В статье раскрываются вопросы обучения иностранных студентов в России, анализируется проблема их трудоустройства в нашей стране.
Ключевые слова: иностранные студенты, высшее образование, Болонская декларация, трудоустройство.
Образовательная система в высших учебных заведениях в России за последнее десятилетие подверглась многочисленным изменениям, главным образом, направленным на повышение его качества и доступности получения. Государство разрабатывает системные комплексные подходы для решения этих вопросов: разрабатывает критерии анализа и оценки вузов; выявляет факторы, обуславливающие высокое качество и создает системы управления им. Решение этих и многих других вопросов приводит к тому, что повышение качества образования обеспечивает конкурентоспособность вуза на международных рынках образовательных услуг, а его выпускников на рынке труда [1].
Одним из подходов в решении этого вопроса является заключение Болонской декларации, к которому Россия присоединилась в 2003 году. Данный процесс направлен на объединение систем высшего образования стран Европы и регулирует свободную мобильность студентов и преподавателей [3]. Таким образом, обмен и принятие иностранных студентов во многих странах стали доступны в рамках этого заключения.
Также огромное влияние на процесс обмена студентов оказала и мировая глобализация — без принятия иностранных студентов в российские вузы стало невозможно развитие и повышение эффективности образовательных систем.
Повышение востребованности российских вузов за текущие четыре года было зафиксировано Росстатом не только среди отечественных выпускников, но также среди иностранных граждан. В этот период Росстат зафиксировал, что количество поступающих из других стран с 2014–2016 гг. увеличилось на 7.6 % [7]
Традиционно большая часть иностранных студентов в российских вузах — это жители стран СНГ (Казахстан, Украина, Белоруссия и др.), Индии, Китая и небольших стран Африки. Но в последнее время интерес к нашему образованию стали проявлять и граждане европейских стран.
Причины, по которым иностранные студенты решают продолжить свое обучение в России, различны. Основной причиной для жителей бедных стран является достаточно низкая цена на образование (по сравнению с Европой или Америкой, где в год платится от 10 до 40 тысяч долларов) [6]. Также одной из причин является мобильность молодого поколения, они не привязаны к определенному месту, а готовы переезжать в другие страны для получения должного образования.
Кроме того, повлияли на выбор вузов рекомендации членов семьи, преподавателей и коллег.
Причины, по которым наше государство готово принимать иностранных граждан:
‒ Демографическая яма. Правительство России опубликовало Доклад о реализации государственной политики в сфере образования за 2017 год. За последние 17 лет (с 2000 по 2017/2018 учебный год) численность школьников сократилась более чем на 21,7 % [4];
‒ Повышение необходимого количества иностранных студентов для вуза;
По исследованиям, проведенным Центром карьеры ННГУ, 20 % иностранных выпускников планируют вернуться после обучения к себе на Родину, а остальные 80 % желают остаться в России и продолжить образование, либо устроиться на работу. Примечательно, что 95 % иностранных выпускников ННГУ желают работать по специальности.
На момент окончания обучения официально трудоустроено было 6 % студентов, 94 % не работали. Полученные данные объясняются следующими факторами:
‒ большая часть пока планирует продолжение обучения в магистратуре (31 %) /аспирантуре (27 %);
‒ небольшой процент молодых людей планирует служить в армии (4 %), а девушки уйти в отпуск по уходу за ребенком (1 %);
‒ также планируется развитие своего бизнеса (1 %);
‒ для официального трудоустройства у иностранных выпускников отсутствует российское гражданство.
Отсутствие гражданства и недостаточное знание русского языка являются не единственными проблемами при трудоустройстве иностранного выпускника российского вуза. Существует ряд ограничений и особенностей, которые не дают иностранцам начать работу также, как и нашим соотечественникам: требуется разрешение на работу, работодатель должен обеспечить жильем и ежегодно делать отчетность об изменении трудовых или гражданско-правовых договоров с такими лицами [5].
Большей востребованностью у иностранных граждан в России пользуются гуманитарные науки. По данным выпускников ННГУ им. Н. И. Лобачевского за 2017 год, больше всего иностранных студентов выпускалось из института экономики и предпринимательства, меньше — из института биологии и биомедицины и факультета физической культуры и спорта (рис.1).
Рис. 1. Диаграмма иностранных выпускников ННГУ им. Лобачевского за 2017 (по данным Центра карьеры ННГУ). ИМОМИ — Институт международных отношений и мировой истории; ИЭП — Институт экономики и предпринимательства; ИИТММ — Институт информационных технологий и математического моделирования; ИББМ — Институт биологии и биомедицины; ЮФ — юридический факультет; ИФИЖ — Институт филологии и журналистики; ХФ — химический факультет; ФКС — факультет физической культуры и спорта.
Надо полагать, что интерес к российскому образованию зарубежом будет только возрастать, так как:
‒ российское образование продолжает цениться в мире, как фундаментальное, укорененное, междисциплинарное;
‒ наша страна дает качественное образование по инженерным специальностям, естественным наукам, математическим направлениям, филологии, а также русистики;
‒ РФ для целого ряда стран является страной-лидером. Многие люди, которые в настоящий момент в разных странах занимают руководящие посты, сами когда-то учились в России. Теперь, когда их дети достигли возраста абитуриентов, они с большой заинтересованностью смотрят в сторону российского образования, прекрасно понимая, что обучение в РФ дает широкий кругозор, полезные знакомства и правильные ориентиры. Это касается не только стран СНГ, но и развивающихся стран Азии и Африки, отдельных европейских стран, а также стран Латинской Америки [8];
‒ в странах СНГ уменьшается число ВУЗов, в которых можно обучаться на русском языке [2].
Литература:
- Сироткин Г. В. Системный анализ факторов качества образования в вузе. Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии № 2 (22), 2013
- Оя Е. Борьба за место: в 2017 году число иностранных абитуриентов в российских вузах в 6 раз превысило количество квот / RT на русском // URL: https://russian.rt.com/russia/article/424109-inostrancy-obuchenie-rossiya
- Болонская декларация. URL: https://docviewer.yandex.ru/Bolonskaja_deklaracija.pdf
- Ежегодный доклад Правительства о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году. URL: http://government.ru/news/32737/
- Портал ГАРАНТ.РУ // Особенности и проблемы привлечения на работу иностранных граждан: http://www.garant.ru/ [2013]. URL: http://www.garant.ru/article/505146/#ixzz5UFwTdRQE (дата обращения 15.10.2018)
- Портал LiveJournal // Жизнь и образование в США. «Американская мечта» глазами студента из России: https://www.livejournal.com/ [2013]. URL: https://michael-petrov.livejournal.com/868.html
- Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti) // Росстат зафиксировал значительный приток иностранных студентов в российские вузы: https://www.vedomosti.ru/ [2016]. URL: https://www.vedomosti.ru/management/news/2016/05/11/640626-inostrannih-studentov-v-rossii-stalo-bolshe (дата обращения 15.10.2018)
- Глебова: РФ приглашает бесплатно учиться в вузах 15 тысяч иностранцев / РИА Новости // URL: https://ria.ru/abitura_world/20160303/1383584036.html