«Библиотеки — это сокровищницы всех богатств человеческого духа» — так высказался когда-то великий немецкий математик и философ Г. В. Лейбниц. Первые библиотеки появились в глубокой древности и на протяжении долгих столетий оставались хранителями знаний, идей, художественной мысли. Сменялись поколения, появлялись новые технологии, идеи, мировоззрения, библиотека неотступно служила своей светлой цели. Но с наступлением информационной эпохи, которая задает нам совершенно новые ориентиры и технические возможности, способна ли библиотека сохранить свое место в жизни человека в том виде, в каком она сложилась на протяжении долгого времени?
В настоящей статье поднимается проблема роли библиотеки в современном мире, и пути ее трансформации к вызовам времени. В рамках исследования планируется рассмотреть основные тенденции развитие библиотеки под влиянием становления современного информационного общества, а также разработать возможную модель библиотеки будущего.
Аккумулируя в своих фондах информацию о достижениях духовного развития человечества, библиотеки обеспечивают поступательное развитие общества. Они содействуют культурному и интеллектуальному становлению личности. С помощью хорошо структурированной и организованной системы формирования фондов, библиотеки помогают обеспечить наиболее эффективную работу с информацией. На основе библиотечных баз данных формируется система ценностных ориентиров общества и отдельного человека. Библиотека сохраняет духовные достижения человеческой цивилизации — являясь воплощением «памяти человечества». [1]
С переходом к информационному типу общества кардинально меняются все сферы общественной жизни. Научно-техническая революция, начавшаяся в послевоенное время 20 века, открыла нам новые возможности и перспективы. Главным ресурсом и фактором развития стали знания и информация. В сфере труда и занятости увеличивается доля работников интеллектуального труда. Развитие коммуникативной среды поднимает на новый уровень информационные связи между людьми. В мире продолжают расти объемы информационных потоков, и увеличивается доступность информационных ресурсов. Сегодня уже почти каждый человек с помощью своего мобильного устройства или компьютера может получить доступ к любой информации. Современные программные обеспечения и поисковики значительно упрощают работу с массивными объемами данных. Печатные книги массово оцифровывают, новые издаются преимущественно в электронном виде. В мире набирают популярность электронные устройства для чтения книг. Все эти изменения могут привести к снижению спроса на книгопечатную продукцию и услуги специалиста по поиску информации, если ее можно найти с помощью простого программного обеспечения. Происходит устаревание профессии библиотекаря в его традиционной форме. Что может предложить эта профессия сегодня, и как ей лучше адаптироваться к новым условиям, чтобы занять свою нишу в жизни современного общества?
Здесь следует сделать акцент на том, что грядущая эпоха с ее информационной составляющей сулит нам тесную связь с огромными информационными потоками, которые будут только расти с каждым днем в арифметической прогрессии. Многие ученые уже сегодня отмечают, что человек не справляется с тем объемом информации, с каким ему приходится работать каждый день. Поэтому можно предположить, что в будущем возникнет острая необходимость в специалистах по работе с информацией. Кроме того, эта информация будет представлять огромные массивы разнообразных данных, которые нужно будет уметь правильно группировать, классифицировать, а также представлять в наиболее доступной форме — это задача ляжет на плечи библиотекарей нового поколения. Для этого они должны обладать определенным набором компетенций. Само же библиотечное пространство тоже должно быть подвергнуто некоторым изменениям и стать удобным для читателя будущего.
Целесообразно начать рассмотрение данной проблемы с исследования основных функций библиотеки, а далее спрогнозировать их изменения под реалии информационной эпохи.
Сегодня библиотека является полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает, хранит, проводит библиографическую и аналитико-синтетическую обработку документального потока, их систематизацию и каталогизацию, производит навигацию и оценку информационных ресурсов, осуществляет справочно-библиографическое обслуживание. Таким образом, библиотека создают основу для многих информационных процессов. [1]
Основная социальная функция библиотеки в удовлетворении потребностей общества в информации и знаниях. Чтобы сохранить эту функцию современная библиотека должна располагать достаточным количеством технических средств для работы с электронными документами, а также доступом к сети интернет.
Мемориальная функция библиотеки заключается в сохранении знаний и информации в удобном для восприятия и использования виде. Большую долю библиотечных фондов необходимо оцифровать, и обязательно иметь в каждой библиотеки электронную базу.
Библиотека способна ограждать человека от потока ненужной, избыточной информации, тем самым обеспечивая информационную безопасность личности. Это актуально перед нарастающей проблемой информационного загрязнения коммуникативного пространства неполной, противоречивой или даже ложной информацией.
Библиотека выполняет в обществе еще роль института образования, помогая организовать самообразование каждого человека, приобщать его к чтению и повышению своего интеллектуального уровня. Для этой функции библиотекарям необходимо проводить циклы просветительных мероприятий. А в работе с детьми и подростками следует применять активные методы организации мероприятий и развивающие технологии обучения. Последнее налагает на библиотекаря необходимость владения техниками педагогического мастерства и ораторского искусства.
Особые требования предъявляют к обустройству библиотечного пространства, от которого в большей мере будет зависеть креативный, положительный настрой читателей. Под понятием «библиотечного пространства» принято понимать имеющиеся в распоряжении библиотеки площади и помещения, мебель и интерьер. К библиотечному пространству будет относиться еще и виртуальные составляющие — это, главным образом, веб-сайт организации. От его информативности и дизайна будет зависеть популярность учреждения у ее пользователей, как реальных, так и удаленных. Также необходимо развивать библиотечные сообщества в социальных сетях и блоках, через которые можно привлекать новых читателей.
Таким образом, современная библиотека, способная обслуживать читателей информационного общества, должна представлять собой зону креативного пространства с возможностью свободного самовыражения и творческой деятельности. Библиотека должна быть обеспечена компьютерами и выходом в интернет. Работники библиотеки должны быть уверенными пользователями компьютера и уметь проектировать и продвигать культурно-массовые мероприятия, владеть методиками проведения индивидуальных бесед, выставок. Библиотеки должны все больше переходить в виртуальное пространство, иметь многофункциональный, мультимедийный сайт и вести свой блок в интернете. Многие библиотеки мира внедряют в свою работу технологии виртуальной и дополненной реальности, а также роботов-библиотекарей.
Ни менее важной проблемой на сегодня выступает сохранение печатной книги и чтение таких книг. Ученые давно занимаются исследованием преимуществ чтения именно печатных книг. В результате этих исследований было выявлено, что установка на скоростное потребление информации приводит к разрыву между восприятием образа и его осмысления. Это приводит к снижению интеллектуальной активности, ухудшение памяти, речи, коммуникативных способностей. [2]
Неоспоримым преимуществом печатной книги является ее положительное влияние на развитие памяти, она способствует повышению эмоциональной и интеллектуальной активности, развитию творческого мышления и воображения, и, конечно, книги исключают негативное влияние техники на здоровье человека. Поэтому важно сохранить в будущем исторически сложившуюся культуру чтения печатных книг.
Ни малой историей обладает Областная детско-юношеская библиотека в городе Усть-Каменогорск. Она начинается с 1939 года, когда при библиотеке имени Пушкина было открыто отделение для обслуживания детей-читателей. В 1959 году это отделение получило статус самостоятельного учреждения. Сегодня детско-юношеская библиотека одна из крупнейших в городе. Библиотека располагает обширным книжным фондом, в ней имеются игровые комнаты, компьютерные классы с высокоскоростным интернетом, удобные для работы читальные залы. При библиотеке функционируют различные клубы и кружки по интересам. Сотрудники библиотеки проводят множество познавательных мероприятий и книжных выставок. В работе с детьми библиотекари активно использую развивающие педагогические технологии. Мероприятия библиотеки пользуются большой популярностью среди школьников города. Посещаемость библиотеки растет из года в год. Руководство и сотрудники занимаются активным продвижением и реализацией государственных программ в сфере образования и культуры среди населения.
По результатам исследований можно сделать вывод, что глобальные изменения, происходящие в мире под влиянием развития информационных технологий, вынуждают адаптироваться к новым условиям времени, не остается у края и «обитель памяти человечества» — библиотека. Во всем мире и в Республике Казахстан разворачиваются активные процессы реорганизации всех сфер жизни общества, в том числе библиотек, которые превращаются в одну из ключевых подструктур информационного общества.
Литература:
- Мамедова Л. Библиотеки в информационном обществе: функции и роль/Л. Мамедова//Вышка. — 2015 — № 2. — с.
- Мамина Р. И. Роль и значение библиотеки в современном информационном пространстве/Р. И. Мамина, Е. В. Пирайнен//Библиосфера. -2016. — № 4, с. 39–45.