Бечевник: история происхождения, режим использования и его влияние на становление современной береговой полосы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 11.01.2019

Статья просмотрена: 1558 раз

Библиографическое описание:

Марушина, Д. А. Бечевник: история происхождения, режим использования и его влияние на становление современной береговой полосы / Д. А. Марушина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 25-27. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55490/ (дата обращения: 15.11.2024).



Водный кодекс 3 июня 2006 года даёт определение береговой полосы как полосы земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования, которая предназначается для общего пользования [1]. Но ранее, до введения этого документа в силу, береговая полоса именовалась «бечевником». Согласно утратившему силу Водному кодексу Российской Федерации от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ бечевник — это полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования, которая предназначалась для общего пользования: каждый имел право пребывать на нём, вести рыболовство, использовать для передвижения и для причаливания плавательных средств. Ширина не превышала 20 метров [2].

Но само понятие бечевника зародилось ещё раньше. Упоминание бечевника, как объекта земельных отношений, на территории которого вводились особые условия использования, было ещё в Соборном уложении 1649 года, где говорилось, что владельцы прибрежного участка обязаны были предоставлять свободный проход и проезд для людей, занимающихся судоходством, позволяли баракам и другим людям причаливать к берегам, выгружать груз и вести торговлю. Они (владельцы участков) обязаны были не повреждать его и не препятствовать его законному использованию.

Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона, понятие «бечевник» (встречалось также «Бичевник» и «Бечевая») происходит от слова «бечева» («бичева»), означающее веревку или канат, с помощью которого тянули судна. Само понятие означает «определенное пространство земли, отведенное по берегам рек и других водяных сообщений для бечевой тяги судов и плотов и для прочих надобностей судоходства» [3]. Эти участки земли существовали у всех рек, озёр и разливов общего пользования, и на эти участки налагались обременения. Под водными объектами общего пользования понимались реки и озёра, по которым осуществлялось судоходство, а также сплав леса. Реки или озёра признавались судоходными (или сплавными) по распоряжению правительства. К числу таких распоряжений, помимо объявления вод таковыми решением I Департаментом Правительствующего Сената, относятся: упоминание в межевых актах о прирезке по берегу реки бечевника; перечисление рек в указе Правительствующего Сената 30 мая 1799 и в последующих к ним дополнениях; а также перечисление названий же рек в 87 ст. Устава путей сообщения 1857 года.

В бечевник входила часть суши от уреза воды и до гребня суши, а также полоса земли шириной в 10 сажен далее от гребня. Эта ширина не менялась даже при намыве воды — бечевник передвигался во внутрь настолько же, насколько его отмыло от берега.

Если у реки берег пологий или затопляемый, то в бечевник входила только полоса шириной в 10 сажен от уреза средних меженных вод. При этой при весеннем разливе люди, занимающиеся судоходством, имели право пользоваться проходами и проездами, находящимися вдоль разлива, как самим бечевником.

Бечевник безвозмездно предоставлялся судостроителям, водоходцам, лесопромышленникам и судорабочим для осуществления их профессиональной деятельности. Также бечевник предоставлялся как пристанище для рыболовов. В случае чрезвычайных ситуаций (например, при бедствии судна) судорабочим по указанию местной судоходной полиции могло быть предоставлено разрешение на строительство временных балаганов для хранения груза и необходимых к починке судна принадлежностей. Однако эти строения являлись временными, и по истечению срока (максимум 1 год) подлежали сносу.

Бечевники подразделялись на естественные и искусственные. Естественные — те, которые были образованы вокруг водных объектов, созданных силами природы, искусственные — вдоль искусственных каналов. Если при образовании искусственного бечевника на его территорию попадали владения частных лиц, то, взамен отданного государству имущества, они получали денежную компенсацию.

В случае естественного бечевника участок земли оставался у собственника, но на него накладывались некоторые ограничения:

1) Собственник обязан был обеспечить свободный доступ к земельному участку;

2) Запрещалось возведение на берегу каких-либо построек, улучшать уже существующие, а также собственник обязан был сносить обветшалые постройки. Исключением были ранее упомянутые временные постройки, которые необходимы были для судостроения, а также лесопильные заводы, мельницы, фабрики, если на их оставление было дано разрешение министерством путей сообщения, и если они не мешали ходу судов и сплаву дерева.

3) Рыболовецкое снаряжение также размещалось с разрешения министерства путей сообщения на основании устава о сельском хозяйстве.

Но, помимо ограничений, у собственника было право:

1) Вести сельскохозяйственную деятельность на своём участке, ограждать его легкой изгородью, но при этом оставлять свободное пространство для прохода и проезда. В случае порчи изгороди собственник не имел права требовать компенсацию, потому что изгородь устанавливается в интересах собственника, чтобы бечевные лошади, пользующиеся подножным кормом на бечевнике, были привязаны к приколам;

2) Добывать все полезные ископаемые, которые находятся на участке и в его недрах, не нарушая при этом мосты, укрепления, пристани и прочее, а ко времени открытия судоходства или сплава дров исправить всю порчу земной поверхности, то есть ямы, перекопы и прочее. Наблюдение за этим накладывалось на местную полицию;

3) Подавать в суд в случае, если кто-либо завладел отведённым ему земельным участком.

Устройство и содержание искусственных бечевников производились за счёт государства, а то время как поддержка естественного бечевника — за счёт земской повинности местных жителей. Но если часть бечевника прилегала к мельницам или иным вододействующим заведениям, то его содержание было обязанностью их владельцев. Согласно Уложению о наказаниях уголовных и исправительных за нарушение исправности бечевника или за его повреждение налагался штраф не более 25 рублей. Если неисправность послужила причиной остановки судоходства — то начальник дистанции удалялся с должности. Также предусматривалось наказание по статье “вымогательство”, если чиновник осуществлял незаконный сбор с судоходцев или клади на набережных, бечевнике, а также осуществлял развод мостов [4].

Как можно судить из изложенного, несмотря на то, что хоть и к береговой полосе в настоящее время предъявляются более строгие требования, такие как запрет на распашку земель, добычу полезных ископаемых, выпас скота, а также сейчас особое внимание уделяется экологической части (в нынешнее законодательство добавлено значительное количество пунктов, регулирующих природоохранную сторону вопроса), однако основной аспект, касающийся береговой полосы как территории общего пользования — обязательство предоставления свободного доступа — всё же был заложен ещё Соборном уложении 1649 года, и он законодательно поддерживается до сих пор.

Литература:

  1. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // «Собрание Законодательства РФ», 5.06.2006, № 23, ст. 2381;
  2. «Водный кодекс Российской Федерации» от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // «Собрание Законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4471;
  3. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том IIIА (6). Бергер — Бисы. — СПб: Семеновская Типолитография (И. А. Ефрона), 1891 г. — 478 с.;
  4. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1885 года / Издано проф. Императорского Училища правоведения, почетных членов Университета Св. Владимира Н. С. Таганцевым.- 5-е изд., доп. — СПб: тип. М. Стасюлевича, 1886.— 714 с.
Основные термины (генерируются автоматически): общее пользование, береговая полоса, бечевник, Водный кодекс, естественный бечевник, земельный участок, полоса земли, Правительствующий Сенат, Соборное уложение, участок земли.


Похожие статьи

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)

Частное коллекционирование и деятельность по музеефикации регионов Сибири: предпосылки и персоналии

Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел

Бентониты в ветеринарии: краткий обзор современного состояния и перспективы развития

Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие

История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы (1920–1930 гг.)

Исторические аспекты возникновения и эволюционирования управленческого учета

История развития немецких сказок, их становление и влияние на сознание детей

Верхневолжские карелы в пореформенный период: некоторые аспекты социально-экономического развития

Похожие статьи

Визуальный язык картографии: эволюция графического образа и его состояние в эпоху электронной коммуникации

Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)

Частное коллекционирование и деятельность по музеефикации регионов Сибири: предпосылки и персоналии

Социальная сеть: понятие, история возникновения, современное положение дел

Бентониты в ветеринарии: краткий обзор современного состояния и перспективы развития

Опыт эстетического воспитания детей за рубежом: ретроспективный взгляд в XX столетие

История детских домов в Узбекистане: формирование, деятельность и проблемы (1920–1930 гг.)

Исторические аспекты возникновения и эволюционирования управленческого учета

История развития немецких сказок, их становление и влияние на сознание детей

Верхневолжские карелы в пореформенный период: некоторые аспекты социально-экономического развития

Задать вопрос