Готовность образовательного учреждения к введению ФГОС среднего общего образования определяется рядом показателей, одним из важнейших является: кадровое обеспечение введения ФГОС СОО. От укомплектованности штата педагогическими работниками, соответствия квалификации педагогов квалификационным характеристикам, наличия квалификационных категорий, повышения квалификации по вопросам ФГОС зависит успешность и эффективность введения и реализации ФГОС СОО.
В образовательной организации должны быть созданы условия для оказания постоянной научно-теоретической, методической и информационной поддержки педагогических работников по вопросам реализации образовательной программы среднего общего образования.
Опыт экспериментальной, инновационной работы, опыт по подготовке педагогов к реализации ФГОС НОО и ООО, анализ и оценка результатов реализации федеральных стандартов начального и основного общего образования позволил определить основную миссию методической работы — это создание модели «школы как учащейся организации».
Определены компоненты такой модели:
‒ Педагогическая философия качества образования;
‒ Самооценка и самоанализ деятельности;
‒ Внешняя оценка для системного анализа работы школы;
‒ Индивидуальное профессиональное развитие педагогов;
‒ Регулярное и системное управление качеством образования.
Компонент педагогическая философия — это те осознанные и принятые педагогическим коллективом идеи развития. На протяжении ряда лет шла подготовка к введению и реализации стандартов второго поколения.
В 2008 году школа стала победителем конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные программы в рамках приоритетного национального проекта «Образование», в 2015 году — победителем районного конкурса инновационных продуктов, участником городского конкурса инновационных продуктов.
Компонент самооценка и самоанализ связан с пониманием того, что качество может возникнуть только тогда, когда школа регулярно исследует все стороны своей работы. В лицее существует и реализуется программа внутреннего мониторинга качества образования. Именно анализ итогов реализации ФГОС НОО и ООО позволил определить сильные и слабые стороны программы коррекционной работы, программы внеурочной деятельности. В настоящее время идет разработка программы воспитания и социализации обучающихся при получении среднего образования.
Компонент внешняя оценка — это понимание того, что внутренней оценки недостаточно для эффективного управления процессом развития. Кроме анализа внешних проверочных работ по оценке результатов обучения, школа имеет и реализует программу оценки качества образования участниками образовательных отношений.
Компонент индивидуальное профессиональное развитие педагогов — это понимание того, что основой для достижения успешного перехода на образовательные стандарты второго поколения является подготовка педагогического коллектива к переходу на новые стандарты, создание атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства, приоритета педагогической компетентности, творческих поисков педагогов.
На начальном этапе подготовки к введению ФГОС СОО важны знания требований стандарта к образовательной программе, к результатам ее освоения, к условиям ее реализации.
Кроме курсовой подготовки, которую прошли все педагоги, работающие в средней школе, было организовано внутришкольное обучение по темам:
‒ Дидактика современного урока;
‒ Понятие «компетентность» — ключевое понятие для современного образования;
‒ Профессиональный стандарт. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательной программы;
‒ Новое понимание учебного процесса и ответственность педагога за результат;
‒ Универсальные учебные действия при получении среднего образования:
‒ Новый образовательный результат и его оценка.
Эти программы внутришкольного обучения разрабатывались методическим советом школы совместно с научным руководителем на основе анализа образовательных потребностей педагогов. Разнообразны и формы проведения занятий: лекции для знакомства с теоретическими основами вопросов, круглые столы для согласования взглядов по актуальным проблемам образования, открытые мероприятия, семинары для диссеминация педагогического опыта.
Приоритетом старшей школы является обеспечение наибольшей личностной направленности и вариативности образования, его дифференциации и индивидуализации, что безусловно требует высокой профессиональной компетентности педагогов не только в своей предметной области. Задача учителя старшей школы заключается в формировании общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира.
Для подготовки учителей к решению этой задачи были разработаны и проведены проблемные педагогические советы:
Новая концепция математического образования;
‒ Естественно-научное образование. Проблемы интеграции содержания;
‒ Гуманитарное образование. Вопросы развития устной речи учащихся;
‒ Реализация современной модели исторического образования;
‒ Ресурсы современного урока иностранного языка.
Несмотря на предметное содержание, на этих педагогических советах обсуждались и вопросы формирования общей культуры учащихся, решения воспитательных и развивающих задач общего образования, направленности образовательного процесса на обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности.
Лицей реализует основную образовательную программу среднего общего образования, обеспечивающую дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам естественно-научного профиля, однако в старшей школе нередко учащиеся меняют свои планы дальнейшего образования, а поэтому важным представляется и подготовка педагогов к реализации программ элективных учебных предметов, содержание которых отвечает образовательным потребностям старшеклассников. Для этой подготовки педагоги, работающие в старшей школе, самостоятельно изучают имеющийся банк элективных учебных предметов, программы учебных курсов, обеспеченные пособиями и учебно-методическими материалами, на методическом совете представляют рабочую программу и план самообразования. Ежегодно проходит презентация программ элективных предметов на классных и родительских собраниях.
Нужно признать, что сегодня много центров образования, институтов повышения квалификации, семинаров, форумов, вебинаров, которые предлагают дистанционные программы повышения квалификации. Методическая служба школы рекомендует этот вид повышения квалификации, с последующим отчетом на методическом совете, заседаниях методических объединений. Это эффективная форма обмена знаниями по актуальным вопросам современного образования.
Компонент регулярное и системное управление качеством образования –это прежде всего внимание и поддержка развития образовательного учреждения со стороны администрации. Ярким показателем такого внимания является стабильный, интересный, готовый к решению задач развития педагогический коллектив.
Таким образом, в условиях подготовки к введению ФГОС СОО методическая работа в лицее приобретает особое значение — минимизация проблем на пути реализации новых образовательных стандартов, обеспечение педагогов методическими знаниями и методическими материалами,
Цель методической работы: повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и компетентности педагогов. И для достижения этой цели первоочередными задачами являются следующие:
‒ определение затруднений, потребностей и образовательных запросов учителей;
‒ обеспечение каждого учителя необходимыми информационными и научно-методическими ресурсами;
‒ создание мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития и решения задач перехода на новые образовательные стандарты;
‒ организация работы проектных (проблемных) групп для решения новых задач профессиональной деятельности;
‒ обеспечение реализации индивидуальных программ профессионального роста каждого педагога, включая самообразование и обучение непосредственно на рабочем месте;
‒ выявление, анализ и обеспечение тиражирование наиболее ценного опыта работы учителей по реализации новых образовательных целей в условиях внедрения стандартов;
‒ обеспечения непрерывного профессионального развития личности педагога;
‒ обеспечение повышения квалификации педагогов, привлекая различные формы повышения квалификации, включая внутрифирменное обучение.
Анализ и обобщение проблем методической деятельности лицея в условиях реализации ФГОС позволяет выделить ряд продуктивных идей:
‒ личностно-ориентированную стратегию в организации методической деятельности в лицее;
‒ приоритет дифференцированного подхода к ее организации;
‒ опору на активность, инициативность и развитие мотивации самого педагога-участника процесса методического обеспечения деятельности педагогического коллектива;
‒ важность обобщения и распространения передового педагогического опыта; необходимость привлечения к повышению квалификации и методической работе педагогов-новаторов, квалифицированных методических работников.
Кроме этого, существенное значение имеют принципы организации методической работы в процессе перехода на новые образовательные стандарты.
Затруднения на пути успешной реализации ФГОС:
1. Организация мониторинга личностных образовательных результатов обучающихся,
2. Обеспечение непосредственного вовлечения родителей в образовательный процесс, создание образовательных проектов совместно с семьей,
Литература:
- Закон РФ от 20 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с пунктом 6 части 1 статьи 6)
- Постановление от 24 февраля 2009 г. N 142 об утверждении правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов правительство Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «26» ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения. //Педагогика.-М.: 2009 — № 4. — С18–22.
- Василевская Е. В. Методическая работа в системе образования: состояние, тенденции, проблемы — М.: АПКиПРО, 2008. — 180 с.
- Кузнецова А. Г. Создание и реализация уровневой модели повышения квалификации, ориентированной на обеспечение готовности педагогических и руководящих работников системы образования. //Вестник образования. — 2011.- № 11.- С.71–78.
- Костюченко Л. А. Роль методической службы в организации инновационной деятельности образовательных учреждений // Методист, 2008, № 2, с. 26
- Сабельникова С. И. Подготовка педагогического коллектива к работе по новому стандарту. //Управление начальной школой. — 2011. — № 1.- С.7–10.- (Новый образовательный стандарт в действии).
- Терентьева С. Т. Новые образовательные стандарты как инструмент развития образования. // Вестник образования. — 2011.- № 11.- С.29–32.
- Загвоздкин В. К. Теория и практика применения стандартов в образовании. // Москва, ООО «НИИ школьных технологий», 2011.