В статье раскрываются стрессовые ситуации в деятельности студентов-волонтеров, наличие у них синдрома эмоционального выгорания, депрессии, а также способы реализации совладающего поведения. Описано исследование, проведенное на студентах-волонтерах РНИМУ им. Н.И. Пирогова. Были выявлены преобладающие стратегии преодоления трудных ситуаций, наличие симптомов эмоционального выгорания, депрессии. Данное исследование позволяет понять сложности, с которыми сталкиваются волонтеры в своей работе, и разработать рекомендации по формированию стрессоустойчивости у волонтеров.
Ключевые слова: клиническая психология, стресс, волонтер, личностные особенности, онкогематологическое отделение, синдром “эмоционального выгорания”, депрессия, стратегии преодоления стрессовых ситуаций.
Актуальность. Волонтерство, как одно из направлений общественной деятельности, особенно популярно сейчас у студентов-медиков. Ребята ездят в совершенно разные места, например, в детские больницы, в хосписы, в детские дома. Это не просто желание безвозмездно помочь, но и отличный способ приобретения профессионального опыта. Также это помогает лучше познакомиться с выбранной профессией и приобрести полезные умения и навыки, которые в будущем пригодятся любому специалисту [1].
Ранее нами были изучены особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения, а также опыт, полученный студентами-волонтерами при работе с ними [2]. Мы хотели бы дополнить картину и провели исследование с целью выявления депрессивных состояний, эмоционального выгорания студентов-волонтеров в результате работы с онкопациентами.
В качестве объекта исследования мы рассматривали эмоциональную реакцию на стресс студентов-волонтеров ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Предметом исследования стали наличие депрессии, эмоционального выгорания, как реакции на стресс, а также стратегии совладающего поведения студентов-волонтеров
ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Для достижения поставленной цели нам решались следующие задачи:
1) анализ литературы по проблеме исследования;
2) подбор необходимых методик для проведения исследования;
3) проведение эмпирического исследования;
4) анализ и обобщение результатов.
Использовались методики исследования:
1) Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко);
2) Шкала депрессии Бека;
3) Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С. Хобфолл.
Респонденты:
Исследование проводилось в г. Москва с сентября по ноябрь 2018 года. В нем приняли участие 6 студентов 3-4 курса ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова, которые являются активными волонтерами и часто посещают больницы (в том числе,
«НМИЦ ДГОИ им. Дмитрия Рогачёва» Минздрава России и “РДКБ Москвы”),
в возрасте 20-22 лет. Все респонденты женского пола. Волонтеры имеют стаж волонтерской деятельности 2-3 года.
Ход исследования:
Респондентам предлагалось заполнить указанные выше методики.
Результаты исследования. В ходе исследования нами были получены следующие результаты.
По методике “Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко)” были диагностированы стадии эмоционального выгорания и симптомы, отражающие адекватность эмоционального реагирования личности (рис 1). Так, 33% респондентов находятся на стадии резистенции, которое выражается в следующих симптомах: “редукция профессиональных обязанностей”, “неадекватное избирательное эмоциональное реагирование” и “расширение сферы экономии эмоций”. У 50% испытуемых была выявлена стадия истощения, представленная такими симптомами, как “эмоциональный дефицит”, “эмоциональная отстраненность”. Для 17% респондентов характерна стадия напряжения, представленная сформировавшимися симптомами: “переживание психотравмирующих обстоятельств”, “эмоционально-нравственная дезориентация”. Это свидетельствует о тяжелом эмоциональном переживании студентами-волонтерами ситуаций, связанных с их работой в детской онкологической клинике. Очень тяжело наблюдать испытания, которые приходятся на жизнь маленьких пациентов, реакции детей, их родителей, желание помочь и невозможность этого. Многие волонтеры эмпатически взаимодействуют с пациентами, их родственниками, медицинским персоналом клиник, тяжело переживают уход пациентов.
Рис 1. Эмпирические данные по эмоциональному выгоранию волонтеров
Таким образом, можно сделать вывод, что у студентов-медиков уже присутствует сидром эмоционального выгорания, сопровождающийся достаточно явными симптомами.
По “Шкале депрессии Бека” все испытуемые разделились на три равные группы (33% в каждой):
1) студенты, у которых отсутствуют депрессивные симптомы;
2) студенты, у которых выявлена умеренная депрессия и
3) студенты, у которых выявлена выраженная депрессия средней тяжести (рис 2).
Рис 2. Эмпирические данные по выраженности депрессии респондентов
У большинства студентов-волонтеров были выявлены депрессивные симптомы разной тяжести, что можно предположительно связать с работой в отделениях. Так как все опрошенные являются студентами в возрасте от 20 до 22 лет, можно предположить, что посещения отделений влияют не только положительно, но и отрицательно на общее самочувствие волонтеров в связи с их небольшим опытом работы и травмирующими ситуациями, которые присутствуют на протяжении всего процесса волонтерства.
По методике “Стратегии преодоления стрессовых ситуаций С. Хобфолл”
50% испытуемых предпочитают такую модель как “поиск социальной поддержки” (рис 3). Остальные испытуемые по своим предпочтениям разделились на три группы: были выделены такие стратегии поведения в затруднительных ситуациях как “асоциальные действия” (16%), “вступление в социальный контакт” (16%) и “агрессивные действия” (33%). У одного из испытуемых было выявлено два одинаково преобладающих мотива
(“асоциальные действия” и “агрессивные действия”).
Рис 3. Выбор волонтерами стратегий совладающего поведения
Волонтеры, у которых была выявлена умеренная депрессия, используют такие стратегии преодоления стрессовых ситуаций как “вступление в социальный контакт” и “агрессивные действия”. Волонтеры, имеющие выраженную депрессию средней тяжести, выбирали стратегии “асоциальное и агрессивное поведение” и “поиск социальной поддержки”. А студенты-волонтеры с отсутствием депрессивных симптомов сошлись во мнении и выбрали стратегию “поиск социальной поддержки”.
Вывод. На основе полученных результатов можно сделать вывод, что студенты-волонтеры подвержены стрессу в своей деятельности. Среди стратегий преодоления затруднительных ситуаций большинство выбирает такую модель как “поиск социальной поддержки”. Можно отметить присутствие синдрома “эмоционального выгорания” с преобладающим симптомом “эмоциональный дефицит”. У 67% студентов-волонтеров была выявлена депрессия, однако у половины это умеренная депрессия, а у другой половины – выраженная, средней тяжести. Они используют такие стратегии преодоления стрессовых ситуаций как “асоциальные” и “агрессивные действия”, а также стратегию “вступление в социальный контакт”. У оставшихся 33% депрессивные симптомы отсутствуют вовсе, и у них оказывается общей стратегия совладающего поведения, а именно “поиск социальной поддержки”.
Литература:
- Теплякова С. А., Есина С. В. Волонтёрство в отделении детской онкологии и иммунологии как получение профессионального опыта клинического психолога // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 31-33. — URL https://moluch.ru/archive/187/47697/ (дата обращения: 25.11.2018)
- Пашенько М. В. Особенности взаимодействия детей-пациентов онкогематологического отделения // Молодой ученый. — 2018. — №1.1. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/187/47692/ (дата обращения: 25.11.2018)