Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 10.01.2019

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Муравенкова, М. Ю. Постановка гимнастической цели по принципам целеполагания / М. Ю. Муравенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 360-361. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55442/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматриваются принципы целеполагания. Предложена схема достижения гимнастической цели по ловли обруча в перевороте без зрительного контроля и без помощи рук.

Ключевые слова: цель, целеполагание, гимнастика.

Целеполагание является важнейшей характеристикой человеческой деятельности, в том числе и спортивной деятельности [4, 74]. Целеполагание представляет собой процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для управления процессом осуществления идеи. Цель, пути достижения цели и результат являются составляющими целеполагания.

Цель возникает из потребностей человека, которые можно представить в виде кирпичного дома, где каждый кирпич соотносится с первичными и более высокими потребностями человека. Пути достижения цели представляют собой своеобразные подцели на пути достижения поставленной цели, выбор пути зависит от множества факторов, начиная от конкретных обстоятельств, выработанных компетенций человека и заканчивая внутренней культурой человека, т. е. нравственность. Результат не может отождествляться с целью по причине того, что правильно определённая цель всегда находится на недостижимом уровне, является идеальным образом, результат же мы получаем в конкретных условиях и обстоятельствах, следуя ценностям, которые преломляются через убеждения [3, 71].

Незнание принципов целеполагания приводит к тому, что человек часто попадает в ловушку неудачи, т. е. идёт по пути достижения цели, как видится человеку правильному, но приходит не туда; человек может всё таки достигнуть желаемого результата, то есть то, что хотел изначально, но почему так произошло не может понять; в других ситуациях человек получает совсем не то, чего хочет, и снова не знают почему, но чаще всего человек просто не знает, чего на самом деле ему хочется [1, 8].

Таким образом, человеку важно не добиться результата, т. к. результат человек получает при любых обстоятельствах, а важно, получить именно желаемый результат и применяя принципы целеполагания достичь желаемую цель представляется реальнее [1, 16].

Первый принцип целеполагания — получение заветного результата через заветную цель, т. е. чтобы что-то достичь необходимо чтобы это что-то обязательно было.

Для реализации первого принципа необходимо представить картину, в которой достигнут желаемый результат. Мозг подобно автомобильному навигатору начнёт замечать всё то, что ведет к достижению цели. Если человек не знает чего хочет, то необходимо подумать о значении данного результата. Зачастую обдумывание цели — единственное, чего не хватает для её достижения. Поэтому необходимо думать только о своих целях, достижения которых зависит напрямую от человека. Мыслить о цели человек может двумя способами мышления: вербальным (слово), невербальным (ощущение, звук, вкус, картинка, запах). Думать о цели необходимо не только вербальным способом, но и невербальным, чтобы приблизиться к реальной действительности.

Второй принцип целеполагания — поиск позитивного результата.

Для реализации второго принципа требуется думать о том, что хочется, а не о том, чего не хочется. Стремление к позитивному результату помогает избежать то, что хочется избежать, и удалиться от того, от чего хочется удалиться. Плюс это позволяет сконцентрироваться на одном результате, то есть сконцентрировать усилия и ресурсы в одном направлении. Когда человек думает о результате, он активизирует свои ментальные ресурсы для получения этого результата. Пример, когда мы думаем о том, чтобы не упасть, то возникает в голове образ падения. Этот образ повышает шанс на получение того, что человек не хочет на самом деле, требуется всего лишь для удовлетворения данного принципа увидеть себя крепко стоящим. Таким образом, цель, сформулированная в позитивном ключе, позволяет сконцентрироваться на ресурсах.

Третий принцип целеполагания включает в себя анализ результата, к которому человек стремится.

Для соблюдения этого принципа превращения первоначального образа в чёткое и ясное понимание цели можно по средством вопросов, которые предлагаются Б. Диллманом:

– Что?

– Кто?

– Как?

– Где?

– Когда?

– Что вы увидите, когда получите результат?

– Что вы услышите?

– Что вы почувствуете?

Ответив на эти вопросы, установится конкретная, детализированная и отчётливая цель. Возможно и такое, что детализация не потребуется, если изначально имеется чёткая идея того как цель выглядит, звучит и ощущается [1, 68–69].

Четвёртый принцип целеполагания — единение с результатом.

Принцип согласуется с цитатой М.Булгакова: «Будьте осторожны со своими желаниями, ибо они могут осуществиться». Необходимо с помощью воображения понять, что результат, принимаемый за желаемый действительно в реальности, будет желаемым результатом. Так как нередко оказывается, что то, к чему стремится человек только на словах или выглядит хорошим, но на самом деле человек не знает, насколько это хорошо, до тех пор, пока то, к чему он стремится не станет реальностью. Плюсом необходимо и представить как дальше будет протекать жизнь с полученным результатом в реальности.

Расширить список принципов целеполпагания можно, например, привлечением для реализации своей цели других людей, повтором действий при стечении обстоятельств не позволяющих достичь цели. Но основные перечислены выше.

Приведём пример достижения спортивной цели по перечисленным основным четырём принципам целеполагания. Выберем для примера вид спорта художественную гимнастику и представим, что гимнастка, выполняющая программу кандидата в мастера спорта ставит себе цель, следующую: научиться ловить обруч в перевороте без зрительного контроля и без помощи рук (Рисунок).

переворот с обручем.jpg

Рис. 1. Ловля обруча без зрительного контроля и без помощи рук в перевороте

Исходя из выделенных принципов целеполагания, гимнастка в первую очередь должна конкретно представить желаемый результат, а именно точное исполнение ловли обруча для этого, возможно, понадобится просмотреть видео выступлений гимнасток, у которых данная ловля получается, возможно, зарисовать на бумаге. Мысленно представить образ пойманного обруча и представить в какой момент времени начать делать переворот, чтобы в конкретной точке его закрутить на ноге. Визуализировать только успешную картину, не допуская даже мысли о потере. По единению с результатом, понять стоит ли риск того, чтобы вставить его в свою соревновательную программу, так как цена правильно выполненного трюка так же высока, как и высока сбавки в случае потери.

Литература:

  1. Диллман Б. Результаты на мишени. Руководство по улучшению результатов и избеганию ловушек. — СПб.: Белый кролик, 1995. — 232 с.
  2. Винер-Усманова И. А., Крючек Е. С., Медведева Е. Н., Терехина Р. Н. Художественная гимнастика: история, состояние и перспективы развития. — М.: Человек, 2014. — 200 с.
  3. Муравенкова М. Ю. Процесс целеполагания у спортсменов. Пример постановки конкретной цели по выполнению шпагата // Молодой ученый. — 2018. — № 52. — С. 71–73.
  4. Яценко А. И. Целеполагание и идеалы. — Киев: Наук.думка, 1977. — 278 с.
Основные термины (генерируются автоматически): желаемый результат, зрительный контроль, помощь рук, принцип, путь достижения цели, ловля обруча, позитивный результат, самое дело, том.


Похожие статьи

Процесс целеполагания у спортсменов. Пример постановки конкретной цели по выполнению шпагата

В статье рассматривается процесс целеполагания у спортсменов (на примере гимнастики). Предложена схема достижения цели по выполнению шпагата.

Использование тренажеров в настольном теннисе

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования различных тренажеров на стадии начальной спортивной подготовки.

Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации

В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навы...

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Улучшение оценок и уровней вращений в фигурном катании через развитие специальной гибкости: особенности и тренировочные методы

Качество выполнения вращений в фигурном катании напрямую связано с развитием гибкости спортсменов, независимо от их пола. Поскольку гибкость важно постоянно развивать, в тренировочный процесс для фигуристов включаются занятия на растяжку и упражнения...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Ошибки в прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание» и их исправление

В статье авторы описывают технику прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание», а также рассматривают основные ошибки и способы их избежать.

Атлетическая (силовая) гимнастика для девушек в учебном процессе вуза

В статье описывается влияние силовых упражнений на женский организм, приводится ряд рекомендаций по выполнению физических упражнений для всех групп мышц, а также описывается методика занятий атлетической гимнастикой в Тольяттинском государственном ун...

Похожие статьи

Процесс целеполагания у спортсменов. Пример постановки конкретной цели по выполнению шпагата

В статье рассматривается процесс целеполагания у спортсменов (на примере гимнастики). Предложена схема достижения цели по выполнению шпагата.

Использование тренажеров в настольном теннисе

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования различных тренажеров на стадии начальной спортивной подготовки.

Повышение уровня специальной выносливости на вольных упражнениях у гимнасток высокой квалификации

В статье рассматриваются вопросы совершенствования исполнительского мастерства гимнасток на вольных упражнениях на основе повышения уровня специальной выносливости и уровня владения базовыми навыками общего назначения и навыками высшего порядка: навы...

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Улучшение оценок и уровней вращений в фигурном катании через развитие специальной гибкости: особенности и тренировочные методы

Качество выполнения вращений в фигурном катании напрямую связано с развитием гибкости спортсменов, независимо от их пола. Поскольку гибкость важно постоянно развивать, в тренировочный процесс для фигуристов включаются занятия на растяжку и упражнения...

Учебно-тренировочное занятие на развитие командной позиционной защиты в волейболе в предсоревновательный период

В статье рассматриваются оборонительные действия в игре в волейбол и пример тренировочного занятия для студенческих команд.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Ошибки в прыжках в высоту с разбега способом «перешагивание» и их исправление

В статье авторы описывают технику прыжка в высоту с разбега способом «перешагивание», а также рассматривают основные ошибки и способы их избежать.

Атлетическая (силовая) гимнастика для девушек в учебном процессе вуза

В статье описывается влияние силовых упражнений на женский организм, приводится ряд рекомендаций по выполнению физических упражнений для всех групп мышц, а также описывается методика занятий атлетической гимнастикой в Тольяттинском государственном ун...

Задать вопрос