Ключевые слова: стратегическое планирование в Российской Федерации, пространственное планирование в Российской Федерации.
Деятельность государства, призванная решать вопросы по развитию и управлению отдельными регионами, называется региональной политикой. Под данным термином понимают сферу деятельности по управлению экономическими, политическими, социальными и экологическими сторонами развития государства в пространственном и региональном аспекте. Среди основных функциональных форм региональной политики выделяют следующие: программирование, прогнозирование и планирование [3].
В разных странах перед реализацией региональной политики стоят разные цели и задачи, но несмотря на это, существуют общие, фундаментальные цели, которые присуще практически всем государствам, проводящим региональную политику. К таким целям относятся следующие:
1) создание целостного экономического пространства, предоставление социальных, организационных, экономических, правовых основ государственности;
2) относительное выравнивание условий для социально-экономического развития регионов;
3) развитие в первую очередь регионов, имеющих наиболее важное стратегическое значение;
4) всеобъемлющее использование природных особенностей регионов;
5) недопущение загрязнения окружающей среды, проведение экологической защиты регионов [4].
Сегодня термин «пространственное планирование» являет собой географическое выражение социальной, экономической, экологической и культурной политики в ее региональном измерении. Исходя из вышеуказанного следует, что пространственное планирование, направленное на реализацию концепций региональной политики, является ее инструментом и в то же время занимает подчиненное по отношению к ней положение [5].
В Российской Федерации термин «пространственное планирование» твердо закрепился в академической, деловой, управленческой сферах, но в то же время в отечественной законодательной базе не существует его четкого определения, а это в свою очередь означает, что нет и единого мнения на счет того, что именно под ним понимается. Мнение разделилось, некоторые специалисты в области регионоведения считают, что термин «пространственное планирование» является синонимом термина «территориальное планирование». Другие же в свою очередь считают, что пространственное планирование является сочетанием двух связанных, но не взаимозаменяемых элементов: территориального и стратегического планирования. Чистобаев А. И. рассматривает пространственное планирование, как комплекс организованных действий по управлению элементами и связями территорий, систему действий и политик, направленных на оптимизацию происходящих пространственных изменений [6]. Схожее определение дала С. И. Яковлева, российский географ. По ее мнению, пространственное планирование оказывается географическим выражением социальной, экономической, культурной и экологической политики в ее региональном измерении [7].
Термин «пространственное планирование» зачастую подменяется его упрощенным аналогом — понятием «территориальное планирование». Территориальное планирование является только лишь инструментальной формой пространственного планирования. Целью пространственного планирования в соответствии с п.1 ст.9 Градостроительного Кодекса является определение в документах пространственного планирования назначения территорий исходя из объединения социальных, экологических, экономических и иных факторов [1]. Данные действия направлены на обеспечение:
‒ устойчивого развития территорий;
‒ совершенствования инфраструктуры, имеющей важное значение для развития страны;
‒ учета интересов граждан и их объединений;
‒ целостности территории страны;
‒ интересов субъектов Российской Федерации;
‒ учета интересов муниципальных образований.
С правовой точки зрения пространственное планирование в России подчиняется Федеральному закону от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». По мнению Минэкономразвития России законом № 172-ФЗ предполагается подготовка существенно нового для страны типа документа, сочетающего в себе методы территориального и стратегического планирования, — «Стратегии пространственного развития Российской Федерации». Стратегия призвана стать отображением социально-экономических приоритетов развития на всей территории России, оценить сложившуюся систему расселения в стране.
Вышеназванный документ должен определить цели и задачи, приоритеты регионального развития РФ, а также способы по их достижению и решению. В составе Стратегии пространственного развития Российской Федерации реализовываются предложения о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации» Стратегия разрабатывается применительно ко всей территории Российской Федерации с детализацией ее положений в разрезе субъектов Российской Федерации.
Достижение целей стратегии осуществляется в стране путем разработки и утверждения документов, подготовленных органами государственной власти разного уровня. Пространственное планирование осуществляется на трех административно-территориальных уровнях:
‒ федеральном;
‒ уровне субъектов РФ;
‒ на уровне муниципальных образований [2].
Схемы территориального планирования разрабатываются для: Российской Федерации в целом, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов. Для городских округов, 3 городов федерального значения, городских и сельских поселений разрабатываются генеральные планы. Среди материалов на основании которых готовятся документы пространственного планирования можно выделить следующие:
- На Федеральном уровне — Стратегия пространственного развития РФ, Стратегии развития отдельных отраслей экономики, Стратегии макрорегионов, приоритетные национальные проекты, межгосударственные проекты, государственные программы РФ;
- На региональном уровне — государственные программы субъектов РФ, Стратегии субъектов РФ, межрегиональные соглашения о сотрудничестве;
- На муниципальном уровне — муниципальные программы, Стратегии муниципальных образований (для городских округов, муниципальных районов).
Таким образом, документы пространственного планирования разрабатываются на всех уровнях государственной власти и играют важную роль для устойчивого социального, политического развития и совершенствования экономической деятельности Российской Федерации.
Литература:
- Градостроительный кодекс Российской Федерации. Утвержден Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в редакции от 23 апреля 2018 года).
- Артоболевский С. С. Пространство и развитие России/ С. С. Артоболевский.-М.-2015.- 31 с.
- Гладкий Ю. Н. «Регионоведение»: учебник для вузов / Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. — М.: Юрайт, 2017. — 362 с.
- Гладкий Ю. Н. «Основы региональной политики»: учебник для вузов / Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. — М.: Михайлова В. А., 1998. — 659 с.
- Чистобаев А. И. «Пространственное планирование как инструмент региональной политики России» / Чистобаев А. И., Федулова С. И. — СПб., 8 с.
- Чистобаев, А. И. (2013). Пространственное планирование в России: состояние, проблемы, задачи географов/ А. И. Чистобаев. — СПбГУ.-2014.- 12 с.
- Яковлева С. И. Пространственное планирование с основами градостроительства/ C. И. Яковлева.-М.:ЮНИТИ.-2016.-101 с.