В данной статье рассмотрены и проанализированы различные взгляды на тенденции к повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России. В заключение сделаны выводы о наиболее перспективных направлениях компаний, ведущих свою деятельность в области общественного питания.
Ключевые слова: общественное питание, конкурентоспособность, анализ тенденций.
Сфера общественного питания играет важную роль не только в индустрии туризма и гостеприимства, но и для развития той или иной местности, региона, страны в целом. Появляются все новые заведения общественного питания, формируются тенденции, разрабатываются новые подходы к их развитию. Все эти усовершенствования внедряются в производство и организацию заведений питания, чтобы добиться увеличение покупателей и соответственно — прибыли, как главной цели любого коммерческого предприятия.
На основе научных статей, публикаций, учебных пособий отечественных и зарубежных авторов, которые являются кандидатами технологических наук, кандидатами экономических наук, успешными рестораторами, были выделены несколько различных тенденций.
Брезе О. Э. и Румянцева Е. Е. в своей статье под названием "О тенденциях развития общественного питания" рассматривает такие вопросы, как место и значение сферы общественного питания в современных рыночных условиях, структура современных форматов предприятий, основные проблемы их развития, тенденции развития предприятий общественного питания на примере г. Кемерово [4].
Так по мнению авторов, основными тенденциями развития общественного питания можно назвать применение безналичной оплаты, увеличение числа разных типов предприятий, широкую рекламу своих услуг через интернет путем разработки мобильных предложений. Они считают, что для привлечения посетителей и их удержания предприятия должны конкурировать путем предоставления наиболее качественного обслуживания, а также создания новых видов услуг и новых форматов предприятий.
Также тенденцией является все большее внедрение инноваций в организацию работы предприятий общественного питания. Это может быть и внедрение новой техники, устройств, механизмов, технологических способов и режимов приготовления блюд, автоматизированных систем учета и т.п.
Гатина Л. И., Ахмадеева О. А. придерживаются мнения о том, что информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью деятельности предприятий и организаций [5]. Набирает обороты развитие сетевизации в сфере общественного питания, которая способствует появлению нового характера предпринимательской деятельности, приобретающей глобальные масштабы. Также авторы уделяют внимание рассмотрению вопроса о новых форматов предприятий общественного питания (коворкинг-кафе — это заведения общепита нового формата, где предоставляется комфортное для работы место, и которые являются альтернативой работе дома и антикафе — тип общественных заведений социальной направленности, основной характеристикой является оплата в первую очередь за проведённое время, в стоимость которого входят различные угощения, развлечения и мероприятия).
Алексеева Д. А. выделяет несколько другие тенденции предприятий общественного питания в России [2]. К ним относится: появления все большего числа демократичных заведений с простым интерьером и низкими ценами, открытие множества предприятий с моноконцепцией, то есть с построением меню на одном продукте (в большей степени на каком-то виде мяса), реинкарнация русской кухни.
Абдиев Э.А., Курная Н.Н. придерживаются мнения о том, что конкурентными заведениями должны стать концептуальные предприятия, т. е. рестораны, в которых конкретная концепция (идея) отражается во всех элементах предприятия от ассортимента блюд, оформления интерьера, экстерьера, до создания определенной атмосферы [1].
Еще одним перспективным направлением развития сферы общественного питания, которое рассматривается несколькими авторами, является формирование гастрономических туров для туристов с посещением различных заведения питания. В результате можно создать "гастрономический бренд" и увеличить приток туристов со всего мира.
Но для этого в России по мнению Антоновой А. Б. в России существует проблема, а именно: традиционные блюда русской кухни включают продукты (пшеничная мука, яйца куриные, свинина, молоко и т.п.), которые недопустимы к употреблению людей с медицинскими, религиозными ограничениями [3]. Поэтому иностранные туристы испытывают трудности и неудобства, путешествуя по нашей стране. Автор в своей статье считает, что данная проблема актуальна и необходимо на этно-гастрономических маршрутах предусматривать возможности разработки альтернативных рецептур традиционных блюд русской кухни, адаптированных для питания туристов с различными видами пищевых ограничений. Устранение этой проблемы благотворно повлияет на развитие туризма в целом.
Другие отечественные и зарубежные авторы рассматривают развитие предприятий питания с точки зрения маркетинга, т. е. привлечение потребителей путем расширения ассортимента блюд, проведения рекламных кампаний (дегустации, мастер-классы и др.), добавление новых услуг.
В ходе выполнения данной работы были найдены и проанализированы научные статьи, публикации, учебники отечественных и зарубежных авторов, в которых рассматривались тенденции к развитию, повышению конкурентоспособности предприятий общественного питания в России.
Таким образом, на основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что наиболее перспективным направлением является разработка меню с учетом предпочтений потребителей по медицинским, религиозным и др. показаниям. Это позволит не только привлечь новых посетителей, но и поможет в увеличении туристского потока в Россию, стать "визитной карточкой" страны.
Литература:
1. Абдиев Э.А., Курная Н.Н. Развитие концептуальных предприятий общественного питания в современных условиях // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран в XXI веке. 2016. Т.1. С.237-241. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396588 Дата обращения: 12.01.2018 г.
2. Алексеева Д. А. Состояние и тенденции развития общественного питания в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 6. С. 151–155. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56066.htm. Дата обращения: 12.01.2018 г.
3. Антонова А. Б. Особенности формирования этно-гастрономических туров по России для туристов с различными видами пищевых ограничений // Пищевые инновации и биотехнологии. 2017. С. 391-393. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=29249724 Дата обращения: 11.01.2018 г.
4. Брезе О. Э., Румянцева Е. Е. О тенденциях развития общественного питания // Управление экономическими системами. 2015. № 4. Режим доступа:http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3458 Дата обращения: 14.01.2018 г.
5. Гатина Л. И., Ахмадеева О. А. Тенденции развития рынка общественного питания // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 816-819. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/111/27861/ Дата обращения: 11.01.2018 г.