Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 11.01.2019

Статья просмотрена: 825 раз

Библиографическое описание:

Шаталова-Давыдова, Д. А. Иностранные студенты как часть новой образовательной системы в России / Д. А. Шаталова-Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 381-383. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55472/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрываются вопросы обучения иностранных студентов в России, анализируется проблема их трудоустройства в нашей стране.

Ключевые слова: иностранные студенты, высшее образование, Болонская декларация, трудоустройство.

Образовательная система в высших учебных заведениях в России за последнее десятилетие подверглась многочисленным изменениям, главным образом, направленным на повышение его качества и доступности получения. Государство разрабатывает системные комплексные подходы для решения этих вопросов: разрабатывает критерии анализа и оценки вузов; выявляет факторы, обуславливающие высокое качество и создает системы управления им. Решение этих и многих других вопросов приводит к тому, что повышение качества образования обеспечивает конкурентоспособность вуза на международных рынках образовательных услуг, а его выпускников на рынке труда [1].

Одним из подходов в решении этого вопроса является заключение Болонской декларации, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Данный процесс направлен на объединение систем высшего образования стран Европы и регулирует свободную мобильность студентов и преподавателей [3]. Таким образом, обмен и принятие иностранных студентов во многих странах стали доступны в рамках этого заключения.

Также огромное влияние на процесс обмена студентов оказала и мировая глобализация — без принятия иностранных студентов в российские вузы стало невозможно развитие и повышение эффективности образовательных систем.

Повышение востребованности российских вузов за текущие четыре года было зафиксировано Росстатом не только среди отечественных выпускников, но также среди иностранных граждан. В этот период Росстат зафиксировал, что количество поступающих из других стран с 2014–2016 гг. увеличилось на 7.6 % [7]

Традиционно большая часть иностранных студентов в российских вузах — это жители стран СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия и др.), Индии, Китая и небольших стран Африки. Но в последнее время интерес к нашему образованию стали проявлять и граждане европейских стран.

Причины, по которым иностранные студенты решают продолжить свое обучение в России, различны. Основной причиной для жителей бедных стран является достаточно низкая цена на образование (по сравнению с Европой или Америкой, где в год платится от 10 до 40 тысяч долларов) [6]. Также одной из причин является мобильность молодого поколения, они не привязаны к определенному месту, а готовы переезжать в другие страны для получения должного образования.

Кроме того, повлияли на выбор вузов рекомендации членов семьи, преподавателей и коллег.

Причины, по которым наше государство готово принимать иностранных граждан:

‒ Демографическая яма. Правительство России опубликовало Доклад о реализации государственной политики в сфере образования за 2017 год. За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7 % [4];

‒ Повышение необходимого количества иностранных студентов для вуза;

По исследованиям, проведенным Центром карьеры ННГУ, 20 % иностранных выпускников планируют вернуться после обучения к себе на Родину, а остальные 80 % желают остаться в России и продолжить образование, либо устроиться на работу. Примечательно, что 95 % иностранных выпускников ННГУ желают работать по специальности.

На момент окончания обучения официально трудоустроено было 6 % студентов, 94 % не работали. Полученные данные объясняются следующими факторами:

‒ большая часть пока планирует продолжение обучения в магистратуре (31 %) /аспирантуре (27 %);

‒ небольшой процент молодых людей планирует служить в армии (4 %), а девушки уйти в отпуск по уходу за ребенком (1 %);

‒ также планируется развитие своего бизнеса (1 %);

‒ для официального трудоустройства у иностранных выпускников отсутствует российское гражданство.

Отсутствие гражданства и недостаточное знание русского языка являются не единственными проблемами при трудоустройстве иностранного выпускника российского вуза. Существует ряд ограничений и особенностей, которые не дают иностранцам начать работу также, как и нашим соотечественникам: требуется разрешение на работу, работодатель должен обеспечить жильем и ежегодно делать отчетность об изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами [5].

Большей востребованностью у иностранных граждан в России пользуются гуманитарные науки. По данным выпускников ННГУ им. Н. И. Лобачевского за 2017 год, больше всего иностранных студентов выпускалось из института экономики и предпринимательства, меньше — из института биологии и биомедицины и факультета физической культуры и спорта (рис.1).

Рис. 1. Диаграмма иностранных выпускников ННГУ им. Лобачевского за 2017 (по данным Центра карьеры ННГУ). ИМОМИ — Институт международных отношений и мировой истории; ИЭП — Институт экономики и предпринимательства; ИИТММ — Институт информационных технологий и математического моделирования; ИББМ — Институт биологии и биомедицины; ЮФ — юридический факультет; ИФИЖ — Институт филологии и журналистики; ХФ — химический факультет; ФКС — факультет физической культуры и спорта.

Надо полагать, что интерес к российскому образованию зарубежом будет только возрастать, так как:

‒ российское образование продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное, междисциплинарное;

‒ наша страна дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии, а также русистики;

‒ РФ для целого ряда стран является страной-лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки [8];

‒ в странах СНГ уменьшается число ВУЗов, в которых можно обучаться на русском языке [2].

Литература:

  1. Сироткин Г. В. Системный анализ факторов качества образования в вузе. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии № 2 (22), 2013
  2. Оя Е. Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот / RT на русском // URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya
  3. Болонская декларация. URL: https://docviewer.yandex.ru/Bolonskaja_deklaracija.pdf
  4. Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году. URL: http://government.ru/news/32737/
  5. Портал ГАРАНТ.РУ // Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан: http://www.garant.ru/ [2013]. URL: http://www.garant.ru/article/505146/#ixzz5UFwTdRQE (дата обращения 15.10.2018)
  6. Портал LiveJournal // Жизнь и образование в США. «Американская мечта» глазами студента из России: https://www.livejournal.com/ [2013]. URL: https://michael-petrov.livejournal.com/868.html
  7. Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) // Росстат зафиксировал значительный приток иностранных студентов в российские вузы: https://www.vedomosti.ru/ [2016]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/news/2016/05/11/640626-inostrannih-studentov-v-rossii-stalo-bolshe (дата обращения 15.10.2018)
  8. Глебова: РФ приглашает бесплатно учиться в вузах 15 тысяч иностранцев / РИА Новости // URL: https://ria.ru/abitura_world/20160303/1383584036.html
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, российское образование, студент, Болонская декларация, Институт биологии, Институт экономики, русский язык, РФ, страна СНГ, физическая культура.


Похожие статьи

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Проблема трудоустройства молодых специалистов

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынке труда выпускников вузов России и эффективность профессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Проблема трудоустройства выпускников вузов

В статье исследуются вопросы трудоустройства выпускников вузов, которые испытывают трудности в поиске работы. Автор предлагает вернуть систему обязательного распределения выпускников вузов, что даст им возможность при получении опыта работы конкуриро...

Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются особенности занятости современной молодежи на рынке труда и обозначена специфика проблем, возникающих в данной сфере. Анализируется существующая практика оказания помощи студентам и выпускникам в решении проблем трудоустройст...

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских вузах

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах. Исследуется роль томских вузо...

Проблемы адаптации российских студентов в китайских университетах

Автор анализирует некоторые проблемные вопросы адаптации российских студентов в китайском университете (на примере Пекинского университета). Сделанные автором выводы позволяют более глубоко подойти к процессу организации обучения студентов за рубежом...

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России

В статье автор рассматривает правовое положение мигрантов в сфере школьного образования и предлагает интеграционные механизмы.

Похожие статьи

Разработка программы социализации иностранной молодёжи в российских университетах

В данной работе анализируются вопросы по улучшению социальной адаптации иностранных студентов. Рассмотрена значимость данного критерия для повышения уровня российского образования на международном уровне. Разработаны рекомендации по совершенствованию...

Проблема трудоустройства молодых специалистов

В фокусе статьи анализ проблемы трудоустройства на рынке труда выпускников вузов России и эффективность профессиональной ориентации молодежи на рынке труда.

Проблема трудоустройства выпускников вузов

В статье исследуются вопросы трудоустройства выпускников вузов, которые испытывают трудности в поиске работы. Автор предлагает вернуть систему обязательного распределения выпускников вузов, что даст им возможность при получении опыта работы конкуриро...

Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе

В статье рассматриваются особенности занятости современной молодежи на рынке труда и обозначена специфика проблем, возникающих в данной сфере. Анализируется существующая практика оказания помощи студентам и выпускникам в решении проблем трудоустройст...

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Проблемы и специфика дополнительного образования взрослых в России и зарубежных странах

В данной статье рассматривается вопрос проблем и специфики дополнительного образования взрослых и его место в системе образования. Также автор проводит сравнение систем дополнительного образования в России и зарубежных странах.

Образовательная миграция из стран Дальнего зарубежья в России: обучение иностранных студентов в томских вузах

Данная статья посвящена изучению проблем образовательной миграции в России в настоящее время. Рассматривается динамика численности образовательных мигрантов, история появления иностранных студентов в отечественных вузах. Исследуется роль томских вузо...

Проблемы адаптации российских студентов в китайских университетах

Автор анализирует некоторые проблемные вопросы адаптации российских студентов в китайском университете (на примере Пекинского университета). Сделанные автором выводы позволяют более глубоко подойти к процессу организации обучения студентов за рубежом...

Академическая мобильность в вузах Кыргызстана

В статье рассмотрены теоретические основы процессов глобализации в мировом образовательном пространстве. Большое внимание уделяется академической мобильности иностранных студентов в вузах Кыргызской Республики.

Положение и права мигрантов в сфере школьного образования в России

В статье автор рассматривает правовое положение мигрантов в сфере школьного образования и предлагает интеграционные механизмы.

Задать вопрос