Стресс в работе студентов-волонтеров | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Горбанева, М. В. Стресс в работе студентов-волонтеров / М. В. Горбанева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55609/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Были выявлены преобладающие стратегии преодоления трудных ситуаций, наличие симптомов эмоционального выгорания, депрессии. Данное исследование позволяет понять сложности, с которыми сталкиваются волонтеры в своей работе, и разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивости у волонтеров.

Ключевые слова: клиническая психология, стресс, волонтер, личностные особенности, онкогематологическое отделение, синдром “эмоционального выгорания”, депрессия, стратегии преодоления стрессовых ситуаций.

Актуальность. Волонтерство, как одно из направлений общественной деятельности, особенно популярно сейчас у студентов-медиков. Ребята ездят в совершенно разные места, например, в детские больницы, в хосписы, в детские дома. Это не просто желание безвозмездно помочь, но и отличный способ приобретения профессионального опыта. Также это помогает лучше познакомиться с выбранной профессией и приобрести полезные умения и навыки, которые в будущем пригодятся любому специалисту [1].

Ранее нами были изучены особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения, а также опыт, полученный студентами-волонтерами при работе с ними [2]. Мы хотели бы дополнить картину и провели исследование с целью выявления депрессивных состояний, эмоционального выгорания студентов-волонтеров в результате работы с онкопациентами.

В качестве объекта исследования мы рассматривали эмоциональную реакцию на стресс студентов-волонтеров ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Предметом исследования стали наличие депрессии, эмоционального выгорания, как реакции на стресс, а также стратегии совладающего поведения студентов-волонтеров
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Для достижения поставленной цели нам решались следующие задачи:

1) анализ литературы по проблеме исследования;

2) подбор необходимых методик для проведения исследования;

3) проведение эмпирического исследования;

4) анализ и обобщение результатов.

Использовались методики исследования:

1) Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко);

2) Шкала депрессии Бека;

3) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолл.
Респонденты:

Исследование проводилось в г. Москва с сентября по ноябрь 2018 года. В нем приняли участие 6 студентов 3-4 курса ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, которые являются активными волонтерами и часто посещают больницы (в том числе,
«НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачёва» Минздрава России и “РДКБ Москвы”),
в возрасте 20-22 лет. Все респонденты женского пола. Волонтеры имеют стаж волонтерской деятельности 2-3 года.

Ход исследования:

Респондентам предлагалось заполнить указанные выше методики.

Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты.

По методике “Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко)” были диагностированы стадии эмоционального выгорания и симптомы, отражающие адекватность эмоционального реагирования личности (рис 1). Так, 33% респондентов находятся на стадии резистенции, которое выражается в следующих симптомах: “редукция профессиональных обязанностей”, “неадекватное избирательное эмоциональное реагирование” и “расширение сферы экономии эмоций”. У 50% испытуемых была выявлена стадия истощения, представленная такими симптомами, как “эмоциональный дефицит”, “эмоциональная отстраненность”. Для 17% респондентов характерна стадия напряжения, представленная сформировавшимися симптомами: “переживание психотравмирующих обстоятельств”, “эмоционально-нравственная дезориентация”. Это свидетельствует о тяжелом эмоциональном переживании студентами-волонтерами ситуаций, связанных с их работой в детской онкологической клинике. Очень тяжело наблюдать испытания, которые приходятся на жизнь маленьких пациентов, реакции детей, их родителей, желание помочь и невозможность этого. Многие волонтеры эмпатически взаимодействуют с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом клиник, тяжело переживают уход пациентов.

Рис 1. Эмпирические данные по эмоциональному выгоранию волонтеров

Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов-медиков уже присутствует сидром эмоционального выгорания, сопровождающийся достаточно явными симптомами.

По “Шкале депрессии Бека” все испытуемые разделились на три равные группы (33% в каждой):

1) студенты, у которых отсутствуют депрессивные симптомы;

2) студенты, у которых выявлена умеренная депрессия и

3) студенты, у которых выявлена выраженная депрессия средней тяжести (рис 2).

Рис 2. Эмпирические данные по выраженности депрессии респондентов

У большинства студентов-волонтеров были выявлены депрессивные симптомы разной тяжести, что можно предположительно связать с работой в отделениях. Так как все опрошенные являются студентами в возрасте от 20 до 22 лет, можно предположить, что посещения отделений влияют не только положительно, но и отрицательно на общее самочувствие волонтеров в связи с их небольшим опытом работы и травмирующими ситуациями, которые присутствуют на протяжении всего процесса волонтерства.

По методике “Стратегии преодоления стрессовых ситуаций С. Хобфолл”
50% испытуемых предпочитают такую модель как “поиск социальной поддержки” (рис 3). Остальные испытуемые по своим предпочтениям разделились на три группы: были выделены такие стратегии поведения в затруднительных ситуациях как “асоциальные действия” (16%), “вступление в социальный контакт” (16%) и “агрессивные действия” (33%). У одного из испытуемых было выявлено два одинаково преобладающих мотива
(“асоциальные действия” и “агрессивные действия”).

Рис 3. Выбор волонтерами стратегий совладающего поведения

Волонтеры, у которых была выявлена умеренная депрессия, используют такие стратегии преодоления стрессовых ситуаций как “вступление в социальный контакт” и “агрессивные действия”. Волонтеры, имеющие выраженную депрессию средней тяжести, выбирали стратегии “асоциальное и агрессивное поведение” и “поиск социальной поддержки”. А студенты-волонтеры с отсутствием депрессивных симптомов сошлись во мнении и выбрали стратегию “поиск социальной поддержки”.

Вывод. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что студенты-волонтеры подвержены стрессу в своей деятельности. Среди стратегий преодоления затруднительных ситуаций большинство выбирает такую модель как “поиск социальной поддержки”. Можно отметить присутствие синдрома “эмоционального выгорания” с преобладающим симптомом “эмоциональный дефицит”. У 67% студентов-волонтеров была выявлена депрессия, однако у половины это умеренная депрессия, а у другой половины – выраженная, средней тяжести. Они используют такие стратегии преодоления стрессовых ситуаций как “асоциальные” и “агрессивные действия”, а также стратегию “вступление в социальный контакт”. У оставшихся 33% депрессивные симптомы отсутствуют вовсе, и у них оказывается общей стратегия совладающего поведения, а именно “поиск социальной поддержки”.

Литература:

  1. Теплякова С. А., Есина С. В. Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/archive/187/47697/ (дата обращения: 25.11.2018)
  2. Пашенько М. В. Особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/187/47692/ (дата обращения: 25.11.2018)
Основные термины (генерируются автоматически): социальная поддержка, стратегия преодоления, эмоциональное выгорание, Пирогово, волонтер, симптом, ситуация, социальный контакт, умеренная депрессия, онкогематологическое отделение.


Ключевые слова

стресс, депрессия, личностные особенности, клиническая психология, волонтер, онкогематологическое отделение, синдром “эмоционального выгорания”, стратегии преодоления стрессовых ситуаций

Похожие статьи

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессов...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Похожие статьи

Влияние стрессовых ситуаций на профессиональную деятельность педагогов и пути их преодоления

В статье проанализирована проблема психического, физиологического и эмоционального стресса, его профилактика и поиск выхода из нервно — психических перенапряжений. Представлены результаты социологического опроса на возможные пути преодоления стрессов...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Исследование взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников

В статье приведены данные о взаимосвязи функционального состояния сердечно-сосудистой системы и уровня тревожности школьников. Обследованные подростки были поделены на группы в зависимости от успешности адаптации к учебному процессу. Наименьший проце...

Проблема совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях эффективной профессиональной деятельности педагогов

Статья посвящена анализу современных научных подходов к проблеме совладающего поведения и стрессоустойчивости в условиях педагогической деятельности. Автор акцентирует внимание на наличие взаимосвязи между эффективностью профессиональной деятельности...

Элементы здоровьесберегающего образования детей, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью

В статье систематизированы симптомы ММД и СДВГ. Отмечается, что использование практических рекомендаций для педагогов и тренеров по виду спорта при работе с детьми, имеющими такие особенности поведения, позволит предотвратить негативные последствия д...

Развитие совладающего поведения педагогов в эмоциональном выгорании

В статье представлены результаты изучения особенностей синдрома «эмоционального выгорания» у педагогов. Установлено, что проявление симптомов «эмоционального выгорания» зависит от специфики профессиональной деятельности специалистов системы «человек-...

К проблеме развития стрессоустойчивости студентов психолого-педагогических направлений подготовки

В статье рассматриваются различные подходы к определению понятия «стрессоустойчивость». Указано на необходимость разграничения понятия «стресс» как научного термина с его близким, но не тождественным современным значением, обозначающим любой стрессог...

О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи

В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...

Перспективы исследования феномена жизнестойкости в психологии

В статье проводится анализ феномена жизнестойкости в психологии личности. В работе определяется само понятие жизнестойкости, выявляются его основные компоненты и механизмы. Проводится анализ взаимосвязи жизнестойкости с другими психолого-личностными ...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Задать вопрос