Формирование логистической системы в электронной коммерции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 1880 раз

Библиографическое описание:

Кондратьев, С. С. Формирование логистической системы в электронной коммерции / С. С. Кондратьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 221-223. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55509/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современные реалии бизнеса требуют от предприятий расширять каналы сбыта своей продукции именно путем применения инструментов электронной коммерции. Эта тенденция обусловлена тем, что электронная коммерция требует меньших финансовых инвестиций на начальном этапе по сравнению с классической формой реализации продукции, а также она является более удобным и быстрым способом заказ и получения товара потребителем.

Новые подходы к реализации продукции через системы электронной коммерции требуют также новых подходов к формированию системы логистики, что обусловлено особенностями организации процессов заказа и продажи товаров через Интернет. Это актуализирует необходимость развития новых методов электронной логистики.

В конкурентной борьбе на рынке электронной коммерции предприятия должны все больше внимания уделять организации эффективной системы логистики, которая является одним из основных факторов качественного обслуживания потребителей.

Процесс реализации товаров через сеть Интернет напрямую связан со следующими этапами:

1) поиск поставщиков необходимых групп товаров в соответствии с имеющимся спросом и заключение договоров сотрудничества;

2) закупка необходимого количества товара на склад;

3) подготовка заказа к транспортировке и упаковке;

4) доставка заказа конечному потребителю;

5) гарантийное и послепродажное обслуживание, возврат товара (в случае необходимости) [3–4].

Все выше представленные этапы имеют логистический характер. Вопрос эффективности построения системы логистики в системе управления предприятиями электронной торговли стоит достаточно остро, поскольку именно оптимизация логистических процессов является основным фактором повышения экономической эффективности. Это обусловлено несколькими причинами:

  1. Стоимость логистики. Логистика предприятий, основным каналом реализации которых является сеть Интернет, может оказаться весьма затратной, поскольку требует аренды складских помещений, наем технического персонала, наем курьеров для обеспечения своевременной доставки заказов, приобретение материалов и инструментов для упаковки заказов перед транспортировкой. Нерациональное использование этих ресурсов может серьезно повысить уровень расходов компании или нанести ущерб.
  2. Скорость доставки заказов. Клиенты уже давно привыкли к быстрой доставке товаров. Этот фактор также влияет на организацию процессов обработки и доставки заказов предприятиями, реализующих все логистические этапы самостоятельно: неоптимизированный процесс логистики удлиняет сроки доставки и вызывает недовольство клиентов. Ориентация на скорость доставки особенно важна для промышленных предприятий, которые реализуют готовую продукцию и расходные материалы, задержка доставки которых может серьезно повредить производству заказчиков.
  3. Управление складскими запасами продукции. Содержание необходимого количества товарных единиц на складах торгового предприятия является одним из самых важных задач логистики. С одной стороны, категории, на которые наблюдается стабильный спрос среди потребителей, должны быть всегда доступны на составе. С другой стороны, остатки товаров не должны превышать их оптимального количества, которое может быть быстро реализовано в течение определенного времени, но не превратится в неликвидный остаток на складе. Закупка товаров «про запас» в большом количестве без предварительного анализа целесообразности их приобретения приводит к неэффективному использованию оборотных средств предприятия и их «замораживание» в товарных остатках.

По словам выдающегося ученого-управленца П. Друкера, в относительно одинаковых маркетинговых условиях интернет-торговли «поставка товара становится основным конкурентным преимуществом». Развивая эту идею, он отмечает, что «в электронной коммерции доставка станет той единственной сферой, в которой компания действительно может отличиться. Она станет основной сферой компетенции. Фирмы будут торговать не тем, что производят, а тем, что смогут поставить покупателю» [1].

Сегодня в сфере электронной логистики существует ряд проблем, которые мешают стабильному развитию предприятий электронной коммерции. По результатам проведенного анализа были выделены наиболее острые из них.

Одной из главных проблем, часто присуще предприятиям, является отсутствие централизованной отлаженной системы доставки заказа конечному потребителю. Обычно фирмы электронной коммерции выполняют весь логистический процесс без привлечения современных систем и инструментов эффективного управления логистикой. К тому же часто на таких предприятиях отсутствует логистический отдел для централизованного решения логистических вопросов.

Некорректная информация о реальных остатках продукции на складе как следствие несовершенной системы учета продукции также препятствует созданию отлаженной системы логистики. Эта проблема может возникать при отсутствии современных инструментов управления складскими остатками, когда информация об остатках товара не является корректной, что приводит не только к отмене заказов от потребителей, но и к путанице на складе [2].

Затрудняют процесс логистики также задержки в доставке заказов. Продолжительность срока исполнения заказа на товары достаточно часто увеличивается в связи с временным отсутствием товаров на складе предприятия, в том числе вследствие изложенных выше проблем.

Среди проблем следует отметить и слишком высокую стоимость логистических операций, которая, как следствие, приводит к снижению экономической эффективности деятельности предприятия. Это в основном вызывается нерациональной организацией логистических процессов и приводит к увеличению стоимости доставки для конечного потребителя, делает уровень расходов на транспортировку заказанной продукции непомерно высоким.

Обобщая, можно выделить три фактора, обусловливающие эффективность системы логистики на предприятиях электронной коммерции, такие как высокая скорость доставки; оптимальная для потребителя цена за доставку; оптимальные затраты на содержание логистической инфраструктуры предприятия. Для их обеспечения объективно необходимы пересмотр организационной структуры и отдельных этапов системы логистики предприятий электронной коммерции, а именно:

  1. Создание специальных служб логистики или на небольших предприятиях — выделение отдельных работников, ответственных за организацию доставки товаров и другие аспекты логистической деятельности.
  2. Реорганизация работы склада. Выбор оптимальной системы складирования, рациональная организация и управление логистическим процессом на складе.
  3. Внедрение электронных систем и инструментов для учета товаров, которые помогут автоматизировать работу на складах предприятия. Использование электронных систем учета и реализации товаров, которые позволят более централизованно и оптимально организовать и контролировать деятельность.
  4. Использование систем ERP (англ. Enterprise Resources Planning — планирование ресурсов предприятия). Система ERP используется руководством предприятия для планирования закупок, производства и распределения готовой продукции. Позволяет получить информацию об изменения в спросе на рынке и определить условия, преобладающие на нем.

Приведенные рекомендации являются обязательными для внедрения на предприятиях, которые пытаются вывести свою деятельность на новый уровень и использовать все преимущества современных логистических систем.

Современные мировые тенденции развития торговли с каждым годом показывают стремительный рост объемов продаж через сеть Интернет. Обострение конкурентной борьбы на рынке электронной торговли требует от предприятий совершенствования и повышения стандартов обслуживания клиентов. Особенно это касается уровня качества доставки, эффективность которой в основном зависит от скорости и стоимости.

Литература:

  1. Логистика электронной торговли. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rvles.ieie.nsc.ru/parinov/e-trade.htm свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 20.12.2018)
  2. Логистическое регулирование складской деятельности предприятий электронной коммерции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://economy-lib.com/logisticheskoe-regulirovanie-skladskoy-deyatelnosti-predpriyatiy-elektronnoy-kommertsii свободный. Загл. с экрана (дата обращения: 20.12.2018)
  3. Новомлинский Л. Интернет-торговля / л Новомлинский // Сети и системы связи. 1998. No 8. С. 11–12.
  4. Царев В. В. Электронная коммерция / В. В. Царев, А. А. Кантарович. СПб: Питер, 2002. 320 с.
Основные термины (генерируются автоматически): электронная коммерция, ERP, конечный потребитель, предприятие, готовая продукция, доставка заказа, конкурентная борьба, логистический процесс, электронная логистика, электронная торговля.


Задать вопрос