Картографо-аналитический способ создания опорной геодезической сети для выноса в натуру городской черты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 12.01.2019

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Волков, Н. В. Картографо-аналитический способ создания опорной геодезической сети для выноса в натуру городской черты / Н. В. Волков, Н. А. Рождественская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 18-20. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55484/ (дата обращения: 16.11.2024).



Наличие современного планово-картографического материала позволяет решать целый ряд задач, одними из которых являются вынос границ городской черты, проведение межевания земельных участков и др. Полевые геодезические работы по установлению городской черты начинаются с перенесения в натуру линейных и угловых разбивочных элементов от опорной геодезической сети. Рассмотренные в нормативных документах способы установления городской черты могут быть малоэффективны на территориях, где отсутствует опорная геодезическая сеть.

Предлагаемый способ позволяет одновременно по результатам геодезических измерений создать опорную межевую сеть (далее — ОМС), определить разбивочные элементы и вынести в натуру проект городской черты. Основой такого способа служит актуальный планово-картографический материал с нанесенной на него проектной границей городской черты (рис. 1). Очевидно, что при ведении кадастра городских земель наиболее приемлемым базовым масштабом кадастровой съемки является масштаб 1:500. Именно в этом случае можно утверждать, что кадастровые материалы удовлетворят по точности и содержанию данных городского кадастра [1,2].

В районе проектной городской черты на картографическом материале необходимо отыскать не менее трех твердых контурных точек (опоры ЛЭП, углы объектов капитального строительства и т. п.). Перед проведением полевых работ необходимо провести рекогносцировку местности для установления наличия взаимной видимости между опорными и контурными точками.

Рис. 1. Схема выполнения работ по межеванию земель или установления городской черты

При проведении геодезических работ на местности устанавливают не менее двух межевых знаков, которые в дальнейшем будут являться пунктами ОМС. При помощи электронного тахеометра с точек A и B соответственно производят измерения горизонтальных углов , с точностью 5ʺ [3], а также длины линий (i = 1, 2, 3, 4, 5) и базисную сторону A-B (b).

Ошибка в положении каждой точки при геодезических измерениях на местности определяется в основном ошибкой линейных и угловых измерений и вычисляется по формуле:

, (1)

где — средняя квадратическая ошибка (далее — СКО) измерения длины линии тахеометром; — СКО измерения углов тахеометром; S — горизонтальное проложение.

На этапе камеральный работ вычисляются углы при помощи тригонометрических формул: теоремы синуса, косинуса. Контролем может служить проверка суммы углов в треугольнике ( + + = 180°). Допустимая угловая невязка, распределяемая между углами треугольника, равняется:

, (2)

где — СКО измерения угла тахеометром.

С течением времени картографический материал стареет, бумага подвергается деформации. В настоящие время большое применение находят цифровые модели местности и электронные планы. В таком случае, основой предложенного способа выноса в натуру проекта городской черты служит растровое изображение.

Перед началом работы необходимо определить качество сканирования топографического плана:

, (3)

где i = 1, 2, 3, 4 (количество углов сетки); — снятые координаты пересечений координатной сетки; — истинные координаты пересечений координатной сетки.

При помощи программного обеспечения на электронном плане снимаются координаты твердых точек с точностью, вычисляемой по формуле:

(4).

Путем решения прямой геодезической задачи определяются координаты опорных пунктов. СКО положения опорного межевого знака определяется по формуле:

(5).

Для определения разбивочных элементов при выносе городской черты необходимо решить обратные геодезические задачи. По разбивочным элементам выносят в натуру и закрепляют проектные межевые знаки (K, L, M, N) для земель населенных пунктов с точностью, которая вычисляется по формуле:

0,1 м, (6)

где — СКО определения планового положения опорных пунктов; — СКО фиксации прибора; — СКО способа при выносе проектных межевых знаков в натуру (формула, аналогичная формуле (1)).

Из-за погрешностей картометрических работ и старения исходного материала установленное положение границы города, характерных контурных точек на местности может не совпадать с их графическим изображением в проекте. В подобном случае уточняется положение межевого знака и вносятся соответствующие корректировки в плановое проектное положение всех последующих линий границы. После всех уточнений и исправлений устанавливают и закрепляют межевой знак.

После выноса в натуру проектных межевых знаков, в соответствии с требованиями [4], путем проложения полигонометрического хода или спутниковым методом (в зависимости от сложившейся территории, затрат и времени проведения работ), определяют фактические координаты точек поворота границы города.

Контроль геодезических работ может быть осуществлен несколькими способами.

1. Путем сравнения горизонтального проложения () линии между установленными на местности несмежными межевыми знаками (например, между поворотными точками K, M), измеренной электронным тахеометром, с ее горизонтальным проложением , вычисленным по значениям плоских прямоугольных координат. Так, для земель населенных пунктов допустимое расхождение при контроле межевания [5] вычисляется по формуле:

0,2 м (7).

2. После проведения исполнительной съемки вычислить расхождение в проектных и вычисленных координатах по формулам:

(8,9).

При этом абсолютное расхождение в положении контролируемого межевого знака не должно превышать допустимых значений [5]:

0,3 м (10).

Данный способ имеет преимущество над способом одной свободной станции: контрольное определение координат пунктов.

Таким образом, предложенный картографо-аналитический способ для выноса в натуру городской черты и иных межевых работ применим в особых условиях территории и требует проведения контроля на каждом этапе работ.

Литература:

  1. Об утверждении основных положений об опорной межевой сети: Приказ от 15.04.2002 г. № П/261: Утвержден Приказом Росземкадастра от 15 апреля 2002 г. N П/261.– Москва, 2002.– 5 с.
  2. Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России) от 01.08.2016 г. № 90. — Москва, 2016.– 14 с.
  3. Инструкция по крупномасштабной топографической съемке: утв. Главным управлением геодезии и картографии при Совете Министров СССР от 01.01.1983 ГКИНП-02–033–82 — Москва: Недра, 1982. — 32с.
  4. Инструкция по межеванию земель / Комитет поземельным ресурсам и землеустройству. — М.: Роскомзем, 1996. — 31 с.
  5. Методические рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства [Электронный ресурс]: [утв. Приказом Росземкадастра от 17.02.2003 (ред. от 18.04.2003)].– Москва, 2003.– 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): городская черта, горизонтальное проложение, формула, A-B, знак, картографический материал, координатная сетка, межевой знак, опорная геодезическая сеть, электронный тахеометр.


Похожие статьи

Оценка перспективной пропускной способности участков железнодорожной сети с учетом предоставления «окон», на основе применения имитационного моделирования процессов перевозок

Сравнительный анализ результатов учёта изменчивости геокомплексов при дорожно-климатическом районировании территорий

Проектирование и моделирование пространственной среды на примере проекта жилого комплекса, предназначенного для строительства на сложном рельефе

Обеспечение сохранности рациональной геометрии пластинчатого ножа в процессе раскроя текстильных материалов

Выбор технических решений для формирования облика аэродромной радиолокационной станции посадки на основе анализа требований к системе

Технико-экономическое обоснование при проектировании объектов транспортной сети

Обоснование схемы построения и методики расчета основных параметров системы обеспыливания при разгрузке самосвалов в приемный бункер

Аналитический обзор развития робототехники, оценка возможности применения для робототехнического зрения ПЗС-матриц

Составление программного обеспечения, алгоритм и расчет математической модели применения свойств солнечного опреснителя к точкам заправки топливом

Обоснование оптимального комплекта машин для рубок ухода за лесом

Похожие статьи

Оценка перспективной пропускной способности участков железнодорожной сети с учетом предоставления «окон», на основе применения имитационного моделирования процессов перевозок

Сравнительный анализ результатов учёта изменчивости геокомплексов при дорожно-климатическом районировании территорий

Проектирование и моделирование пространственной среды на примере проекта жилого комплекса, предназначенного для строительства на сложном рельефе

Обеспечение сохранности рациональной геометрии пластинчатого ножа в процессе раскроя текстильных материалов

Выбор технических решений для формирования облика аэродромной радиолокационной станции посадки на основе анализа требований к системе

Технико-экономическое обоснование при проектировании объектов транспортной сети

Обоснование схемы построения и методики расчета основных параметров системы обеспыливания при разгрузке самосвалов в приемный бункер

Аналитический обзор развития робототехники, оценка возможности применения для робототехнического зрения ПЗС-матриц

Составление программного обеспечения, алгоритм и расчет математической модели применения свойств солнечного опреснителя к точкам заправки топливом

Обоснование оптимального комплекта машин для рубок ухода за лесом

Задать вопрос