В условиях демократического правового государства огромное теоретико-прикладное значение приобретает проблема субъекта осуществления функций государства. Традиционным для отечественного государствоведения является представление о том, что осуществление функций государства — исключительная компетенция элементов механизма (аппарата) государства.
Ключевые слова: государство, функции государства, субъект, органы государственной власти, полномочия.
Государство, будучи организацией управления, действует в различных сферах общественной жизни. На разных этапах исторического развития государства в соответствии с объективно возникающими потребностями, формируемыми в качестве задач, выделяются устойчивые, жизненно важные и потому основные направления управленческой деятельности государства, которые традиционно называются функциями.
Осуществление функций государства — воплощение целей и решение задач государства в деятельности государственных и негосударственных образований. Проблему осуществления функций государства необходимо рассматривать не только в теоретико-правовом, но и в практическом аспекте, поскольку оба аспекта проблемы достаточно тесно взаимосвязаны.
В практическом аспекте проблемы осуществления функций государства одним из наиболее важных, по нашему мнению, является вопрос о субъектах осуществления функций государства.
Поскольку функции государства есть основные направления его деятельности, выражающие сущность, цели и задачи государства, а само государство как субъект (управления, правоотношений) представлено через свой механизм (аппарат), то осуществление функций государства традиционно связывается с деятельностью постоянно действующих государственных органов, учреждений, должностных лиц, которые вместе образуют иерархическую систему [5, с. 93]. Они выполняют определенные функции (производные от функций государства) на основе предоставленных им полномочий.
Как отметила И. Л. Бачило, функции определяют «что» делает орган, а правомочия выражают то, каким образом, какими правовыми мерами и путями обеспечивается выполнение его функций [4, с. 54]. Совокупность функций и соответствующих полномочий (правомочий) составляет компетенцию субъекта осуществления государственной деятельности. Компетенция обозначает пределы деятельности последнего. Как правило, компетенция устанавливается нормативными правовыми актами, регулирующими порядок создания и функционирования конкретного субъекта осуществления государственной деятельности (положения, административные регламенты, федеральные законы).
Стоит отметить, что в действующем российском законодательстве функции государственного органа зачастую смешиваются с его целями и задачами. Приведем лишь пару примеров.
Согласно ч. 2. ст. 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти [1]. Вместе с тем защита и обеспечение устойчивости рубля в Федеральном Законе «О Центральном Банке Российской Федерации» рассматривается в качестве цели деятельности Банка России. При этом функции Банка России перечислены в ст. 4 указанного Федерального закона, среди которых, отсутствует функция защиты и обеспечения устойчивости рубля [2].
Можно привести и другой пример. Согласно п. 1 Положения о Минюсте России [3] (далее — Положение) одной из функций Минюста России является федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, а также контроль и надзор в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния. Вместе с тем подп. 6 п. 3 Положения в качестве одной из задач Минюста России указывает на осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. Выходит, что одна и та же операция составляет и функцию, и задачу Минюста.
Подобные просчеты в законодательной технике, возможно, исключить лишь при условии четкого осознания законодателем понятийного аппарата, используемого им при подготовке, изменении и дополнении нормативных правовых актов.
Вопросы осуществления функций государства весьма важны. Развитие и совершенствование функций государства получает конкретное выражение не только в их содержании, но и в формах и методах их реализации. Выполняя ту или иную функцию, государство посредством особого механизма, воздействует на общественные процессы, при этом государственная власть способна проводить внутри данных социальных отношений собственную волю даже вопреки сопротивлению населения.
Проблематика функционирования Российского государства на современном этапе приобретает особую актуальность. Несмотря на увеличение объема саморегулирования, государство — единственный социальный институт, способный принять на себя основную нагрузку и ответственность по реализации проектов системного социального переустройства. Главной формой воплощения государственно-властной энергии выступают функции государства, концептуальный, в том числе системный анализ которых представляется не простой, но необходимой научной и практической задачей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (в ред. от 30.12.2008 г., 05.02.2014 г.) // «Российская газета», 25.12.1993, № 37.
- Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства РФ, 15.07.2002, № 28, ст. 2790.
- Указ Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 (ред. от 24.10.2018) «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 18.10.2004, № 42, ст. 4108.
- Бачило И. Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). М., 1976. — 200 с.
- Теория государства и права: учебник / отв. ред. В. Д. Перевалов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2011. — 428 с.