В статье рассмотрено понятие «здоровье», проанализировано влияние здорового образа жизни на организм дошкольника, изучены основные компоненты, входящие в понятие «здоровый образ жизни», отображен процесс формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания, представлены основные мероприятия программы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания. Также на основе полученных данных в ходе эксперимента разработаны рекомендации.
Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровый образ жизни детей дошкольного возраста, старший дошкольный возраст, группа кратковременного пребывания.
В настоящее время проблема сохранения и улучшения здоровья детей дошкольного возраста приобретает особую актуальность. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одной из основных задач является задача охраны жизни и укрепления психического и физического здоровья детей. В соответствии с ФГОС дошкольного образования образовательная область «Физическое развитие» одним из ключевых направлений организации жизнедеятельности детей является «овладение элементарными правилами и правилами здорового образа жизни, становление ценностей здорового образа жизни».
Говоря о понятии «здоровье», важно отметить, что это главная ценность, занимающая верхушку иерархии потребностей человека, а также компонент необходимый для высокого уровня качества жизни и благополучия. Под «здоровьем» исследователи понимают:
– не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия (Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ);
– целостное многомерное динамическое состояние, включающее как положительные, так и отрицательные показатели, развивающееся в социально-экологических условиях, позволяющее активно выполнять социально-биологические функции (А. Г. Щедрина);
– индивидуальное психосоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности (Б. Я. Солопов).
Анализируя перечисленные определения понятия «здоровье», важно отметить, что здоровье человека во многом связано не только с нормальным функционированием органов и устойчивой психикой, но и с условиями, в которых проживает индивид (социальное благополучие, экологическая обстановка и др.).
Подробным изучением процентного соотношения факторов, влияющих на здоровье человека, занимался Э. Н. Вайнер. Результаты исследований отображены в таблице 1.
Таблица 1
Факторы, влияющие на здоровье человека (поЭ.Н.Вайнеру)
Факторы |
Удельный вес,% |
Генетические |
15–20 |
Состояние окружающей среды |
20–25 |
Медицинское обеспечение |
10–15 |
Условия и образ жизни |
50–55 |
Анализируя таблицу 1, можно утверждать, что наибольшее значение для здоровья человека имеет образ жизни и условия проживания. По определению Э. Н. Вайнера «здоровый образ жизни» — это способ жизнедеятельности, который соответствует генетическим особенностям личности, а также условиям жизни и направлен на формирование культуры здоровья, укрепление организма для полноценной реализации социально-биологических функций.
К основным компонентам «здорового образа жизни» О. В. Петрова относит: когнитивный, информационно-коммуникативный, поведенческий и аксиологический. Следующая классификация компонентного состава разработана Н. Ю. Васильевой. Автор представляет следующие компоненты: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий [2]. Т. Г. Карепова выделяет следующие компоненты здорового образа жизни детей дошкольного возраста: рациональный режим, правильное питание, рациональную двигательную активность, закаливание организма, сохранение стабильного психоэмоционального состояния [1, с. 56].
Итак, здоровый образ жизни — это важный жизненный элемент, обобщающий различные аспекты жизнедеятельности человека (профессия, семья и др.), направленный на формирование благоприятных условия для укрепления как общественного, так индивидуального здоровья личности, включающий нормы и правила организации режима дня, питания, двигательной активности.
Являясь основной составляющей здоровья, здоровый образ жизни должен выступать важной ценностью человека. Ценность — здоровый образ жизни необходимо формировать с дошкольного возраста.
Впервые о важности формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста высказалась Н. К. Крупская. Исследователь утверждает, что здоровый образ жизни дошкольников — это процесс формирования личности ребенка. Е. Н. Чулицкая считает, что дошкольный возраст — главный этап начала формирования здорового образа жизни [4], так как в данный возрастной период быстро развиваются органы и установка функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, определяется характер, отношение к окружающим и к себе.
В. А. Деркунская указывает, что здоровый образ жизни детей дошкольного возраста сочетает в себе ценностное отношение к здоровью, поддержание его на высоком уровне. Результатом формирования здорового образа жизни в дошкольном возрасте выступает — высокий уровень сформированности здоровьесберегающей компетентности. Дети дошкольного возраста должны быть готовы к решению задач здорового образа жизни, организовывать безопасное поведение, осуществлять элементарную медицинскую и психологическую помощь и самопомощь в сложных ситуациях для здоровья [5].
Таким образом, здоровый образ жизни выступает главным фактором укрепления здоровья детей дошкольного возраста, так как именно в данный возрастной период закладываются основные системы, которые формируют крепкий и здоровый организм. Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста — это перечень правил и норм, включающих основные элементы по совершенствованию функционирования организма.
Особую значимость процесс формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста приобретает в условиях группы кратковременного пребывания.
Для изучения уровня сформированности здорового образа жизни детей дошкольного возраста был организован эксперимент на базе — Карагайской СОШ, филиала МАОУ Дубровинская СОШ. Целью экспериментальной работы явилась проверка результативности разработанной программы, направленной на формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания. В эксперименте приняли участие 15 детей старшего дошкольного возраста.
В диагностический инструментарий вошли следующие методики: Беседа с детьми старшего дошкольного возраста (В. Г. Кудрявцев); Проблемная ситуация — разговор по телефону «Что делать, чтобы быть здоровым?» (И. М. Новикова); Наблюдение воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста (И. М. Новикова).
Рассмотрим полученные результаты последовательно.
По методике «Беседа сдетьми старшего дошкольного возраста» (авторВ.Г.Кудрявцев) получены следующие результаты: у 33 % респондентов — низкий уровень, 47 % — средний уровень, 20 % — высокий уровень. Для респондентов с высоким уровнем сформированности здорового образа жизни характерно наличие знаний о компонентах (правильное питание, режим дня и др.), вредных привычках и негативное отношение к ним, полезных привычках и понимания их положительного влияние на состояние организма, соблюдение правил личной гигиены, активное участии в физкультурно-оздоровительных мероприятиях.
По методике «Проблемная ситуация— что делать, чтобы быть здоровым» (И. Новикова) полученные результаты расположились следующим образом: у 27 % респондентов — низкий уровень, 53 % средний уровень, 20 % высокий уровень. Для респондентов с высоким уровнем характерно правильное представление о здоровом образе жизни. Дети предписывают ему черты активности по сохранению и укреплению здоровья; обладают знаниями о факторах, оказывающих вредное и полезное воздействие на организм человека; способах укрепления здоровья и предупреждения различных заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; осознают основные причины возникновения заболеваний.
При наблюдении воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста (И.М.Новикова), получены следующие результаты: у 33 % респондентов наблюдается — низкий уровень, 47 % — средний уровень, 20 % высокий уровень. Для респондентов с высоким уровнем характерно проявление инициативы и самостоятельности при реализации оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, стремление участвовать в проведении данных мероприятий. Проявляют дети инициативу на основе осознания их необходимости. Также дети активно присваивают полученные знания от взрослых и внедряют его в повседневную жизнь.
Проведенное исследование позволило выделить ряд проблем:
- Отсутствие теоретических знаний о понятии «здоровый образ жизни» и его основных составляющих (вредные привычки, полезные привычки и др.).
- Отсутствие мотивации к выполнению основных составляющих здорового образа жизни (участие в спортивно-оздоровительных мероприятиях, выполнение основных гигиенических требований и др.).
- Отсутствие ценностного отношения к своему здоровью.
- Отсутствие практических навыков по соблюдению основ здорового образа жизни (выполнение гигиенических процедур, правильное питание, соблюдение режима дня и др.).
На основе полученных результатов нами разработана программа по повышению уровня сформированности здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания.
Программа включила в себя следующие основные мероприятия:
– беседы, направленные на повышение уровня знаний о здоровом образе жизни, его основных составляющий, закрепление ранее полученных знаний («Кто Я?», «Человек и его здоровье», Беседа «Витамины укрепляют организм», «Здоровая пища», «Микробы», «Личная гигиена», «Режим дня», «Закаливание организма» и др.);
– дидактические игры, для повышения мотивации к изучению понятия здоровых образ жизни, выполнению его основных компонентов в повседневной жизни («Режим дня», «правила закаливания организма»);
– творческие задания, направленные на реализацию полученных знаний, передачу информации окружающим, закрепление знаний о компонентах здорового образа жизни (создание стенгазеты «Здоровый образ жизни», оформление плаката «Азбука здоровья», «Витамины — наши друзья», рисунок «Микроб»);
– спортивные мероприятия и физические упражнения, направленные на укрепление организма, профилактику заболеваний (игра с мячом «Что полезно для зубов, а что не полезно», игра «Веселые упражнения», игры-имитации).
Полученные результаты в ходе повторного исследования уровня сформированности здорового образа жизни дают возможность сказать об эффективности реализованной программы.
Так, по методике «Беседа сдетьми старшего дошкольного возраста» (авторВ.Г.Кудрявцев) наблюдается: увеличение количества респондентов с высоким уровнем знаний с 20 % до 47 % (прирост на 27 %), средним уровнем — с 47 % до 53 % (прирос на 6 %), уменьшение количества респондентов с низким уровнем — с 33 % до 0 % (уменьшение на 33 %). Полученные результаты отображены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительные результаты по методике «Беседа с детьми старшего дошкольного возраста» (автор В. Г. Кудрявцев)
По методике «Проблемная ситуация— что делать, чтобы быть здоровым» (И. Новикова), наблюдается: увеличение показателей высокого уровня — с 20 % до 40 % (прирост на 20 %), среднего уровня — с 53 % до 60 % (прирост на 7 %), уменьшение показателей низкого уровня — с 27 % до 0 % (уменьшение на 27 %). Полученные результаты отображены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительные результаты по методике «Проблемная ситуация — что делать, чтобы быть здоровым» (И. Новикова)
При наблюдении воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста (И.М.Новикова), наблюдается: увеличение показателей высокого уровня — с 20 % до 34 % (прирост на 14 %), среднего уровня — с 47 % до 53 % (прирост на 6 %), уменьшение показателей низкого уровня — с 33 % до 13 % (уменьшение на 20 %). Полученные результаты отображены на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнительные результаты по методике «Наблюдение воспитателя за двигательной активностью детей старшего дошкольного возраста» (И. М. Новикова)
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о положительной динамике формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания:
– увеличение количества знаний об элементах здорового образа жизни (здоровое питание, закаливание и др.);
– активная реализация полученных знаний в практической деятельности (мытье рук, уход за одеждой и др.);
– мотивация на выполнение физических упражнений;
– осознание здоровья — как самоценности.
На основе полученных результатов нами разработаны рекомендации:
- Повышение уровня знаний о компонентах здорового образа жизни в процессе бесед с дошкольниками, дидактических игр, спортивных упражнений.
- Предоставление возможности для самореализации полученных навыков основ здорового образа жизни в повседневной жизни (мытье рук, правильное питание. соблюдение режима для и др.).
- Повышение мотивации к соблюдению основных правил и норм здорового образа жизни для укрепления здоровья.
Таким образом, одной из актуальных проблем современного общества является процесс формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания для укрепления психического и физического здоровья. Проведенное нами исследование имеет практическую значимость и заключается в определении способов формирования здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в условиях группы кратковременного пребывания, к ним мы отнесли: беседы, дидактические игры, творческие задания, спортивные мероприятия и физические упражнения.
Литература:
- Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников: планирование, система работы / Т. Г. Карепова. — Волгоград: Учитель, 2010. — 170 с.
- Компоненты здорового образа жизни [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/suschnost-i-komponenty-kultury-zdorovogo-obraza-zhizni-studentov (дата обращения 12.12.2018г.)
- Перминова А. А., Кувалдина Е. А. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 28. — С. 151–153.
- Родничок здоровья: технологии здоровьесберегающего сопровождения в опыте работы дошкольного образовательного учреждения: Учебно-методическое пособие / под науч. ред. В. А. Деркунской. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2009. — 195 с.