Эмоциональная обусловленность отношения к себе и к своей семье у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 14.01.2019

Статья просмотрена: 118 раз

Библиографическое описание:

Левина, М. С. Эмоциональная обусловленность отношения к себе и к своей семье у подростков из семей, находящихся в социально опасном положении / М. С. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 317-318. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55591/ (дата обращения: 16.11.2024).



Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным, как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации воспитательной практики.

установки, позиции, — наиболее изученных -родительских . При родительскими установками .. Спиваковская [1,.45] понимает совокупность родительского к , восприятие и способов ним.

Выготский .., Лисина М.., Д. разрабатывая психического развития , с изменяется , тип его , отношения взрослыми , и это собой изменения родителей к [2,.125].

Дубровина . В. рассматривает как социализации. В происходит естественно , основным механизмом воспитание. это в самом .

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что межличностных отношений подростков со взрослыми и их влияние на формирование личности и поведения подростков заключается в следующем: очень важный фактор эмоциональной уравновешенности и психического здоровья ребенка — это стабильность семейной среды. Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность. Семья, неспособная воспитывать, приводит к серьезным нарушениям в процессе социализации ребенка.

Цель данного исследования состоит в выявлении эмоционально-личностной обусловленности отношения к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.

Предмет исследования — отношение к себе и к семье у подростков из неблагополучных семей.

Объект исследования — эмоционально-личностная обусловленность отношения к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что выделяются эмоционально-личностные особенности, которые оказывают влияние на отношение к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.

Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ проблемы эмоционально-личностной обусловленности отношения к семье и к себе у подростков из неблагополучных семей.
  2. Выявить эмоционально-личностные особенности подростков из неблагополучных семей по сравнению с подростками из благополучных семей.
  3. Выявить особенности отношения к семье и самоотношение у подростков из неблагополучных семей по сравнению с подростками из благополучных семей.
  4. Установить характер влияния эмоционально-личностных особенностей на отношение к семье и к себе у подростков.
  5. Разработать практические рекомендации психологу по работе с подростками из неблагополучных семей.

Методы исследования:

  1. Тестирование;
  2. Методы математико-статистической обработки данных (факторный, частотный, сравнительный, дисперсионный анализ).

В качестве психодиагностических методик использовали: «Самооценка психических состояний» по Айзенку; «Методика диагностики показателей форм агрессии» А. Басса и А. Дарки; Подростковый вариант теста Кеттелла; «Методика исследования самоотношения (МИС)" Пантелеева С. Р.; «Рисунок семьи»; «Незаконченные предложения» Сака Леви.

Участники исследования. Группа подростков 13–16 лет в количестве 46 человек. Из них 23 подростка из благополучных семей, и 23 подростка из семей, находящихся в социально-опасном положении.

Приведём пример обработки проведённых методик, рассмотрев результаты определения эмоционально-личностных особенностей подростков из семей, находящихся в социально-опасном положении и подростков из благополучных семей.

При определении эмоционально-личностных особенностей подростков использовались данные, полученные путём проведения таких методик, как: Подросткового варианта теста Кеттелла; «Методики диагностики показателей форм агрессии» А. Басса и А. Дарки; «Самооценка психических состояний» по Айзенку и методики «Кинетический рисунок семьи». Обработка данных проходила с помощью факторного и сравнительного анализа.

Факторный анализ, проведённый по показателю агрессивности, описал 67,4 % дисперсий и позволил выделить 3 фактора: «Прямая агрессия», Потенциальная агрессия» и «Чувство вины».

Сравнительный анализ показал, что подростки из семей, находящихся в социально-опасном положении, в отличии от подростков из благополучных семей, обладают более выраженной потенциальной агрессией. Это означает, что они более конфликтны, обидчивы.

Факторный анализ самооценки психических состояний Айзенка описал 64,5 % дисперсий. Выделил 2 фактора: «Негативные эмоциональные состояния» и «Агрессивность».

Сравнительный анализ показал, что для подростков из неблагополучных семей характерна большая тревожность, фрустрация, ригидность.

В процессе обработки методики «Кинетический рисунок семьи» были выделены 5 переменных, но с помощью факторного анализа (56,7 % дисперсии) данные были сгруппированы в один фактор «Негативные эмоциональные состояния».

Сравнительный анализ показал, что подростки из неблагополучных семей, в отличии от подростков из благополучных семей указывает на высокую выраженность негативных эмоциональных состояний в семье, что выражается во враждебности, конфликтности, чувстве неполноценности в семейной ситуации.

Факторный анализ методики Кеттелла (59,3 % дисперсии), выделил 3 фактора «Эмоциональная устойчивость»; «Зависимость» и «Доминантность и смелость». Полученные результаты говорят о том, что подростки из благополучных семей являются более зависимы и менее склонны к нарушению принятых норм и правил, нежели подростки из семей, находящихся в социально опасном положении.

Подводя итоги исследования, можно сделать вывод о том, что цель нашего исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена.

Литература:

  1. Андриенко Е. В. Социальная психология : учебное пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. — Академия, 2010. — 264 с.
  2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М: МГУ, 1988. — 348 с.

1

Основные термины (генерируются автоматически): семья, подросток, сравнительный анализ, социально-опасное положение, эмоционально-личностная обусловленность отношения, эмоционально-личностная особенность подростков, методика, Подростковый вариант теста, факторный анализ.


Похожие статьи

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями — необходимое условие успешной адаптации в обществе

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи

Эмоциональное отношение к роли родителя у супругов как составляющая формирования родительства

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Формирование общечеловеческих ценностей у детей с нарушением интеллекта посредством художественного труда с опорой на их филогенетический опыт

Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения у подростков

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками

Похожие статьи

Специфика речевого развития у детей из социально-неблагополучных семей

Эмоциональное развитие детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями — необходимое условие успешной адаптации в обществе

Повышение уровня развития эмпатии младших школьников, находящихся в социально опасном положении, посредством группового консультирования

Психологические особенности проявления психической дезадаптации у людей пожилого возраста, проживающих вне семьи

Эмоциональное отношение к роли родителя у супругов как составляющая формирования родительства

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного возраста

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье у детей младшего дошкольного возраста через разные формы деятельности

Формирование общечеловеческих ценностей у детей с нарушением интеллекта посредством художественного труда с опорой на их филогенетический опыт

Неблагополучная семья как фактор формирования девиантного поведения у подростков

Эмоциональное благополучие дошкольника в группе во взаимоотношении со сверстниками

Задать вопрос