Ключевые слова: пространственное планирование, центр государственной экспертизы
На сегодняшний день пространственное планирование активно развивается в мировой практике. Пространственное планирование как основа устойчивого развития государства начало развиваться сравнительно недавно. Впервые термин пространственное планирование был использован в Европейской хартии пространственного планирования в 1980-е годы, когда начались работы по выработке стратегии пространственного развития стран Западной Европы. Приоритетными направлениями пространственного планирования в Российской Федерации являются:
‒ оптимизация технологий использования пространства;
‒ определение оптимальных условий развития сельского хозяйства на территории Российской Федерации;
‒ принятие пространственных решений на основании географического расположения;
‒ сравнение альтернативных вариантов развития пространства;
‒ анализ противоречий, возникающих между экономическими, политическими и социальными обстоятельствами;
‒ разработка методов согласования развития территории.
Документы пространственного планирования затрагивают интересы государственных органов различного уровня и широкого круга лиц, в связи с чем важную роль играет проверка содержания документов и схем пространственного планирования. Для разрешения противоречий и возникающих на практике вопросов используется экспертиза документов пространственного планирования. Под экспертизой рассматривается группа определенных направленных действий исследовательского характера по использованию специальных знаний из области: культуры, науки, техники, и т. д. [1].
На сегодняшний день в России среди видов экспертиз пространственного планирования можно выделить следующие: государственные и негосударственные. В первом варианте экспертизу проводят государственные органы, во втором — частные организации, имеющие соответствующие лицензии.
С юридической точки зрения негосударственная экспертиза в подавляющем числе случаев имеет идентичный статус с государственной. Поэтому заказчик может сам подбирать себе экспертов для проведения экспертизы необходимой документации. При этом независимая экспертная фирма должна иметь необходимые документы, удостоверяющие ее права на осуществление экспертизы.
Законом предусмотрен список работ, для которых может быть выбрана только государственная экспертиза. К ним относятся следующие работы, касающиеся:
‒ дорог или объектов, финансируемых из государственного бюджета;
‒ строений культурного наследия;
‒ строений на природоохранных зонах;
‒ объектов, связанных с опасными отходами.
Для проведения экспертизы документов пространственного планирования заказчик должен подать пакет документов, в состав которого входят:
‒ заявка;
‒ проектная документация;
‒ задание на проектирование;
‒ материалы по инженерным изысканиям;
‒ результаты по экологической экспертизе.
Основополагающей целью государственной экспертизы документации пространственного планирования является предотвращение создания объектов, эксплуатация или строительство которых нарушает права юридических и физических лиц, или не отвечает требованиям действующего законодательства, а также требованиям конструктивной и эксплуатационной надежности возводимых зданий и сооружений [4].
Экспертиза документов пространственного планирования осуществляется в соответствии с положениями, предусмотренными Градостроительным Кодексом Российской Федерации и Гражданским Кодексом Российской Федерации. Проведение экспертизы документов пространственного планирования включает несколько этапов:
‒ инициатива проведения экспертизы документов пространственного планирования;
‒ анализ документов пространственного планирования;
‒ вынесение заключения по результатам проведения экспертизы документов пространственного планирования.
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
Экспертиза документов пространственного планирования проводится по инициативе:
‒ федеральных органов исполнительной власти;
‒ органов исполнительной власти;
‒ органов местного самоуправления;
‒ объединений граждан [2].
Необходимо отметить, что участие объединений граждан совсем недавно стало общепринятым компонентом пространственного планирования. Проведение экспертизы документов пространственного планирования отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации. Например, в Ленинградской области правом проведения экспертизы документов пространственного планирования обладает Центр государственной экспертизы Ленинградской области.
Непосредственными участниками экспертизы документов пространственного планирования в Ленинградской области являются:
‒ Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области;
‒ объединения граждан, направившие документ пространственного планирования Ленинградской области на экспертизу;
‒ государственный орган, направивший документ пространственного планирования Ленинградской области на экспертизу.
Лица, проявившие инициативу проведения экспертизы, несут все расходы, связанные с проведением государственной экспертизы проектной документации [3].
В ходе проведения экспертизы документов пространственного планирования проводится всестороннее исследование:
‒ схем пространственного планирования субъекта РФ;
‒ схем пространственного планирования муниципальных образований;
‒ генерального плана пространственного планирования муниципальных образований;
‒ финансовой и экономической целесообразности проекта развития территории;
‒ соответствие документов пространственного планирования требованиям надлежащего использования пространства;
‒ соответствие документов пространственного планирования предписаниям нормативных правовых актов.
Результатом проведения экспертизы документов пространственного планирования является получение заключения о соответствии документации:
‒ требованиям технических регламентов;
‒ региональным нормативам градостроительного проектирования.
В случае несоответствия проекта документа пространственного планирования требованиям технических регламентов и положениям региональных нормативов градостроительного проектирования выносится отрицательное заключение. Однако необходимо отметить, что проведение экспертизы документов пространственного планирования носит рекомендательный характер и не является препятствием для утверждения документов пространственного планирования.
Таким образом, проведение экспертизы документов пространственного планирования позволяет:
‒ повысить качество принимаемых решений;
‒ способствует соблюдению баланса между государственными и частными интересами;
‒ повышает доверие граждан к деятельности органов власти.
Литература:
- Хорошун Ю. С. Управление градостроительным развитием территории / Ю. С. Хорошун.- М. — 2016. — 35 с.
- Чистобаев А. И. О сочетании функций стратегического и территориального планирования в регионах России/А. И. Чистобаев.-М.-2016.- 258 с.
- Шинкевич А. И. Взаимосвязь видов планирования на уровне муниципальных образований/А. И. Шинкевич.- М.:ЮРАЙТ.-2016.- 196 с.
- ГК «Промэкспертиза». — URL: http://promexpertiza.ru (Дата обращения: 29.12.2018 г.).