В последнее время вопросы правовой регламентации бюджетной сферы в России стали особенно актуальными. Это объясняется растущим интересом общества к надлежащему функционированию отношений, связанных с исполнением бюджетов бюджетной системы страны.
Бюджет можно рассматривать в разных аспектах.
Во-первых, бюджет как экономическая категория — это форма организации отношений распределения национального дохода в связи с функционированием бюджетного устройства государства. Функция распределения национальных доходов, закрепленных за бюджетами государства и муниципальных образований как составных частей бюджетного устройства, реализуется в рамках правоотношений, проявляющихся на ведомственном и территориальном уровнях [1].
Во-вторых, как материальная категория — это государственный (муниципальный) централизованный фонд денежных средств [2]. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ [3] (далее — БК РФ) бюджет — это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В-третьих, в правовом аспекте бюджет — финансовый план публично-правового образования, который разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, правового акта представительного органа местного самоуправления. Такое понимание бюджета отражено в статье 11 Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетные правоотношения, основанные на бюджете, в свою очередь, разграничиваются на [4]:
а) отношения, возникающие непосредственно относительно структуры бюджета (формирование бюджетной системы, определение ее принципов, установление бюджетной классификации доходов и расходов);
б) отношения, возникающие в связи с установлением структуры доходов и расходов и их распределения между различными уровнями бюджетной системы (создание общей системы доходов и расходов, их передачи с одного уровня бюджетной системы в другой);
в) отношения в рамках бюджетного процесса (составление, рассмотрение и утверждение проектов бюджетов, исполнение бюджета, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета);
г) бюджетно-контрольные отношения (разрабатываются в рамках различных этапов бюджетного процесса).
Как следует из приведенного перечня, бюджетные правоотношения весьма разнородны.
Проблемные вопросы, связанные с правовым регулированием бюджетных отношений, не подлежат однозначной оценке [5]. Поэтому большая роль придается практике Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, арбитражных судов.
Так, положения статьи 239 БК РФ предусматривают судебный порядок защиты нарушенных прав субъектов бюджетных отношений, а также субъектов, так или иначе связанных с бюджетом государства и муниципальных образований. Указанная статья предусматривает иммунитет бюджетов — правовой режим, при котором взыскание бюджетных средств осуществляется только на основании судебного акта.
Исходя из названных положений БК РФ, судебные акты, по которым возможно взыскание на бюджетные средства, можно разделить на две группы. Первая группа — это акты, устанавливающие компенсацию в размере недофинансирования, если собранные средства были утверждены законом в пределах бюджетных расходов (стадия исполнения бюджета). Вторая группа — судебные акты, предусматривающие возмещение убытков, причиненных физическим или юридическим лицам в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. В этом случае речь идет о защите прав лиц, не являющихся субъектами бюджетных правоотношений. Привлечение к ответственности за вред, причиненный актами органов власти, базируется на положениях статьи 53 Конституции РФ и статей 1069 и 1070 Гражданского кодекса РФ [6]. Такая ответственность квалифицируется как ответственность за причинение вреда действиями руководства и действиями правоохранительных органов. Возмещение вреда в указанном случае осуществляется за счет средств определенного бюджета (федерального, субъекта РФ, местного), который является неотъемлемой частью соответствующей казны. Установление порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы РФ относится к бюджетным полномочиям федеральных органов государственной власти (ст. 7 БК РФ). Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетной системы одинаковый на всей территории Российской Федерации. Это требование является одним из элементов принципа единства бюджетной системы, закрепленного в статье 29 БК РФ.
Несмотря на значительное количество дел, связанных с бюджетными правоотношениями, практика российских арбитражных судов далека от совершенства. Например, нередки случаи, когда суды не в полной мере изучают условия и цели предоставления и использования средств, выделяемых из фондов финансовой поддержки (отчасти из-за их нечеткой формулировки в бюджетном законодательстве), что негативно сказывается на функционировании бюджетной системы страны в целом. В связи с этим правильное разрешение таких споров способствует не только выяснению истины, но и дальнейшему совершенствованию концептуальных подходов к пониманию бюджетной системы РФ.
Литература:
- Пешкова Х.В. Бюджетные правоотношения в России: проблемы теории и практики // Юристъ-Правоведъ. 2011. № 1. С. 81-84.
- Зуев В. М. Финансовое право Российской Федерации: учебн.-метод. комплекс / В.М. Зуев. – Томск: Изд-во НТЛ, 2006. С. 176.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; 2018.
- Финансовое право / Под ред.Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007. С. 97.
- Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право: Учебно-методический комплекс. - М., 2005. С. 364.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)