Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 1674 раза

Библиографическое описание:

Забродина, Е. В. Электронные образовательные ресурсы как неотъемлемая составляющая процесса обучения в высшей школе / Е. В. Забродина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 343-348. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55504/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе с помощью нормативной документации. В статье рассматривается основные преимущества использования электронных образовательных ресурсов, а также даются рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов при обучении студентов в рамках дисциплины «Педагогика».

Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-образовательная среда, высшая школа.

Сегодня перед современной высшей школой стоит важнейшая задача, которая заключается в подготовке студентов к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором непрерывным потоком появляются новые знания, а также в непрерывном и качественном повышении образования. Образование должно соответствовать современным тенденциям и требованиям, предъявляемым к современной системе образования. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий, которые получили мощное развитие в связи с массовым распространением интернет-ресурсов и стали доступными для всех образовательных учреждений.

Успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс в современной высшей школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР обеспечивают студента необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые пригодятся для дальнейшей профессиональной деятельности, развивают у студента умения быстро находить необходимую информацию. Они предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности студентов. Они получают уникальную возможность самостоятельно учиться, самостоятельно провести лабораторную или практическую работу и тут же проверить свои знания. Они способствуют осознанию студентам процесса обучения; развивают познавательную активность студентов; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех студентов, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.

Однако ЭОР не заменяют педагога и учебники, они лишь создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Основы их использования в образовательном процессе заложены в нормативных документах.

Например, в Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации от 2013 года делается основной акцент на создание системы использования ЭОР, в которой обеспечивается возможность для индивидуализации образовательного процесса с учётом уровня знаний студентов, умений и навыков, предпочтений и степени мотивации; а также идет акцент на качественное изменение процесса обучения, повышение образовательных результатов студентов за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс; существенное увеличение количества педагогических работников системы образования, владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании [3].

Еще один нормативный документ, который показывает важность, и необходимость использования в образовательном процессе ЭОР является Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н, в нем указывается, что педагог обязан владеть современными образовательными технологиями, таким как ЭОР, а так же использовать их при работе с студентами на занятиях, оказывая тем самым помощь студентам в освоении и самостоятельном использовании [4].

Согласно ФГОС ВО 3++ от 22 февраля 2018 года, педагоги образовательного учреждения в своей деятельности должны использовать ЭОР, тем самым оказывая помощь студентам в усвоении сложного материал. В свою очередь библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована ЭОР по всем предметам учебного плана, учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных. Таким образом, электронный образовательный ресурс характеризуется как универсальное стандартное (соответствующее Государственному образовательному стандарту) учебное средство с открытой сферой применения, которое является: содержательным, деятельностным и методическим выражением знаний об окружающей действительности, способах деятельности и порядке взаимодействия, о социокультуре общества; направленным на формирование образовательной компетентности; оформленным в полном соответствии с порядком документирования [5].

Практическое применение ЭОР на отдельных этапах учебного занятия сводится к тому, что в рамках лекционного занятия возможно использование интерактивных тестов, кроссвордов, видео-лекции, электронных учебников, мультимедийных презентации, учебные видеофильмы, анимации.

В контексте семинарского занятия логику учебного занятия необходимо выстроить, включив в него следующие ЭОР: мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, анимации, интерактивных тренажеров.

На лабораторном и практическом занятии хорошим приемом является использование виртуальных лабораторий, интерактивных тренажеров.

Контроль и оценка знаний, умений и навыков характеризуется проверкой полученных знаний студентов. В данном случае хорошо использовать такие ЭОР, как интерактивные тренажёры; электронные тестирования.

В практике работы современного преподавателя высшей школы приведем пример электронных образовательных ресурсов в таблице 1, которые могут использоваться в рамках дисциплины «Педагогика», как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.

Таблица 1

Электронные образовательные ресурсы по дисциплине «Педагогика»

Раздели дисциплины «Педагогика»

Задания

Теория обучения

Задание: Соотнесите приемы и формы обучения с методами обучения

Задание доступно по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=p9szahuea18

Задание: Расположи в хронологическом порядке формы обучения

Задание доступно по ссылке:

https://learningapps.org/4899800

Задание: Установите соответствие между объектами промежуточной и итоговой оценки знаний.

Задание доступно по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=pn322czct18

Задание: Создайте мультимедийную презентацию «Новые информационные образовательные ресурсы» (об использовании педагогом новых ресурсов информации, которыми он мог бы пользоваться наряду с учебником)

Задание: Ответьте на вопросы тестирования по теме «Теория обучения»

Задание доступно по ссылке:

https://onlinetestpad.com/ru/test/47717-test-po-didaktike

Задание: Проранжируйте этапы урока по критерию последовательности совершения по времени. Номером 1 обозначьте первое действие, номером 9 — последнее. В жизненной, реальной ситуации ряд действий может осуществляться одновременно, однако Ваша задача — постараться все-таки разнести их по времени.

Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/3199812

Задание: Предложите тематику учебно-исследовательских проектов, выделив содержательные и организационно-процессуальные задачи. Реализуйте данное задание с помощью программы Power Point и представьте ее в виде кластера.

Задание: Разработать групповой проект на тему «Эффективные средства обучения». Результаты работы представить в виде мультимедийной презентации или видеофрагмента.

Задание: Пройти интерактивную онлайн игру в паре с другом на тему «Основы теории воспитания».

Задание доступно по ссылке:

https://learningapps.org/display?v=pv0k84ro318

Задание: Пройти интерактивную онлайн игру в паре с другом на тему «Формулировка учебных заданий по таксономии Блума».

Задание доступно по ссылке:

https://learningapps.org/1639485

Задание: Разработайте презентацию на тему «Теория обучения различных стран мира»

Задание: Запишите видео-обращение на тему «Учитель открытого демократического общества XXI века». Смонтируйте видео с помощью программы для склейки видео фрагментов.

Задание: С помощью сайта 4portfolio создайте собственное портфолио отражающее результаты вашей деятельности за последние 5 лет. А так же обозначьте дальнейшие цели.

https://4portfolio.ru/

Теория воспитания

Задание: Разработайте проект ученического самоуправления и запишите основные его этапы в виде мультимедийной презентации Power Point.

Задание: Разработайте сценарий одной диалоговой формы воспитательной работы (на выбор студента) и запишите ее видеофрагмент.

Задание: Разработка сценария обращения к родителям учеников и его запись по заданной проблематике.

Задание: Разработайте мини-сайт на тему «Культура воспитания в различных странах мира»

Задание: Создайте сайт носящий воспитательный эффект для подрастающего поколения.

Задание: Подготовка видеофрагмента на тему «Физическое воспитание подрастающего поколения».

Задание: Создание сайта направленного на «Физическое воспитание молодежи»

ЭОР в современной системе образования становятся все более популярны. Существуют неоднозначные подходы к определению понятия ЭОР, создано множество классификаций, требований с каждым годом становится все больше и больше. В связи с этим ЭОР актуальны и ближайшая перспектива их использования будет только расширяться, и дополняться разнообразием.

Литература:

  1. Буханцева, Н. В. Электронные образовательные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н. В. Буханцева. ̶ Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун., 2011. ̶ 402 с.
  2. ФГОС ВО 3++ от 22 февраля 2018 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/ DswMedia/ _file _doc_ fgos_oo.pdf
  3. ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196
  4. Концепция развития единой информационной образовательной среды в РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://raec.ru/upload /files/ eios_conception.pdf
  5. Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 N 544н [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/01_001_ps.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): задание, образовательный процесс, высшая школа, мультимедийная презентация, рамка дисциплины, ресурс, интерактивная онлайн игра, образовательное учреждение, современная высшая школа, уникальная возможность.


Похожие статьи

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля

В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преи...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Похожие статьи

Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку

В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей младшего школьного возраста. В данной статье проанализированы психолого-педагогические основы использования информационн...

Специфика реализации проектной деятельности обучающихся начальной школы при обучении математике в условиях информационной среды

В статье раскрываются теоретические аспекты организации проектной деятельности младших школьников. Подчеркивается, что условия современности диктуют необходимость реализации проектной деятельности в условиях информационной среды. Анализируются возмож...

Модульная технология как способ повышения творческой активности младших школьников

В статье описывается экспериментальное изучение модульной технологии обучения как способа повышения творческой активности младших школьников. Дается теоретическое обоснование эффективности использования модульной технологии в образовательном процессе...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Роль электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания истории в вузах экономического профиля

В данной статье автор рассматривает причины отсутствия интереса у студентов экономических специальностей к изучению дисциплин гуманитарного цикла, в частности истории, а также определяет роль истории в формировании развитой личности. Рассмотрены преи...

Опыт использования образовательных технологий в современных практиках профессионального образования

Современное профессиональное образование меняется под влиянием образовательных технологий. Цель данной статьи — раскрыть возможности современных образовательных технологий как инструментов профессионального обучения. Выделены характерные черты соврем...

Инновационная деятельность учителей в образовании

В данной статье рассмотрена проблема организации психолого-педагогического сопровождения кадров в образовательных учреждениях в условиях внедрения инноваций. Особое внимание уделяется вопросам внедрения в учебно-воспитательный процесс на всех уровнях...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Медиаресурсы как средство формирования коммуникативной компетенции школьников: преимущества и недостатки

В данной статье предпринята попытка системного анализа воздействия медиаресурсов на образовательный процесс с акцентом на формировании коммуникативной компетенции школьников. Проведенный анализ охватывает различные аспекты интеграции медиа в учебный ...

Задать вопрос