Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 09.01.2019

Статья просмотрена: 4787 раз

Библиографическое описание:

Костюкова, С. П. Квест как современный педагогический прием в старшем дошкольном возрасте / С. П. Костюкова, Н. М. Полякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 355-358. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55469/ (дата обращения: 16.11.2024).



Человек тогда в полном смысле человек, если он — человек играющий, а значит, творящий, то есть создающий в игре свой мир.

Ф.Шиллер

По А. Гину “Педагогические приемы — это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся” [4]. Развитие ребенка происходит благодаря его активной деятельности. Основные принципы воспитательной программы детей дошкольного возраста реализуются во время занятий через методы и приемы обучения дошкольников. Под методом в данном случае следует рассматривать способы воздействия или передачи знаний. Приемы реализуются благодаря вариантам применения определенного метода. Поэтому методы и приемы обучения дошкольников могут быть практическими, наглядными, словесными и игровыми.

Одной из наиболее интересных и близких воспитанникам форм организации педагогического процесса, является игра. В Большой советской энциклопедии отмечено: “Игра — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе” [5].

Через игру педагог помогает ребёнку обрести необходимую мотивацию, которая должна быть основана на индивидуальных потребностях, обеспечивать свободу выбора, предоставлять возможность получения необходимых знаний и навыков.

Роль игровой деятельности и детской игры как таковой в решении задач разностороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста неоспоримо признана в педагогике.

Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра является эффективным педагогическим средством, позволяющим комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

В игре происходит всесторонняя подготовка ребенка к жизни, из чего следует, что игры связаны со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта.

Своеобразие современного педагогического процесса детского сада предопределяется новыми требованиями к дошкольному образованию. В ФГОС указано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его уникальности и самобытности, создание возможностей раскрытия способностей, склонностей.

Но не стоит уменьшать значимость и двигательной активности ребенка для его гармоничного развития. Интеграция данных видов деятельности позволяет успешно решать задачи формирования двигательной культуры, развития физических способностей детей, приобщения к здоровому образу жизни, здоровьесбережения и здоровьеформирования. Максимально эффективно эти условия реализуются во время проведения квест — игр.

В современных условиях и подходах к дошкольному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО квест — игры достаточно актуальны. По мнению авторов Гавришовой Е. В., Миленкова.М. “Квест-игры являются новым способом взаимодействия в самостоятельной, игровой деятельности детей, способствующие сотрудничеству взрослых и детей их инициативы и самостоятельности. В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Необходимо отметить, что квест — технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Таким образом, квест — игра — это деятельность ребенка в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт, и приобретает знания” [3].

Квест-технология в воспитательном и общеобразовательном процессе как понятие появилась относительно недавно. Надо сказать, что большую роль в этом сыграли не только детские психологи, но и появившиеся пару десятилетий назад компьютерные игры жанра quest. Попробуем рассмотреть основные аспекты, связанные с пониманием этого процесса, не с научной точки зрения, а поговорим на эту тему общечеловеческим языком, чтобы каждый смог понять, например, что такое квест-технологии в образовании и воспитании подрастающего поколения.

Следует отметить по мнению Бачуриной. В., что “современный мир весьма насыщен событиями и множество разнообразных организаций готовы предложить ребенку интересные формы времяпрепровождения, что делает уже ставшие классическими формы организации педагогического процесса менее привлекательными и вызывающими менее яркие эмоции у воспитанников. А, как известно, без интереса нет результата или он достигается в меньшем объеме” [2].

В данной ситуации квест-игра выступает помощником педагогу в организации педагогического процесса и реализации поставленных педагогических задач в непривычной для воспитанников форме, тем самым повышая их интерес и эмоциональную отдачу.

“«Квест» или «Приключенческая игра» (транслит. англ. Quest — поиски, Аdventure — приключение) — это один из основных жанров игр, требующих от участника решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока.

Понятие «квест» в педагогической науке определяется как специальным образом организованный вид исследовательской деятельности, для выполнения которой обучающийся осуществляет поиск информации по указанным адресам (в реальности), включающий и поиск этих адресов или иных объектов, людей или заданий” [6].

Актуальность использования квестов сегодня осознаётся всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Жизнь показывает, что современные дети лучше усваивают знания в процессе самостоятельного добывания и систематизирования новой информации. Использование квестов способствует воспитанию и развитию качеств личности, отвечающих требованию информационного общества, раскрытию способностей и поддержке одарённости детей.

Понятие «квест» сначала использовалось как литературоведческий термин. Так называется способ построения сюжета, где достижение цели главным героем происходит через преодоление многочисленных трудностей. Например, любое произведение Жюля Верна или Роберта Стивенсона. Квест лежит и в основе сказочной трилогии Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Как показал анализ терминов, “квест (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Квест — это игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д.“ [7].

Технология квест-игры прекрасно вписывается в педагогический процесс в ДОО. Квест — занятие может быть предназначено как для групповой, так и для индивидуальной работы.

Обучающийся в процессе работы над таким квест-проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов. С точки зрения информационной деятельности при работе над квест-проектом его участнику требуются навыки поиска, анализа информации, умения хранить, передавать, сравнивать и на основе сравнения синтезировать новую информацию.

Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.

Популярность квест-игр и их успех у детей можно объяснить двумя причинами. Во-первых, это приятная для ребенка деятельность. Во-вторых, игрок понимает значимость для себя непосредственного ее результата. Он может удовлетворить личные потребности в достижении цели, доминировании, самостоятельности, а также стремлении быть в обществе других.

Открытое квест-занятие проводится в детском саду для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.

Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определённым условиям:

Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.

Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.

Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.

Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.

Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Основными критериями качественного квеста являются:

соблюдение правил безопасности;

оригинальность замысла темы и сценария;

логичность заданий и целостность сюжета;

создание привлекательного и яркого игрового пространства.

Технология квест игр постоянно используется инструктором по физической культуре и учителем –логопедом на занятиях в детском саду № 14 «Колосок» села Бобровы Дворы

Во время проведения этих игр предусматривается комплексное решение задач, предложенное Овчинниковой Т. С. таких как:

“Обучающие

‒ расширять и закреплять знания детей с детства о здоровом образе жизни, подвести к пониманию того, что каждый человек должен заботиться о своем здоровье с детства.

‒ обучать, уточнять и закреплять знания о видах спорта, о навыках личной гигиены, о полезных и вредных продуктах питания, о знании спорта и физкультуры для здорового образа жизни человека, формировать представления детей о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания, соблюдения режима дня.

‒ обучение решению обучающих задач, путем проведения опытов;

‒ обучение самостоятельному умозаключению;

‒ обучать проведению звукового анализа слова;

‒ обучать составлять рассказ по схеме- закрепление умений работать с нетрадиционным материалом;

‒ закрепление временных представлений.

Развивающие

‒ развивать умение свободно общаться с детьми и со взрослыми,

‒ развивать умение вступать в диалог, выразительности речи, способствовать речевому общению детей;

‒ создать атмосферу эмоционального комфорта, повысить настрой детей;

‒ развитие воображения, внимания, мышления, речи, памяти;

‒ развивать логическое мышление, закреплять навыки сравнения и обобщения;

‒ развивать мелкую моторику;

‒ развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, доброжелательное отношение к сверстникам.

‒ развивать эстетические чувства детей, художественное восприятие содействовать возникновению положительно-эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения

Воспитывающие

‒ воспитывать волю к победе, любознательность, познавательную активность

‒ воспитание положительных нравственных качеств: доброту, отзывчивость, желание помочь.

‒ воспитание навыков сотрудничества;

‒ воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности;

‒ воспитывать интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм, воспитывать усидчивость, взаимопомощь” [8].

Все эти задачи осуществлялись нами в течении года на различных квест — играх таких как: «ЗОЖ- в гостях у Борбоскиных», «Путешествие в страну Витаминию»,

«Путешествие в страну Спортландию», «Поможем Смешарикам найти сокровища» — где дети переходили от одного задания к другому, на всей территории здания детского сада.

Многие игры проводилась на улице, где задания располагались на всех участках детского сада. «В поисках тайны черепахи Тортилы», «Отель для насекомых»,

«Огородная страда».

В квест- игре «Научим Незнайку правилам дорожного движения» детки закрепляли знания ПДД, проигрывали различные ситуации и находили нужное решение.

«По морям — по волнам» ребята с удовольствием отправились с капитаном в морское путешествие.

В играх «Моя родина — Россия» дети подготовительной группы выполняли задание связанные со знанием страны. А в квест- игре «Моя Белгородчина» со знанием родного края.

Ребята старшей группы отправлялись в путешествие за знаниями о животных и месте где они обитают в различных регионах планеты: Квест-игры «Веселые джунгли», «Северный полюс — какой он», «Самая жаркое место планеты — пустыня», «Четырехэтажная тайга» и др.

Также мы побывали с нашими воспитанниками в космическом пространстве, путешествие — «Белке и Стрелке нужна помощь», «Парад планет».

В сентябре 2018 года была проведена игра с приглашением первоклассников Боброводворской СОШ. Где общее количество участников составило 30 человек, дети были поделены на три команды. Продолжительность квеста составила 1 час, в течение которых каждая команда от станции к станции прошла определенный маршрут общей протяжённостью 1,5 км.

Квест, это игра-приключение, игра с «секретами» и открытиями, поэтому она всегда эмоционально насыщена и доставляет дошкольникам удовольствие. Такая игра предполагает взаимодействие личности и ситуации.

Заслуживает быть отмеченным, что задания в квесте требуют сообразительности и нестандартного решения задач, значит, игра будет развивать умственные способности детей. Преодолевая предусмотренные сюжетом трудности, они осваивают массу новой интересной информации. Квест можно представить как содержащий эмоциональные компоненты процесс когнитивной обработки ситуации, подталкивающий к достижению цели. В нем всегда присутствует нечто похожее на «стремление к завершению», т. е. нарастающее со временем стремление довести процесс до некоторого итога.

В итоге хотелось бы подчеркнуть следующее: квесты, как правило, коллективная игра, что также выступает большим плюсом. Чтобы победить, нужно научиться взаимодействию, взаимопомощи, умению принимать компромиссные решения. Кроме того, если приходится отвечать не только за себя, а за победу всей команды, игра становится значительно увлекательней. Такие приключенческие игры требуют определенной ловкости, выносливости, силы. Лучше игру проводить на открытом воздухе, в нее обязательно включаются задания, связанные с бегом, лазанием, метанием, прыжками, равновесием, таким образом укрепляется здоровье детей. Все вместе это создает атмосферу приключения, веселой игры, запоминается яркими впечатлениями, доставляет радость дошкольникам.

Из сказанного становится очевидным то, что любая квест-технология призвана не только улучшить восприятие, скажем, учебного материала или способствовать моральному становлению ребенка как личности, но еще и может стимулировать умственное и нравственное развитие детей. Кроме того, в основе своей такая методика несет двоякий смысл, как ни странно, из двух взаимоисключающих правил: поиск правильного логического мышления и использование нестандартных методов для решения поставленной задачи. А ведь если копнуть в историю, личностей, которые использовали не только сугубо научный подход к решению какой-то проблемы, можно найти немало.

Литература:

  1. Андреева, А. Д. Проблема игровой мотивации современных детей// Журнал практического психолога. — 2008 — № 5.
  2. Бачурина, В. Развивающие игры для дошкольников. — М. ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2007. — 176 с. — (Серия «Талантливому педагогу — заботливому родителю»).
  3. Гавришова Е. В., Миленков. М. Квест — приключенческая игра для детей // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2015 — № 10
  4. Гин. А Приемы педагогической техники (https://docplayer.ru/30465089-Priemy-pedagogicheskoy-tehniki-nekotorye-priyomy-pedagogicheskoy-tehniki-po-a-ginu.html)
  5. Игра (вид деятельности) — статья из Большой советской энциклопедии.
  6. Квест — https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест
  7. Квест-игра — https://ru-wiki.ru/wiki/Adventure_game
  8. Овчинникова Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях — КАРО, 2006–176с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, детский сад, квест, педагогический процесс, ребенок, достижение цели, дошкольное образование, задание, главный герой, двигательная активность.


Задать вопрос