Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики.
установки, позиции, — наиболее изученных -родительских . При родительскими установками .. Спиваковская [1,.45] понимает совокупность родительского к , восприятие и способов ним.
Выготский .., Лисина М.., Д. разрабатывая психического развития , с изменяется , тип его , отношения взрослыми , и это собой изменения родителей к [2,.125].
Дубровина . В. рассматривает как социализации. В происходит естественно , основным механизмом воспитание. это в самом .
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что межличностных отношений подростков со взрослыми и их влияние на формирование личности и поведения подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.
Цель данного исследования состоит в выявлении эмоционально-личностной обусловленности отношения к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.
Предмет исследования — отношение к себе и к семье у подростков из неблагополучных семей.
Объект исследования — эмоционально-личностная обусловленность отношения к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что выделяются эмоционально-личностные особенности, которые оказывают влияние на отношение к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ проблемы эмоционально-личностной обусловленности отношения к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.
- Выявить эмоционально-личностные особенности подростков из неблагополучных семей по сравнению с подростками из благополучных семей.
- Выявить особенности отношения к семье и самоотношение у подростков из неблагополучных семей по сравнению с подростками из благополучных семей.
- Установить характер влияния эмоционально-личностных особенностей на отношение к семье и к себе у подростков.
- Разработать практические рекомендации психологу по работе с подростками из неблагополучных семей.
Методы исследования:
- Тестирование;
- Методы математико-статистической обработки данных (факторный, частотный, сравнительный, дисперсионный анализ).
В качестве психодиагностических методик использовали: «Самооценка психических состояний» по Айзенку; «Методика диагностики показателей форм агрессии» А. Басса и А. Дарки; Подростковый вариант теста Кеттелла; «Методика исследования самоотношения (МИС)" Пантелеева С. Р.; «Рисунок семьи»; «Незаконченные предложения» Сака Леви.
Участники исследования. Группа подростков 13–16 лет в количестве 46 человек. Из них 23 подростка из благополучных семей, и 23 подростка из семей, находящихся в социально-опасном положении.
Приведём пример обработки проведённых методик, рассмотрев результаты определения эмоционально-личностных особенностей подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении и подростков из благополучных семей.
При определении эмоционально-личностных особенностей подростков использовались данные, полученные путём проведения таких методик, как: Подросткового варианта теста Кеттелла; «Методики диагностики показателей форм агрессии» А. Басса и А. Дарки; «Самооценка психических состояний» по Айзенку и методики «Кинетический рисунок семьи». Обработка данных проходила с помощью факторного и сравнительного анализа.
Факторный анализ, проведённый по показателю агрессивности, описал 67,4 % дисперсий и позволил выделить 3 фактора: «Прямая агрессия», Потенциальная агрессия» и «Чувство вины».
Сравнительный анализ показал, что подростки из семей, находящихся в социально-опасном положении, в отличии от подростков из благополучных семей, обладают более выраженной потенциальной агрессией. Это означает, что они более конфликтны, обидчивы.
Факторный анализ самооценки психических состояний Айзенка описал 64,5 % дисперсий. Выделил 2 фактора: «Негативные эмоциональные состояния» и «Агрессивность».
Сравнительный анализ показал, что для подростков из неблагополучных семей характерна большая тревожность, фрустрация, ригидность.
В процессе обработки методики «Кинетический рисунок семьи» были выделены 5 переменных, но с помощью факторного анализа (56,7 % дисперсии) данные были сгруппированы в один фактор «Негативные эмоциональные состояния».
Сравнительный анализ показал, что подростки из неблагополучных семей, в отличии от подростков из благополучных семей указывает на высокую выраженность негативных эмоциональных состояний в семье, что выражается во враждебности, конфликтности, чувстве неполноценности в семейной ситуации.
Факторный анализ методики Кеттелла (59,3 % дисперсии), выделил 3 фактора «Эмоциональная устойчивость»; «Зависимость» и «Доминантность и смелость». Полученные результаты говорят о том, что подростки из благополучных семей являются более зависимы и менее склонны к нарушению принятых норм и правил, нежели подростки из семей, находящихся в социально опасном положении.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.
Литература:
- Андриенко Е. В. Социальная психология : учебное пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. — Академия, 2010. — 264 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. — М: МГУ, 1988. — 348 с.
1