В условиях постоянно развивающего общества под влиянием технического и информационного прогресса нарастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне обладающих профессиональными компетенциями. Данный факт непосредственно касается высшего биологического образования. Формирование профессиональных компетенций студентов биологической направленности до сих пор не всегда соответствует необходимым показателям. Данная проблема уходит своими корнями в методы педагогической работы в данном направлении. Ситуацию может спасти лишь использование современных педагогических технологий в процессе обучения студентов-биологов, интерактивный характер которых позволит поддерживать и усугублять интерес студентов к изучению профессиональных дисциплин.
Ключевые слова: студенты, профессиональные компетенции, биологические дисциплины, личностно-ориентированный подход, проектно-исследовательская деятельность.
In the conditions of constantly developing society under the influence of technical and information progress there is a growing need for the training of highly qualified specialists at a high level of professional competence. This fact is directly related to higher biological education. The formation of professional competencies of students of biological orientation still does not always meet the necessary indicators. This problem has its roots in the methods of pedagogical work in this direction. The situation can be saved only by the use of modern pedagogical technologies in the process of teaching biology students, the interactive nature of which will maintain and enhance students ' interest in the study of professional disciplines.
Keywords: students, professional competence, biological disciplines, personality-oriented approach, design and research activities.
В условиях постоянно развивающего общества под влиянием технического и информационного прогресса нарастает потребность в подготовке высококвалифицированных специалистов, на высоком уровне обладающих профессиональными компетенциями. Данный факт непосредственно касается высшего биологического образования. В этой связи формирование профессиональных компетенций у студентов биологической направленности является сложным личностно- ориентированным процессом, имеющим ряд нюансов, связанных, в первую очередь, с выбором дальнейшей профессиональной деятельности.
Биологические дисциплины являют собой сложный многогранный научный комплекс, который заключает в себе основы формирования необходимых компетенций для получения и дальнейшего поддержания высокой профессиональной квалификации [1].
В этой связи уже с первых лет обучения в ВУЗе студенты-биологи должны быть ориентированы на углубленное изучение профессиональных дисциплин. Этому может способствовать качественная, грамотная педагогическая работа по формированию и поддержанию интереса к обучению у студентов на протяжении всего времени обучения.
Проблема подготовки поистине компетентных специалистов поднимается сегодня по всему миру. Ею занимаются ведущие педагоги начиная с ХVI века, правда наибольшая часть исследований приходится на ХХ век — начало ХХI [3].
Основные исследования в данной области отражены в работах Н. М. Верзилина, В. В. Половцова и других. Развитие методики как науки изначально дают методические высказывания в изучаемом направлении, обобщение результатов личного опыта преподавателей, педагогическое искусство к теоретическим анализам, имеющим научную основу [2].
Таким образом, необходимо регулярное проведение диагностических мероприятий по определению уровня сформированности профессиональных компетенций у студентов биологической направленности, уже на втором и третьем курсах обучения в ВУЗе.
Для определения уровня компетенций у студентов третьего курса Института биологии ТюмГУ была использована методика выявления уровня сформированности профессиональной компетентности.
Выборка исследования составила 67 студентов-биологов. Было проанализировано 10 практических и лабораторных занятий по дисциплинам «Ботаника», «Биология развития и размножения».
Исследование проводилось в течение 60 дней, что позволило охватить достаточное количество учебных занятий и сделать выборку репрезентативной.
Результаты проведенного исследования по выбранной методике показали, что у 37 % студентов, что составило 25 человек, выявлен базовый уровень сформированности профессиональных компетенций, повышенный — у 8 % (6 человек), пороговый — 55 % (36 человек). (Рисунок 1)
Рис. 1. Результаты исследования сформированности профессиональных компетенций у студентов биологической направленности
Как видно из рисунка результаты исследования нельзя назвать полностью удовлетворительными, так как большая часть испытуемых владеет профессиональными компетенциями лишь на пороговом уровне, что, безусловно, говорит о недостаточной их сформированности.
Это может объясняться тем, что в ВУЗе до сих пор приоритетным в педагогической работе является предметно- ориентированный подход, т. е. первоочередное внимание уделяется качественному донесению информации по предмету, доступному соответствующим категориям обучающихся. Предполагалось, что мотивированность студента изначально находится на высоком уровне в силу выбора направления обучения. Далее оказалось, что изначальный выбор изучения биологии не означает поддержание интереса к деятельности в этом направлении на протяжении всего обучения. Как следствие, образовалось наличие специалистов, не имеющих достаточных компетенций для исполнения профессиональных обязанностей в областях биологического направления.
Это подвигло ведущих педагогов искать новые пути решения проблемы. Одним из таких решений стало применение личностно-ориентированного подхода, который предполагает активное участие каждого обучающегося в освоении полного перечня знаний по изучаемому предмету. Для этого были разработаны различные методики, способствующие повышению уровня мотивации у студентов к изучению биологии, начиная с первого курса обучения. Были использованы методы профессиональной ориентации на уроках и экскурсиях по биологии, профориентационные возможности некоторых учебных тем.
Широко распространился в преподавании биологических дисциплин личностно-ориентированный и деятельностный подходы, которые направлены на выявление индивидуальных особенностей и талантов личности каждого обучающегося. Такая методика заключается в особой организации учебного процесса, в основе которой лежит проектно-исследовательская деятельность студентов-биологов. Такая деятельность призвана способствовать формированию и развитию профессиональных компетенций студентов биологической направленности.
Таким образом, можно заключить, что формирование профессиональных компетенций студентов биологической направленности до сих пор не всегда соответствует необходимым показателям. Данная проблема уходит своими корнями в методы педагогической работы в данном направлении. Ситуацию может спасти лишь использование современных педагогических технологий в процессе обучения студентов-биологов, интерактивный характер которых позволит поддерживать и усугублять интерес студентов к изучению профессиональных дисциплин.
Литература:
- Биология: методические рекомендации / В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов, Т. Г. Романова. — Минск: БГМУ, 2016. — 151 с.
- Битина, Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика, 2010. — № 6. — С. 61.
- Зуев, А. М. Проектная деятельность в образовательном процессе // Основы безопасности жизни. — 2014. — № 1. — С. 36–41