность, преемственность, взаимодействия субъектов процесса сопровождения [1, с.53].
Специфика педагогической деятельности акцентирует внимание на реализацию принципов сопровождения педагогов в образовательной организации. Реализация принципа личной и профессиональной перспективы позволяет педагогу ориентироваться в условиях проведения реформы системы образования: профессиональный стандарт педагога определяет компетенции, которыми должен обладать педагог. Наличие профессионального стандарта дает возможность определить перспективные цели профессионального роста и критерии достижения цели. Профессия педагога обуславливает высокий уровень развития профессионального самосознания педагога: требования выполнения ФГОС, ответственность за принятые решения и результат образования учащихся, умение анализировать результат собственной деятельности.
Реализация организационных принципов сопровождения педагогов направлена на построение деятельности образовательной организации. Для этого необходимы: образовательная программа, программа развития образовательной организации, социальные партнеры, организация деятельности методического совета, социально-психологическая служба, деятельностью инновационных площадок на базе образовательного учреждения. Эффективное сопровождение деятельности педагогов и реализация организационных принципов сопровождения возможно в условиях избыточности внешней среды: условий, которые позволяют осуществлять выбор направления профессионального роста и форм деятельности [8, с.22]. Непрерывное сопровождение деятельности педагогов в образовательной организации позволяет формировать и совершенствовать профессиональные компетенции, является одной из мировых тенденции в развитии современного образования.
Анализ литературы позволяет утверждать, что система образования строится с учетом личностных и индивидуальных особенностей субъектов образовательного процесса. Сопровождение педагогов является условием их личностного и профессионального роста. Процесс сопровождение педагогов основывается на ряде принципов, реализация которых обусловлена спецификой профессии педагога.
Литература:
- Байбородова, Л. В. Индивидуализация и сопровождение в образовательном процессе педагогического вуза: монография [Текст] / Л. В. Байбородова, Л. Н. Артемьева, М. П. Кривунь. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2014. — 260 с.
- Безрукова, В. С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагог.техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. — Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/5/0249/5_0249–38.shtml — (Дата обращения: 02.03.2017).
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе. [Текст] / М. Р. Битянова — М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Даль, В. И. Толковый словарь живаго Великорусскаго языка — Режим доступа: http://slovardalya.ru/description/soprovozhdat/38555. — (Дата обращения: 02.03.2017).
- Короткова, Е. Г. Виды педагогического сопровождения развития готовности студентов к профессиональному общению Вестник Южно-Уральского государственного университета [Текст]// Серия: Образование. Педагогические науки — 2012 — № 41 (300) — С. 29–35.
- Молчанова, А. В. Опыт сопровождения профессионального развития педагогических работников в России и за рубежом [Текст] // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс» — 2016. — № 1 (6) — С. 137–140.
- Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко. [Текст] — Великий Новгород: НовГУ Им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.
- Овчарова, Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. [Текст]/Р. В. Овчарова — М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. — 496 с.
- Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной. [Текст] — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 528 с.
- Сильченокова, С. В. Формы и направления педагогического сопровождения [Текст]// Современные научные исследования и инновации — 2013 — № 10 — С. 37–43.
- Фиалкина, Т. В. Методическое сопровождение профессионализации педагога на основе индивидуального образовательного маршрута [Текст] // Пермский педагогический журнал — 2014 — № 5 — С. 31–37.
- Швецова, М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: Монография. — М.: МПГУ, 2013. — 188 с. — Режим доступа: http://os.x-pdf.ru/20pedagogika/285429–1-m-n-shvecova-socialno-psihologicheskoe-soprovozhdenie-zameschayuschey-sem.php — (Дата обращения: 02.03.2017).