В статье рассматриваются проблемы механизма правового регулирования корпораций в аспекте действующего законодательства Российской Федерации. Выявленная проблематика указывает на необходимость дальнейшего совершенствования механизма правового регулирования деятельности корпораций.
Ключевые слова: корпорация, механизм правового регулирования, юридические лица, корпоративное законодательство, консолидация, совершенствование, пробелы правового регулирования.
The article deals with the problems of the mechanism of corporate legal regulation in the aspect of the current legislation of the Russian Federation. The identified issues indicate the need for further improvement of the mechanism for the legal regulation of corporate activities.
Keywords: corporation, legal regulation mechanism, legal entities, corporate legislation, consolidation, improvement, legal regulation gaps.
Реформа 2014 г. существенным образом изменила правовую природу юридических лиц, внесла ряд новшеств в порядок их образования, структуру органов управления и функциональные возможности. Федеральным законом от 05.05.2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [3] впервые введено деление юридических лиц на: корпоративные и не корпоративные. Этот закон во многом отразил идею концепции развития гражданского законодательства, где, в частности, говорится, что такая классификация позволит урегулировать в общем виде (в определенной мере единообразно даже для коммерческих и некоммерческих организаций) не только структуру управления и статус (компетенцию) органов корпораций, но и ряд их внутренних отношений, вызывающих практические споры (возможность оспаривания решений общих собраний и других коллегиальных органов, условия выхода или исключения из числа участников и т. п.). Формальная классификация юридических лиц с учётом корпоративного элемента, в свою очередь, привела к значительным пробелам законодательства в регулируемой области корпоративных отношений. ГК РФ, как основополагающий кодифицированный нормативный правовой акт, содержит общие положения о корпорациях, в остальной части имеется значительное количество отсылочных норм к различным нормативным правовым актам. Ввиду наличия указанных обстоятельств, значительно снижается уровень правовой защиты корпоративных отношений в его глобальном аспекте.
В связи с указанным, проблема механизма правового регулирования, как основы эффективной правовой защиты субъектов корпоративных отношений заслуживает особого внимания.
Несмотря на особенности правовой природы каждой организационно-правовой формы корпорации, общая правовая природа корпораций в целом, предопределяет наличие централизованного характера её деятельности, что вызывает необходимость строгой регламентации правового механизма её деятельности. Указанный факт заслуживает особого внимания ввиду особенностей корпоративных отношений. В частности, если более подробно проанализировать механизм правового регулирования корпоративных отношений, то можно понять, что к числу особенностей правового регулирования корпоративных отношений относятся, в том числе, особые основания их возникновения, а также вся система правовых норм, которые их регулируют. Достаточно часто, ввиду отсылочного характера правовых норм корпоративного законодательства, можно обнаружить всевозможные противоречия и дублирование правовых норм, что является дополнительным фактором, снижающим уровень правовой защиты субъектов корпоративных отношений и противоречит положениям правовой доктрины Российской Федерации.
Такие факты можно установить в сфере корпоративного законодательства и законодательства о банкротстве. К примеру, ст. 64 ГК РФ не предусматривает удовлетворение требований внеочередных текущих кредиторов, [1] тогда как Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает такую категорию кредиторов (п. 1 ст. 134) [2]. Возникает вопрос: означает ли это, что удовлетворение требований внеочередных текущих кредиторов в ходе ликвидации должно осуществляться только в установленной кодексом очередности? Указанные факты находят своё проявление в различных областях регулирования корпоративных отношений, анализ которых указывает на необходимость реализации института систематизации корпоративного законодательства.
При этом, характер имеющихся пробелов позволяет определить, что основным способом устранения таких пробелов, является консолидация всего механизма корпоративного законодательства.
Консолидация корпоративного законодательства является одной из форм систематизации, правовая природа которой состоит в объединении корпоративных нормативных актов по тому или иному вопросу в единый акт.
Ранее действовавшие нормативные акты в этой связи прекращают свое существование. В результате такой работы получаются укрупненные нормативные документы, объединяющие значительное количество правовых норм корпорации.
Деятельность по систематизации корпоративных актов является одним из важных показателей работы корпорации. Однако, переходя непосредственно к вопросу реформирования механизма правового регулирования корпоративного законодательства РФ, в аспекте применения консолидации, изначально возникает ряд проблем, связанных, в первую очередь, с организационными аспектами этого вопроса в части отсутствия механизма и технико-юридических правил консолидации и специфики норм корпоративного законодательства РФ. В настоящее время, какая-либо законодательная база, закрепляющая правила или методику юридической техники систематизации законодательства, как на федеральном, так и на региональном уровне, отсутствует. На территории Тамбовской области действует Закон Тамбовской области от 23.06.2006 г. № 51-З «О правовых актах Тамбовской области» [4], который закрепляет лишь общие правила правотворчества. Проблема регламентации юридической техники систематизации имеет место быть и в других странах, однако, к примеру, для США и других стран англо-саксонской системы права это объяснимо. Несмотря на наличие статутного права, правовое регулирование общественных отношений там происходит на основе прецедентного права, а имеющиеся статуты являются достаточно старыми и, как правило, не совершенствуются (к примеру, Конституция США принята в 1787 г. и действует по настоящее время) [5, с.17] Отсутствие чёткой правовой регламентации правил юридической техники консолидации законодательства, оформленных в официальных документах, ставит под сомнение эффективность её применения для любой отрасли права, в частности, для корпоративного законодательства. Надлежащая правовая регламентация (разработка единых правил консолидации, методических рекомендаций, регламентов, утверждённых компетентными органами) позволит правоприменительным органам избежать двойных стандартов в толковании норм права, субъективизма со стороны уполномоченных должностных лиц, а значит, повысить эффективность применения системы права, уровень защиты прав и свобод её субъектов.
Таким образом, в результате анализа механизма правового регулирования корпоративного законодательства Российской Федерации можно сделать вывод о необходимости его дальнейшего совершенствования. Обобщая выявленную проблематику, важно обозначить, что для совершенствования механизма правового регулирования корпоративных отношений необходимо реформирование корпоративного законодательство РФ в трёх направлениях: нормативно-правовое и методическое обеспечение правосистематизационной деятельности корпораций, совершенствование правосознания членов корпораций, которые, в свою очередь, являются субъектами корпоративного правотворчества, по основам правотворчества и систематизации корпоративных нормативных актов и формирование практики применения корпоративного правотворчества в деятельности корпораций.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (ч.1). — Ст. 5496.
- О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (с изм. и доп. от 01.01.2019) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 43. — Ст. 4190.
- О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 22.12.2014 № 432-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2016. — № 27 (Ч.2). — Ст. 4294.
- О правовых актах Тамбовской области: Закон Тамбовской области от 23.06.2006 № 51-З (с изм. и доп. от 07.12.2017) // Тамбовская жизнь. — 2006.
- Реутов В. П. К вопросу о консолидации как форме систематизации законодательстве // В. П. Реутов, А. В. Ваньков. — Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2013. — № 3. — С. 16–20.
- Ломакин Д. В. Корпоративное право: актуальные проблемы. — Москва: Инфотропик Медиа, 2015. — 239 с.