Ключевые слова: Федеральное казначейство, Российская Федерация, Федеральное казенное учреждение, федеральный бюджет, контроль
В толковом словаре Ушакова «Казённый» обозначает как принадлежащий государственной казне [2]. Необходимость, в контроле государственных финансов имела место во все времена Российской истории. В первые упоминание слова «казённый» на государственном уровне приходиться на 15 век нашей эры, когда в период правления Ивана III Васильевича появился казенный двор. Он являлся хранилищем царской вещевой казны. Далее при Петре I была создана Казначейская контора, которая при реформах Екатерины II переросла в казенные палаты, созданные в каждой губернии. В 19 веке контроль и управление государственных финансов сложились в четкий и отлаженный механизм. Роль Казначейства в централизации государственного хозяйства и бюджета упрочнилась. Тогда же и появилась иерархическая структура управления от Департамента государственного казначейства, до местных казначейств. На период правления Советской власти роль казначейства была упразднена, и заменена другими структурами. Но после развала советского союза, была необходимость в выборе управления государственными средствами. В те неспокойные 90-е годы прошлого века было принято решение в прозрачности, бюджетных расходов, которые сможет обеспечить только казначейская система. Тем самым постановлением правительства от 27.08.1993 года № 864 было создано Федеральное Казначейство Российской Федерации в составе Министерства Финансов Российской Федерации.
В настоящее время Федеральное казначейство — это федеральный орган исполнительной власти, действующий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Область право применительно функции Федерального казначейства это:
– исполнение федерального бюджета;
– кассовое обслуживание бюджетной системы Российской Федерации;
– предварительный контроль за операциями связанные с исполнением бюджета Российской Федерации;
– текущий контроль за операциями связанные исполнением бюджета Российской федерации;
– внешний контроль качества работы аудиторских организации;
– контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере Российской федерации.
В своей деятельности Федеральное казначейство регламентируется «Положением о Федеральном казначействе» Утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 703. В разделе 1 «Положения о Федеральном казначействе» Описываются его функции, направления деятельности и структура подчиненности Федерального казначейства. В разделе 2 «Положения о Федеральном казначействе» описываются полномочия федерального казначейства. В пункте 5 раздела 2 перечислены полномочия, а в пункте 6 раздела 2 права Федерального казначейства по исполнению своих функций. В разделе 3 «Положения о Федеральном казначействе» описывается организации деятельности Федерального казначейства [1].
Реализуя свою контрольную функцию Федеральное казначейство согласно «Положения о Федеральном казначействе» в праве:
– запрашивать и получать сведения и документы, необходимые для осуществления контроля;
– организовывать проведение необходимых экспертиз, испытаний, анализов и оценок, а также научных исследований;
– привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
– осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
– применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
– обращаться в суд с исковыми заявлениями в случае неисполнения предписаний о возмещении ущерба, причиненного нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения [1].
Данные права юридически закрепляют контрольную функцию Федерального казначейства.
Для осуществления функций своей деятельности, Федеральное казначейство имеет 85 территориальных органов и одну подведомственную организацию — Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». Территориальные органы в свою очередь состоят из Отделов. Отделы осуществляют контрольную функцию за исполнением федерального бюджета на муниципальном уровне. Территориальные органы осуществляют контроль за исполнением федерального бюджета на уровне субъектов Российской Федерации. Федеральное Казначейство осуществляет контроль на федеральном уровне и консолидацию отчетов деятельности территориальных органов [3].
Для обеспечения деятельности в области хозяйственного, материально-технического, автотранспортного и архивного обеспечения в структуре Федерального казначейства имеется Федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». Данный центр заниматься обслуживанием и обеспечением деятельности Органов Федерального казначейства.
Структура федерального казначейства имеет иерархическую структуру управления. Каждый уровень структуры отвечает за свою область контроля. Но в свою очередь каждый вышестоящий орган может осуществлять контроль за нижестоящим. Для обсечения деятельности создано отдельное юридическое лицо, что позволяет осуществлять органам Федерального казначейства качественный контроль и выполнение своих непосредственных функций, не отвлекаясь на несвойственные задачи по обеспечению деятельности.
Литература:
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» // «Собрание законодательства РФ», 06.12.2004, N 49, ст. 4908, «Российская газета», N 272, 08.12.2004.
- Толковый словарь Ушакова онлайн // Словарь Ушакова. URL: https://ushakovdictionary.ru/about.php (дата обращения: 9.01.2019).
- Структура Федерального казначейства // Официальный сайт Казначейства России. URL: http://www.roskazna.ru/o-kaznachejstve/struktura-fk/#tab1 (дата обращения: 9.01.2019).