Знания о воздушной оболочке и процессах, происходящих в ней формируются, у школьников в течение нескольких лет обучения (5–8 класс): в начальном курсе физической географии в 5–6 классах, в курсе «Географии материков и океанов» в 7 классе, завершается формирование в 8 классе при изучении темы «Движение воздушных масс».
Одна из важнейших задач школьного географического образования — дать школьникам научно-обоснованные представления о климатических явлениях и процессах, подвести их к пониманию главенствующей роли климата в природе Земли. Зная климатические особенности той или иной территории земного шара, учащиеся могут сделать заключение о том, что климат является одним из определяющих факторов, от которого зависят другие компоненты природного комплекса.
В связи с этим, считаем, что учителю необходимо не только доступно преподнести материал, но и научить ученика мыслить, привить ему практические навыки, такие как умение самостоятельно сделать выводы о климате какой-либо территории, анализируя расположение, наличие водоемов, циркуляцию воздушных масс и другие факторы, влияющие на климат. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, проявлять самостоятельность, — вот что необходимо учащимся для формирования знаний на современных уроках. Этому способствуют активные методы и приемы обучения.
На уроках, где ставится задача по формированию климатических знаний, можно использовать методы проблемного и развивающего обучения, поисковый метод, метод проектов, интерактивного обучения и др.
- Создание проблемных ситуаций
Это задание, в котором ученику ставится цель, например, показать схематически какие факторы определяют климат той или иной территории, но не даются способы и конкретные указания. Ученик оказывается не в роли выполняющего инструкцию, а в роли исследователя, что способствует развитию творческого мышления, способности сравнивать и анализировать.
- Технология опорных конспектов
Данная технология учит выявлять и устанавливать логические связи, выделять главное. Занятия по опорным конспектам позволяют охватить больший объем теоретического материала, тем самым, оставляя время для отработки практических заданий.
Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например, по теме «Ветер» — бриз, муссоны и др.
- Дидактические игры.
Игра — незаменимое средство, позволяющее сделать урок интересным, не утратив его обучающей функции. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки, но следует понимать, что не может занимать большую часть урока и следовать одна за другой. Интересными для учащихся могут быть «Игра-путешествие», где предлагается собраться в какую — либо страну и, соответственно, обсуждаются предположения: какая там сейчас может быть температура, ветра, дождливо или засушливо и т. д.
Подобная задача ставится в игре «Туристическое агентство», где задача менеджера объяснить, какие климатические особенности ждут путешественника, а задача последнего задавать соответствующие вопросы.
- Творческие работы.
Способствуют проявлению творческих способностей и самореализации учащихся. Это может быть сообщение, доклад, презентация на климатических условий в какой-либо местности, Схемы, выполненные в текстовых и графических редакторах, например, «Движение воздушных масс» и др.
- Интегрированные уроки (или использование на уроке межпредметных связей).
В новых программах по географии и другим предметам введены специальные разделы о межпредметных связях, что позволяет сделать урок интересней, учить анализировать, сопоставлять, логически мыслить, видеть связь предметов и явлений.
Так, например, при изучении темы: «Воздушная одежда Земли» при объяснении темы «Ветер» в 5 классе часто используется аналогия с текстом А. С. Пушкина:
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …
А затем задать вопросы: «Что называется ветром? Как возникает ветер? Почему поэт называет ветер могучим?» и т. д.
При изучении понятий «циклон», «антициклон» в теме «Климат» (8-й класс) используется отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер», учащиеся определяют, о каком атмосферном процессе идет речь.
Буря мглою небо кроем,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
6. Картографический метод
Работа с картой является одним из основных средств обучения на уроках географии. Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет организовать работу на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.
Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Учащимся предлагается показать моря, омывающие Европу.
Частично-поисковый: «Найти по заданным характеристикам территорию на карте» и др.
Исследовательский уровень может состоять из заданий, где требуется, например, проанализировав ряд карт или описаний вывести закономерности о наличии циклонов в данной местности.
Следует отметить, что учащимся могут быть интересны такие приемы в работе, как составление и разгадывание тематических кроссвордов, загадок и ребусов, а также проведение викторин, графических диктантов и многое другое.
Использование на уроках по формированию климатических знаний разнообразных методов и приемов позволит сделать урок интересным эффективным в плане формирования знаний.
Литература:
- Панчешникова, Л. М. Методика обучения географии в школе [Текст]: учеб. пособие для студентов геогр. спец. высш. пед. учеб. заведений и учителей географии / Л. М. Панчешникова, И. В. Душина, В. П. Дронов и др. — М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.- 320 С;
- Программа основного общего образования по географии. 5–9 классы. / И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин. — М.: Дрофа, 2015. — 148 с.