В статье рассмотрено понятие и сущность коррупции в России. В статье предлагается закрепить на законодательном уровне не только понятие коррупции, но и действия, которые следует относить к коррупционным, которые следует перечислить в отдельном пункте статьи, при этом, их перечень не должен быть исчерпывающим.
Ключевые слова: коррупция, злоупотребление должностными полномочиями, ответственность за коррупцию, коррупционные действия.
В научных трудах, посвященных проблемам коррупции, одним из дискуссионных вопросов является понятие коррупции. Множественность мнений по вопросу определения понятия коррупции связана с широкой дифференциацией проявлений коррупции в современном мире.
По мнению сторонников узкой трактовки коррупция представляет собой подкуп -продажность представителей власти [5, с. 21].
Сторонники широкого понимания считают, что коррупция — это всякое корыстное поведение должностного лица: использование в корыстных целях чиновниками своего служебного положения [1, с. 30], вопреки интересам службы из личной заинтересованности [3, с. 26], а также в целях незаконного получения определенных благ (имущество, право на имущество, услуги, льготы, в том числе и неимущественного характера) или предоставление данных преимуществ [9, с. 10].
Использования должностным лицом своих полномочий и прав в целях получения личной выгоды, в противоречие установленным правилам является общепринятым пониманием коррупции [1, с. 106]. Однако, отметим, что согласно данному подходу невозможно сформировать системную основу противодействия коррупции, поскольку невозможно четко определить критерии коррупционных проявлений.
По мнению В. М. Корякина, отсутствие единого нормативного определения коррупции и связанных с ней понятий представляет собой одно из основных препятствий для создания эффективного механизма борьбы с данным негативным явлением [5, с. 13].
Законодательное понятие коррупции содержится в ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — ФЗ «О противодействии коррупции»), где под коррупцией понимается:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица [12].
Отметим, что в литературе содержательная сторона законодательного определения подверглась критике. Так, по мнению Л. М. Прозументова законодатель к числу проявлений коррупции без достаточных оснований относит коммерческий подкуп и злоупотребление полномочиями, объект посягательства которых — это интересы службы в коммерческих и иных организациях, а также дачу взятки, поскольку субъектом преступления может быть любое физическое лицо [10, с. 159].
По мнению некоторых авторов, законодатель ушел от абстрактного понятия коррупции, характеризующего как явление и отражающего в себе его сущность и содержание, а постарался дать максимально исчерпывающий перечень конкретных действий, являющихся коррупцией [11, с. 9]. Кроме того, законодатель ограничивает данное определение, указывая, что коррупционные действия могут осуществляться также в целях получения нематериальных благ.
Некоторые авторы считают, что неверно понимать коррупцию лишь как совершение преступлений коррупционной направленности [2, с. 6]. Так, например, А. В. Кудашкин под коррупцией понимает: подкуп, получение или дачу взятки, иные преступления коррупционной направленности; любое незаконное использование лицом своего публичного статуса, сопряженное с получением как для себя, так и для аффилированных лиц (в частности, своих родственников) выгоды материального характера (имущества, услуг или льгот), а также иной (нематериальной) выгоды вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу [6]. Таким образом, по мнению автора, все перечисленные формы коррупционных проявлений являются коррупционными правонарушениями.
А. В. Куракин считает, что коррупция включает в себя различные противоправные деяния, такие как, принятие государственным служащим лично или через посредников имущественных благ; совершение должностных злоупотреблений с использованием своего статуса, а также подкуп со стороны физических или юридических лиц государственного служащего [7, с. 9].
Согласно позиции В. К. Максимова, коррупция — это девиантное поведение должностных лиц, выражающееся в нелегитимном использовании, вопреки интересам общества, государства и других лиц, имеющихся у них полномочий, вытекающих из них возможностей, а также иных общественных ресурсов, доступ к которым они имеют в связи со своим статусом или фактическим положением, для извлечения выгоды в личных, узкогрупповых или корпоративных целях [8, с. 10].
Итак, анализ различных точек зрения обобщающим выводом является определение коррупции как одной из форм отношений, где одной стороной непременно является представитель власти, другой — субъект, который заинтересован в противоправном получении неких услуг (благ и т. д.).
По нашему мнению, недостатком легального определения коррупции является то, что под коррупцией законодатель понимает набор отдельных случаев коррупционного поведения, в частности, любое злоупотребление служебным положением, всякое получение взятки или дача взятки являются коррупцией. Вместе с тем, не всякое взяточничество следует рассматривать как коррупционное деяние. Например, дача взятки в связи с ее вымогательством является безусловным основанием для освобождения взяткодателя от уголовной ответственности (примечание к ст. 291 УК РФ). Таким образом, не все случаи дачи взятки следует считать коррупцией. А также, не каждое получение взятки — это коррупция.
Полагаем, что прежде чем определить понятие коррупции, следует определить понятие коррупционного действия. Отметим, что в научных трудах определение указанного понятия отсутствует. Анализ представленных в литературе определений показывает, что коррупционное действие представляет собой:
1) умышленное действие или бездействие должностного лица, которое связано со сферой деятельности, в которой он исполняет свои обязанности и направлено на незаконное получение имущественных или неимущественных благ для себя как лично или через посредников, так и для третьих лиц (коррупционное действие должностного лица);
2) предоставление субъектом (лицом, в чьих интересах осуществляется коррупционная «услуга») должностному лицу, его родственникам, указанным ими третьим лицам имущественных или неимущественных благ для реализации определенных целей субъекта, достижение которых затруднительно или невозможно предусмотренными законом способами (коррупционное действие со стороны субъекта, получающего «услугу»).
Однако, следует учитывать, что в конкретном коррупционном проявлении может быть:
– только коррупционное действие должностного лица (когда должностное лицо является исполнителем, а получателем благ — оно же само, его доверенные лица — родственники, третьи лица, им определенные, т. е. когда действует в сугубо в своих интересах);
– в совокупности с коррупционным действием иного субъекта, получающего «услугу» (когда должностное лицо действует в чужих целях (интересах) за вознаграждение).
Итак, предлагаем следующее определение коррупции — это негативное, противоправное, социально-правовое явление, которое выражается в умышленном действии или бездействии должностного лица в личных целях или в целях заинтересованных лиц, с использованием возможностей, обеспечиваемых служебным положением, направленное на незаконное получение имущественных и неимущественных благ должностным лицом лично или через посредников либо третьими лицами.
Полагаем целесообразным закрепить на законодательном уровне не только понятие коррупции, но и действия, которые следует относить к коррупционным, которые следует перечислить в отдельном пункте статьи, при этом, их перечень не должен быть исчерпывающим. Также в целях квалификации коррупционных деяний следует закрепить и их признаки.
Литература:
- Борзенков Г. Н. Уголовно-правовые меры борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 30.
- Закомолдин Р. В. Коррупция в сфере военной службы: состояние и структура // Военно-юридический журнал. 2013. N 8. С. 2–6.
- Комиссаров В. С. Уголовно-правовые аспекты борьбы с коррупцией // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 26;
- Корякин В. М. Коррупция в Вооруженных Силах: теория и практика противодействия: Монография. М.: За права военнослужащих, 2009. С. 13.
- Кузнецова Н. Ф. Коррупция в системе уголовных преступлений // Вестник МГУ. Сер. 11. 1993. № 1. С. 21.
- Кудашкин А. В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: научно-практическое пособие. М.: Норма, Инфра-М, 2012. 368 с.// http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=CMB&n=17072#0
- Куракин А. В. Административно-правовые средства предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы Российской Федерации: автореф. дисс.... д.ю.н. Люберцы, 2008. С. 9.
- Максимов В. К. Понятие коррупции (криминологический аспект) и меры ее предупреждения в государственном аппарате: дисс.... к.ю.н. М., 2005. С. 9.
- Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2008. С. 10.
- Прозументов Л. М. К понятию «коррупция» в российском уголовном законодательстве // Современное состояние и проблемы развития российского законодательства: материалы регион. науч.-практич. конф. / отв. ред. И. Ю. Остапович. Горно-Алтайск, 2010. С. 159, 160.
- Шокот И. Ю. К вопросу о понятии коррупции, ее сущности и признаках // Военно-юридический журнал. 2015. N 7. С. 9.
- Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 03.04.2017) «О противодействии коррупции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017)// Собрание законодательства РФ. 29.12.2008. N 52 (ч. 1). ст. 6228.