Информационные системы электронного развития государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №2 (240) январь 2019 г.

Дата публикации: 13.01.2019

Статья просмотрена: 595 раз

Библиографическое описание:

Бокиева, К. Г. Информационные системы электронного развития государственного управления / К. Г. Бокиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С. 198-200. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55601/ (дата обращения: 19.12.2024).



Электронное взаимодействие государственных организаций и ведомств между собой, с бизнесом и гражданами, а также обеспечение доступности и оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме на сегодняшний день приобрело важное значение. Реализация взаимодействия информационных систем организаций и ведомств осуществляется в рамках государственной программы «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р. Данная программа предполагает взаимодействие в рамках:

– системы межведомственного электронного документооборота (МЭДО);

– единой системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Указанные системы используются одновременно, и каждая из них имеет собственное направление использования и развития.

Основным документом, определяющим содержание МЭДО, цели и участников этой системы, является Положение о системе межведомственного электронного документооборота, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22.09.2009 № 754. В соответствии с этим документом межведомственный электронный документооборот представляет собой взаимодействие информационных систем электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных государственных органов, а также государственных внебюджетных фондов, единого института развития в жилищной сфере и государственных корпораций. [1]

Целью создания МЭДО является повышение эффективности управления в государственных органах за счет уменьшения времени, необходимого для передачи документов между организациями и ведомствами, минимизации затрат на обработку и отправку документов и контроля за выполнением поручений.

Документом, регулирующим основные положения СМЭВ, является Положение о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденное постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.

Согласно этому документу единая система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) — это федеральная государственная информационная система, предназначенная для организации информационного взаимодействия между информационными системами участников СМЭВ в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. [2]

Целью создания СМЭВ является повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций за счет использования общих информационных ресурсов, уменьшения времени на поиск, обработку и представление информации в электронной форме.

За первые шесть месяцев 2016 года число запросов от государственных органов и от кредитных организаций возросло с 2,8 млрд до 3,8 млрд по сравнению с первым полугодием 2015 года. По состоянию на 2016 год к СМЭВ подключено более 12,5 тыс. участников. Из них около 100 составляют федеральные органы власти, 1,4 тыс. — региональные, 9,5 тыс. — муниципальные, 152 отдела записи актов гражданского состояния, 390 многофункциональных центров (МФЦ), 76 удостоверяющих центров, 924 кредитные организации. Больше всего СМЭВ в первом полугодии 2016 года пользовались участники электронного взаимодействия из Москвы, а также Московской области и Республики Татарстан. [3]

Самыми активными поставщиками информации в СМЭВ за первые шесть месяцев 2016 года стали Федеральное казначейство, Росреестр, Федеральная миграционная служба России, Пенсионный фонд РФ и Министерство внутренних дел РФ.

В октябре 2017 года правительством Российской Федерации приняты поправки к распоряжению № 1471-р, открывающие банкам доступ к 20 новым видам документов и сведений о физических и юридических лицах с использованием СМЭВ.

Статистика по запросам в СМЭВ за период с 1 января по 1 октября 2017 года:

– всего запросов от негосударственных организаций — 6 309 779 632;

– запросов от банков — 6 035 060 484;

– запросов от иных негосударственных участников — 274 719 148.

Необходимым является наличие объективной оценки качества оказываемых услуг. Существующая система мониторинга качества госуслуг «Ваш контроль» постепенно переходит на третью версию системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ 3), что должно привести к повышению результативности сбора оценок из центров оказания госуслуг «Мои документы» и органов исполнительной власти. Сейчас «Ваш контроль» работает с более чем 13 тысяч источников данных об оказанных госуслугах. Он осуществляет оценку свыше 40 госуслуг, предоставляемых 11 федеральными ведомствами. С июля 2019 года в перечень оцениваемых услуг будут входить как федеральные, так и региональные и муниципальные услуги, количество которых составляет несколько тысяч. [4]

Главное отличие СМЭВ 3 от СМЭВ 2 состоит в том, что первое позволяет осуществить асинхронное взаимодействие между информационными системами, что повышает надежность взаимодействия, особенно при обмене большими объемами данных. Предусмотренный в обновленном сервисе механизм очередности сообщений позволит увеличить размер передаваемых сообщений с 5 МБ до 1 ГБ.

В отличие от СМЭВ 2 в среде СМЭВ 3 реализовано 12 видов сведений, предназначенных для взаимодействия с внешними системами — ведомственными ИС, ИС МФЦ Регионов, ФТЦ, АИС МРС МФЦ. Третья версия системы межведомственного электронного взаимодействия содержит новый вид сведений, благодаря которому обеспечивается взаимодействие с АИС МС МФЦ.

По состоянию на январь 2015 года доступность ключевых услуг СМЭВ значительно возросла и начала приближаться к целевым значениям в некоторых регионах страны. Однако использование СМЭВ по-прежнему имеет неоднородный характер распространения на территории большой страны. Вместе с тем, система продолжает развиваться. Появляются все новые сведения, доступные через СМЭВ.

Можно сделать вывод о том, что в стране проводится работа по развитию информационного общества, развивается инфраструктура, сервисы электронного правительства, сектор информационных технологий в целом.

Литература:

  1. Постановление Правительства РФ от 22.09.2009 N 754 (ред. от 17.10.2017) «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота» // «Собрание законодательства РФ», 28.09.2009, N 39, ст. 4614.
  2. Постановление Правительства РФ от 08.09.2010 N 697 (ред. от 20.11.2018) «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» (вместе с «Положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия») // «Собрание законодательства РФ», 20.09.2010, N 38, ст. 4823.
  3. Аналитика / CNews.ru — издание о высоких технологиях. URL: http://www.cnews.ru/news/top/realnyy_trafik_v_smev__vsego_125_ot_obshhego (дата обращения 07.01.2019)
  4. Система оценки качества госуслуг «Ваш контроль» объявила о переходе на СМЭВ 3 / Экспертный центр электронного государства. URL: http://d-russia.ru/sistema-otsenki-kachestva-gosuslug-vash-kontrol-obyavila-o-perehode-na-smev-3.html (дата обращения 08.01.2019)
Основные термины (генерируются автоматически): межведомственное электронное взаимодействие, электронная форма, единая система, межведомственный электронный документооборот, система, услуга, информационное общество, исполнительная власть, Российская Федерация, электронное взаимодействие.


Задать вопрос