В социологическом смысле под приемной семьей понимается любая семья, принявшая на воспитание хотя бы одного ребенка, оставшегося без попечения родителей, независимо от возникающих в связи с этим юридических последствий.
Ключевые слова: дети, приемная семья, орган опеки и попечительства, государство.
С середины XX в. социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы. В этот период активно вошла в исследовательское поле научных знаний категория «социальное сиротство», отражающая состояние детей, их характеристики, способы жизнедеятельности, отличные от общепринятой для этой возрастной группы.
«В настоящее время в теоретических исследованиях многих авторов обширно употребляются два понятия: «сирота» и «социальный сирота». Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём. В этом случае заботу о детях берут на себя общество и государство. Социальное сиротство — явление, обусловленное наличием в обществе детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д…» [1, с. 25]
Мы полностью согласны с данным определением, так как терминология со временем устаревает и необходимо находить новые актуальные понятия для развития цивилистической науки.
Обнаружилось и качественно новое явление — «скрытое» социальное сиротство, которое «распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падением нравственных устоев семьи». [2, с. 157]
Данное нами определение отражает правовое положение детей и является вкладом в понятийный аппарат российской цивилистической науки. «Социальное сиротство — понятие многоплановое, включающее несколько категорий детей, которые могут быть условно систематизированы по месту пребывания: интернатные учреждения; улица (беспризорные дети, дети-беглецы); семья (безнадзорные дети). Проблема социального сиротства детей в России усугубляется, становясь объектом повышенного внимания со стороны не только общества, но и Президента РФ.
Известно, что роль семьи для человека очень велика. Именно в семье закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Дети, лишённые полноценного эмоционального и тактильного контакта с родителями, растут апатичными, безынициативными, подозрительными и конфликтными, вплоть до агрессивности. Условия жизни детей-сирот, находящихся на государственном обеспечении, формируют иждивенческую позицию, приводят к отсутствию бережливости и ответственности.
Большая часть детей-сирот повторяет жизненный путь своих родителей. Родители этих детей страдали алкогольной или наркотической зависимостью, не работали. Опыт проживания детей сначала в дисфункциональных семьях, а затем в государственных учреждениях, устанавливает их слабую трудовую мотивацию и искажённое представление о моделях семейно-брачных отношений, что, в свою очередь, репродуцирует семейное неблагополучие и социальное сиротство в следующих поколениях.
Причины неудач на «семейном фронте», характерные для большинства детей-сирот, обусловлены специфическими особенностями их личности и жизни. Это:
1) отчуждённость, недоверие к людям, недоброжелательное, враждебно-отстранённое отношение к ним, неумение общаться, что затрудняет установление контактов;
2) неразвитость культуры чувств и социального интеллекта;
3) слабо развитое чувство ответственности за свои поступки;
4) эгоизм, потребительское отношение к близким людям;
5) низкая самооценка, неуверенность в себе.
В начале XXI в. проблема социальной адаптации выпускников институциональных учреждений для детей-сирот не только не была решена, но и усугубилась: «…Так, в 2010 г. доля выпускников, покинувших детский дом или интернат, которым удалось встать на ноги и наладить нормальную жизнь, составляла 20 %, а сегодня — только 10 %. Становятся алкоголиками и наркоманами 40 % выпускников сиротских учреждений, ещё 40 % совершают преступления. Часть ребят сами становятся жертвами криминала, а 10 % кончают жизнь самоубийством…». [3]
По утверждению министра образования РФ Д. Ливанова, «… стране необходимы более эффективные инструменты для решения имеющихся в сфере охраны детства проблем, которые станут локомотивом к достижению цели «Россия без сирот»…».
Главные пути преодоления социального сиротства в обществе:
1) стабилизация социально-экономических и политических процессов в обществе;
2) возрождение духовной культуры нации;
3) экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства;
4) совершенствование системы устройства детей-сирот.
Государственными и общественными организациями внедряются комплексы обучающих программ, направленных на преодоление социального сиротства для подростков и молодых семей. К сожалению, такая работа проводится далеко не повсеместно. Таким образом, проблема социального сиротства в России должна разрешаться поэтапно, с привлечением различных служб и ведомств, в том числе путём реализации законодательных инициатив.
На современном этапе данное направление социальной политики характеризуется процессами децентрализации управления социальной сферой, делегированием полномочий региональным и муниципальным органам управления. Проводимые мероприятия социальной направленности призваны обеспечить мобилизацию финансовых, материальных и других ресурсов для решения приоритетных задач жизнеобеспечения детей, включая улучшение качества жизни, создание им благоприятных условий для развития.
Таким образом, приемная семья является видом семьи как малой социальной группы, основанной на браке, родстве, усыновлении и иных формах принятия детей на воспитание, связанных общностью жизни, а также семейными правами и обязанностями. [4, с. 22] При этом в зависимости от последствий принятия детей на воспитание можно выделять опекунские семьи, семьи усыновителей и непосредственно приемные семьи. В учебной и научной литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака.
М. В. Антокольская определяет приемную семью как «новый институт семейного законодательства» и как «гибридную форму, содержащую в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления». [5, с. 311]
В этом определении делается акцент на новизну данной формы устройства и ее сложный характер, сочетающий в себе различные элементы существующих форм устройства, но не раскрываются сущность и специфические особенности приемной семьи.
Ряд ученых отмечают, что приемная семья отличается от других форм устройства тем, что передача детей на воспитание происходит на основе особого соглашения (договора) между органами опеки и попечительства и лицами, желающими воспитывать ребенка. [6, с. 5]
Соответственно, для определения приемной семьи они используют один, но, по нашему мнению, основной отличительный признак приемной семьи — договорный порядок передачи в нее детей на воспитание.
Л. Ю. Михеева определяет приемную семью как форму устройства детей, при которой лица, осуществляющие охрану прав и интересов ребенка, получают вознаграждение за исполнение ими своих обязанностей. [7, с. 83]
Таким образом, для определения приемной семьи Л. Ю. Михеева использует также только один ее специфический признак — это возмездность данной формы устройства.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. В семье ребенок получает первичные навыки в восприятии действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. Поэтому приемные и многодетные родители вынесли предложение, что для гармоничного развития семьи и детей в семье необходимо повысить общий образовательный уровень родителей. То есть дать возможность родителям получить доступное высшее образование. Бесплатное образование для многодетных и приемных родителей также повлияет на повышения имиджа многодетных и приемных семей, что сегодня актуально.
Литература:
- Чепурных Е. Е. Преодоление социального сиротства в России в современных условиях // Народное образование. 2011. № 7. С. 25.
- Калинина Н. Н. Юридическая наука: история, современность, перспективы // Сборник материалов VIII международной научно-практической конференции, посвящённой Дню российской науки и 25-летию Международного юридического института / сост. е. В. Усова. Астрахань: Астраханский филиал Международного юридического института, 2017. С. 157.
- Брынцева Г. Неотчий дом // Российская газета. Столичный выпуск. 2011. № 5660 (284).
- Мананкова Р. П. Правовой статус членов семьи по советскому законодательству. Томск, 2011. С. 22.
- Антокольская М. В. Семейное право: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2017. С. 311.
- Косова О. Ю. Семейное и наследственное право России: Учебное пособие. М., 2011. С. 218; Муратова С. А. Семейное право: Учебник. М., 2004. С. 268; Половцев И. Н. Краткий комментарий к закону Санкт- Петербурга «О размере оплаты труда приемных родителей». СПб., 2015. С. 5.
- Михеева Л. Ю. Опека и попечительство: Правовое регулирование: Учебно-практическое пособие /Под. ред. проф. Р. П. Мананковой. М., 2012. С. 83.