Статья посвящена рассмотрению проблемы использования электронных образовательных ресурсов в процессе обучения в высшей школе в рамках дисциплины «Педагогика». Выявлена и обоснована потребность использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе с помощью нормативной документации. В статье рассматривается основные преимущества использования электронных образовательных ресурсов, а также даются рекомендации по использованию электронных образовательных ресурсов при обучении студентов в рамках дисциплины «Педагогика».
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-образовательная среда, высшая школа.
Сегодня перед современной высшей школой стоит важнейшая задача, которая заключается в подготовке студентов к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором непрерывным потоком появляются новые знания, а также в непрерывном и качественном повышении образования. Образование должно соответствовать современным тенденциям и требованиям, предъявляемым к современной системе образования. Поэтому в настоящее время возникла потребность обучения на основе современных информационных технологий, которые получили мощное развитие в связи с массовым распространением интернет-ресурсов и стали доступными для всех образовательных учреждений.
Успешно осуществлять учебно-воспитательный процесс в современной высшей школе помогают электронные образовательные ресурсы (ЭОР). ЭОР обеспечивают студента необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые пригодятся для дальнейшей профессиональной деятельности, развивают у студента умения быстро находить необходимую информацию. Они предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности студентов. Они получают уникальную возможность самостоятельно учиться, самостоятельно провести лабораторную или практическую работу и тут же проверить свои знания. Они способствуют осознанию студентам процесса обучения; развивают познавательную активность студентов; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех студентов, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Однако ЭОР не заменяют педагога и учебники, они лишь создают принципиально новые возможности для усвоения материала. Основы их использования в образовательном процессе заложены в нормативных документах.
Например, в Концепции развития единой информационной образовательной среды в Российской Федерации от 2013 года делается основной акцент на создание системы использования ЭОР, в которой обеспечивается возможность для индивидуализации образовательного процесса с учётом уровня знаний студентов, умений и навыков, предпочтений и степени мотивации; а также идет акцент на качественное изменение процесса обучения, повышение образовательных результатов студентов за счёт эффективного встраивания ЭОР в образовательный процесс; существенное увеличение количества педагогических работников системы образования, владеющих современными образовательными технологиями, основанными на использовании [3].
Еще один нормативный документ, который показывает важность, и необходимость использования в образовательном процессе ЭОР является Профессиональный стандарт педагога от «18» октября 2013 г. № 544н, в нем указывается, что педагог обязан владеть современными образовательными технологиями, таким как ЭОР, а так же использовать их при работе с студентами на занятиях, оказывая тем самым помощь студентам в освоении и самостоятельном использовании [4].
Согласно ФГОС ВО 3++ от 22 февраля 2018 года, педагоги образовательного учреждения в своей деятельности должны использовать ЭОР, тем самым оказывая помощь студентам в усвоении сложного материал. В свою очередь библиотека образовательного учреждения должна быть укомплектована ЭОР по всем предметам учебного плана, учреждение должно иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе размещенным в федеральных и региональных базах данных. Таким образом, электронный образовательный ресурс характеризуется как универсальное стандартное (соответствующее Государственному образовательному стандарту) учебное средство с открытой сферой применения, которое является: содержательным, деятельностным и методическим выражением знаний об окружающей действительности, способах деятельности и порядке взаимодействия, о социокультуре общества; направленным на формирование образовательной компетентности; оформленным в полном соответствии с порядком документирования [5].
Практическое применение ЭОР на отдельных этапах учебного занятия сводится к тому, что в рамках лекционного занятия возможно использование интерактивных тестов, кроссвордов, видео-лекции, электронных учебников, мультимедийных презентации, учебные видеофильмы, анимации.
В контексте семинарского занятия логику учебного занятия необходимо выстроить, включив в него следующие ЭОР: мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, анимации, интерактивных тренажеров.
На лабораторном и практическом занятии хорошим приемом является использование виртуальных лабораторий, интерактивных тренажеров.
Контроль и оценка знаний, умений и навыков характеризуется проверкой полученных знаний студентов. В данном случае хорошо использовать такие ЭОР, как интерактивные тренажёры; электронные тестирования.
В практике работы современного преподавателя высшей школы приведем пример электронных образовательных ресурсов в таблице 1, которые могут использоваться в рамках дисциплины «Педагогика», как в традиционном обучении, так и инициировать применение инновационных образовательных технологий.
Таблица 1
Электронные образовательные ресурсы по дисциплине «Педагогика»
Раздели дисциплины «Педагогика» |
Задания |
Теория обучения |
Задание: Соотнесите приемы и формы обучения с методами обучения
Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/display?v=p9szahuea18 Задание: Расположи в хронологическом порядке формы обучения
Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/4899800 Задание: Установите соответствие между объектами промежуточной и итоговой оценки знаний. Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/display?v=pn322czct18
Задание: Создайте мультимедийную презентацию «Новые информационные образовательные ресурсы» (об использовании педагогом новых ресурсов информации, которыми он мог бы пользоваться наряду с учебником) Задание: Ответьте на вопросы тестирования по теме «Теория обучения»
Задание доступно по ссылке: https://onlinetestpad.com/ru/test/47717-test-po-didaktike Задание: Проранжируйте этапы урока по критерию последовательности совершения по времени. Номером 1 обозначьте первое действие, номером 9 — последнее. В жизненной, реальной ситуации ряд действий может осуществляться одновременно, однако Ваша задача — постараться все-таки разнести их по времени.
Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/3199812 Задание: Предложите тематику учебно-исследовательских проектов, выделив содержательные и организационно-процессуальные задачи. Реализуйте данное задание с помощью программы Power Point и представьте ее в виде кластера. Задание: Разработать групповой проект на тему «Эффективные средства обучения». Результаты работы представить в виде мультимедийной презентации или видеофрагмента. Задание: Пройти интерактивную онлайн игру в паре с другом на тему «Основы теории воспитания».
Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/display?v=pv0k84ro318 Задание: Пройти интерактивную онлайн игру в паре с другом на тему «Формулировка учебных заданий по таксономии Блума».
Задание доступно по ссылке: https://learningapps.org/1639485 Задание: Разработайте презентацию на тему «Теория обучения различных стран мира» Задание: Запишите видео-обращение на тему «Учитель открытого демократического общества XXI века». Смонтируйте видео с помощью программы для склейки видео фрагментов. Задание: С помощью сайта 4portfolio создайте собственное портфолио отражающее результаты вашей деятельности за последние 5 лет. А так же обозначьте дальнейшие цели. https://4portfolio.ru/
|
Теория воспитания |
Задание: Разработайте проект ученического самоуправления и запишите основные его этапы в виде мультимедийной презентации Power Point. Задание: Разработайте сценарий одной диалоговой формы воспитательной работы (на выбор студента) и запишите ее видеофрагмент. Задание: Разработка сценария обращения к родителям учеников и его запись по заданной проблематике. Задание: Разработайте мини-сайт на тему «Культура воспитания в различных странах мира»
Задание: Создайте сайт носящий воспитательный эффект для подрастающего поколения. Задание: Подготовка видеофрагмента на тему «Физическое воспитание подрастающего поколения». Задание: Создание сайта направленного на «Физическое воспитание молодежи»
|
ЭОР в современной системе образования становятся все более популярны. Существуют неоднозначные подходы к определению понятия ЭОР, создано множество классификаций, требований с каждым годом становится все больше и больше. В связи с этим ЭОР актуальны и ближайшая перспектива их использования будет только расширяться, и дополняться разнообразием.
Литература:
- Буханцева, Н. В. Электронные образовательные ресурсы: технологии разработки и взаимодействия / Н. В. Буханцева. ̶ Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун., 2011. ̶ 402 с.
- ФГОС ВО 3++ от 22 февраля 2018 года [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.stupeni15.edusite.ru/ DswMedia/ _file _doc_ fgos_oo.pdf
- ГОСТ Р 53620–2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196
- Концепция развития единой информационной образовательной среды в РФ [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://raec.ru/upload /files/ eios_conception.pdf
- Профессиональный стандарт педагога от 18.10.2013 N 544н [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://asu.edu.ru/images/File/umu_oop/01_001_ps.pdf