Особенности переживания экзистенции у представителей творческих профессий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бабий, М. А. Особенности переживания экзистенции у представителей творческих профессий / М. А. Бабий, Е. И. Серпионова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55608/ (дата обращения: 16.11.2024).



Аннотация: В статье анализируется экзистенциальная исполненность жизни людей, избравших творческую профессию.

Ключевые слова: экзистенциальная исполненность, экзистенция, творческие профессии, персональные ценности в работе

Важнейшим аспектом профилактики эмоционального выгорания и переживания бессмысленности реализации в профессии можно назвать осознание своих персональных ценностей и мотивов, которые побуждают к профессиональной деятельности. Переживание смысла и экзистенциальной исполненности в выбранном деле, согласно А. Лэнглэ, является одним из значительнейших критериев в профилактике истощения, при котором «переживание самого себя и мира характеризуется хроническим отсутствием телесно-психической силы, ощущением пустоты, которое сопровождается нарастающим ощущением утраты духовных ориентиров. К пустоте рано или поздно добавляется чувство бессмысленности, которое распространяется на все большее число аспектов жизни (не только на работу, но и на свободное время и личную жизнь), и в итоге уже сама жизнь переживается как бессмысленная» [2].

Нам представляется интересным исследовать особенности переживания экзистенциальной исполненности среди представителей творческих профессий, для которых их деятельность побуждается различными персональными ценностями и мотивами, где для одних работа наполнена ценностями самореализации, а для других переживается как необходимость, долг и способ заработка.

Краткая характеристика выборки. В исследовании приняли участие представители следующих творческих профессий: фотографы, художники (также иллюстратор и художники по гриму), музыканты, архитектор, арт-терапевт и дизайнер. Мужчин - 5, женщин - 10. Возрастной диапазон участников от 17 до 49. Всего – 15 человек.

Для проведения исследования мы использовали следующие методики. «Шкалу экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер, которая измеряет экзистенциальную исполненность. Понятие экзистенциальной исполненности, введенное В. Франклом, описывает субъективные переживания человеком качества своей жизни. Исполненность - это переживание глубокого внутреннего согласия с тем, что имеет место быть, или с тем, что сделано; переживание соответствия этого своей сущности и обстоятельствам. [1]
Согласно методике степень или уровень экзистенциальной исполненности показывает, много ли осмысленного в жизни, как часто испытуемый живет с внутренним согласием, соответствуют ли его сущности те или иные решения и поступки, может ли человек вносить хорошее, как его понимает. Тест отображает субъективную оценку человеком своей жизни и состоит и 4 субшкал (самодистанцировние, самотрансцендентность, свобода, ответственность).

Одну из методик карьерного коучинга «12 определений работы» (автор С.Бергер). В ней испытуемому предлагается выбрать до трёх из двенадцати определений работы, подразумевающих под собой наличие у человека разных ценностей и мотиваций, которыми он руководствуется в своей деятельности, и отражающих его мотивы. Мы поделили определения на группы А и Б.

Группа определений А включает в себя комбинацию выборов: определения работы как необходимости для существования: нечто, что каждый из нас делает, выполняет, исполняет; одно из мест занятости; действие, дело; найм людей; то, что должно делать, делать и еще раз делать; активность, которая направлена на следование требованиям; профессия, как сделка или средство к жизни; часть дня, посвященная деятельности, предприятию.

Группа определений Б включает в себя комбинацию выборов: определение работы как творческое продолжение человека, как отражение его персональных ценностей: физическая и/или умственная деятельность, направленная на производство или достижение чего-либо; место, где мое «Я» встречается с миром; нечто, что мы производим, достигаем посредством собственных усилий и действий или через других людей и предметы; фундаментальная задача каждого, имеющего полноту жизни, полезный вклад в общество, больше чем обязанности, одна из функций жизни - очень важная функция.

Итак, мы разделили испытуемых на две группы: группа 1, которая включает в себя испытуемых, выбравших для себя определения работы из группы определений Б (самореализация), и группа 2, в которую вошли испытуемые, выбравшие комбинацию определений (из групп определений А и Б): для них работа это и долг, и прибыль, и необходимость, и самореализация. Для участников группы 2 свойственно комплексное понимание работы.

В каждой группе было высчитано среднее значение показателей по субшкалам методики экзистенции и примерно оценены различия. Поскольку группа испытуемых пока незначительна, исследование представлено студенткой 1 курса и длится к моменту публикации всего 2 месяца, статистические критерии не использовались.

Рассмотрим особенности, выявленные при сравнении испытуемых из группы 1 по шкалам экзистенции:

Таблица 1

Средние значения показателей субшкал методики

«Шкала экзистенция» в исследуемых группах

Группа

экзистенция

самодистан-

цирование

самотрансцен

денция

свобода

ответственность

Группа 1

189

29,33

66,58

42,92

50,08

Группа 2

230,33

37,33

80

53

59,6

Шкала SD измеряет способность отойти на дистанцию по отношению к себе самому, отодвинуть при необходимости свои желания, чувства и намерения, чтобы взглянуть на себя и на ситуацию с некоторой дистанции, воспринимать ситуацию, размышлять над ней и трезво видеть данности ситуации.

Как видно из Таблицы, у представителей группы 1 показатель шкалы SD (29,33) выше низкого (до 26) и приближается к среднему показателю (35,5), что указывает на улучшение способности восприятия и ясности в отношении ситуации, на перенос внимания вовне, на увеличение дистанции по отношению к себе самому.

Шкала ST измеряет свободную эмоциональность, которая проявляется в способности чувствовать близость и сочувствовать, жить ради чего-то или кого-то, чувствовать ценности, эмоционально откликаться, воспринимать глубокие внутренние отношения, экзистенциальную значимость происходящего. Самотрансценденция завершает самодистанцирование, так что если SD означает абстрагироваться от себя, чтобы быть способным отдаться чему-то другому, то ST снова возвращает человека к себе самому через чувствование внутреннего соотнесения с собой в прикосновении к ценностям мира.

Показатель по этой шкале в группе 1 (66,58) приближен к среднему (поскольку низким считается ниже 58, а средним 73) и показывает возрастающее обогащение эмоционального внутреннего мирa и внутреннюю способность чувствовать ценностные основания и на них ориентироваться.

Шкала F охватывает способность находить реальные возможности действовать и приходить к персонально обоснованному решению. Показатель этой шкалы (42,92) ближе к среднему (49), виден рост ясности и прочности в формировании суждений и нахождении решений.

Шкала V измеряет способность доводить до конца решения, принятые на основании личных ценностей. Человек действует с осознанием обязательности этого для себя или обязательств перед кем-то. Проживаемая ответственность является основой для формирования стабильной самоценности. Баллы в этой шкале (50,08), приближаясь к среднему значению (57,5) указывают на рост ответственности и включенности в жизнь.

Согласно методике показатели шкалы G говорят о способности человека пойти на внутренние и внешние требования и предложения, соотнося их с собственными ценностями.

Показатель G складывается из суммы показателей P (персональность) и E (экзистенциальность), где P - сумма показателей SD и ST, а E — сумма показателей F и V.

Показатель P описывает когнитивную и эмоциональную доступность человека для себя и для мира, отражает умение человека обходиться с самим собой. Показатель Е выражает способность ориентироваться в мире, приходить к решениям и ответственно воплощать их в жизнь, а так же свидетельствует о способности конструктивно обходиться с внешним миром, решительно и ответственно с ним справляться.

Для группы 1 P < E (95,91<100), что говорит о хорошей приспособленности к жизни. Показатель группы 1 шкалы G (189) говорит о стремлении к росту внутренней открытости и возможности идти к запросам и предложениям внешнего миpa.

В группе 1 из 4 субшкал самое высокое значение у самотрансценденции, меньше всего баллов было набрано по шкале самодистанцирования.

Таким образом, можно предположить, мы можем увидеть, что люди творческих профессий, для которых работа является в какой-то степени самовыражением, характерно умение концентрировать внимание, способность дистанцироваться от своих желаний и разглядывать проблемы со стороны, а так же активное соотнесение cебя с миром.

Теперь рассмотрим особенности шкал экзистенции для испытуемых из группы 2 (выбравших определение работы из групп определений А и Б):

По шкале SD (37,33) баллы выше среднего (35,5), обусловленные тем, что человек умеет отходить на дистанцию по отношению к себе самому. По шкале ST (80) показатель близок к очень высокому (81-84). Это говорит о развитии тенденции к полному раскрытию. Человек располагает доступной эмоциональностью, доверяя своим чувствам, может интуитивно постигать ситуации и сопереживать другим людям. По шкале F показатель испытуемых (53) выше среднего (49), что свидетельствует о хорошо развитой способности быстро принимать решения и уверенно действовать. Показатель по шкале V (59,6) выше среднего показателя (57,5), испытуемые из этой группы очень ответственны, уверены и ощущают свою включенность в жизнь. Показатель по шкале G (230,33) выше среднего (216), что демонстрирует высокий уровень открытости, ясности и решительности. P незначительно больше E (11, 3>112,6), что свидетельствует о том, что испытуемые относительно сильны в обхождении с собой и в эмоциональности.

Сравним показатели шкал между испытуемыми из двух групп: выяснилось, что показатели группы 2 (испытуемых, выбравших определения работы из групп определений А и Б) выше по всем шкалам.

Перейдем к обсуждению результатов. На данный момент мы осознаем, что представителей группы 2 еще очень мало (3). Выборка настолько малочисленна, что не позволяет сейчас сделать значимые выводы. Однако наметилась тенденция, которую можно оформить пока как гипотезу, которая будет корректироваться по мере пополнения в дефицитной группе.

Сейчас, исходя из имеющихся данных, можно предположить, что у испытуемых, совмещающих представление о работе как необходимости к существованию и как творческого продолжения себя, лучше выражены удовлетворенность жизнью и внутренняя гармония с самим собой. Возможно, достижение этого баланса между необходимостью (надо) и самореализацией (хочу и могу) повышает осознанность в творческой профессии и повышает меру ответственности, с которой человек подходит к реализации себя и своих дел.

Мы видим необходимыми следующие шаги в нашей работе:

  1. Дополнить группы до статистически репрезентативных выборок
  1. Исследовать гендерные и возрастные различия (каков вклад этих факторов в переживание экзистенциальной исполненности и ее компонентов)
  1. Провести аналогичное исследование в иной профессиональной среде и сравнить
  1. Изучить аналогичные показатели в группе людей, которые причисляют себя к зрителям и заказчикам творческих услуг, но не владеющими ими ни как профессией, ни как хобби.

Литература:

  1. Лихачева Э.В., Турчина Т.Ю., Липнухова О.В. Экзистенциальная исполненность, смысложизненные ориентации и уровень субъективного контроля у мужчин и женщин // Инновационная наука. 2015. №8-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekzistentsialnaya-ispolnennost-smyslozhiznennye-orientatsii-i-uroven-subektivnogo-kontrolya-u-muzhchin-i-zhenschin (дата обращения: 18.12.2018).
  2. Лэнглэ А. Эмоциональное выгорание с позиции экзистенциального анализа // Вопросы психологии. 2008. № 2
Основные термины (генерируются автоматически): группа, работа, шкала, испытуемый, сумма показателей, ценность, комбинация выборов, показатель шкалы, представитель группы, творческая профессия.


Ключевые слова

экзистенция, творческие профессии, экзистенциальная исполненность, персональные ценности в работе

Похожие статьи

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного переживания счастья

В данной статье кратко освещены основные представления о смысле жизни; представлены результаты, проведенного авторами статьи исследования, отражающие взаимосвязь осмысленности собственной жизни и субъективного переживания счастья.

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности

В статье рассматриваются экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи профессиональной самореализации с экзистенциальной исполненностью.

Определение и природа творчества

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...

Похожие статьи

Влияние психотравмы на жизненную перспективу личности

В статье автор проводит обзор теоретического материала и пытается показать, как меняется жизненная перспектива при проживании психотравмирующего события.

Роль эстетического восприятия в формировании мотивационно-оценочной категории личности

В статье развивается психологический подход к пониманию сути эстетического восприятия, проявляющегося в определенном уровне развития художественного вкуса, как к оценочной категории ценностно-смыслового характера.

Взаимосвязь осмысленности жизни и субъективного переживания счастья

В данной статье кратко освещены основные представления о смысле жизни; представлены результаты, проведенного авторами статьи исследования, отражающие взаимосвязь осмысленности собственной жизни и субъективного переживания счастья.

Проблема детерминации профессионального самоопределения личности в психологии

В статье рассматриваются походы и этапы профессионального выбора молодых специалистов в зависимости от ряда факторов. А также процесс профессионального выбора рассматривается как сложный процесс охватывающий процесс самопознания и т.д.

Экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности

В статье рассматриваются экзистенциальные аспекты профессиональной самореализации личности. Представлено эмпирическое исследование, направленное на выявление особенностей взаимосвязи профессиональной самореализации с экзистенциальной исполненностью.

Определение и природа творчества

В статье автор пытается проанализировать определения термина «творчества» и описать природу творчества.

Ценностные ориентации личности в психологии: теоретический аспект

В статье автор рассматривает аспект взаимосвязи ценностных ориентаций и ценностей с точки зрения психологической науки. Рассматривается роль ценностных ориентаций в процессе развития личности.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Романтизация негативных психологических состояний в портрете личности творческого человека

В статье авторы пытаются определить истоки стереотипа о наличии негативных психологических состояний у творческих людей, причины появления данного явления и его научное обоснование.

Самоотношение студентов с разным уровнем удовлетворенности жизнью

В статье рассматриваются особенности самоотношения студентов с различным уровнем удовлетворенности жизнью. Исследуются взаимосвязи между самоотношением и удовлетворенностью жизнью, а также влияние этих факторов на психологическое благополучие студент...

Задать вопрос