Особенности работы интернет-зависимых подростков в Московской электронной образовательной среде
Завадская Марина Валерьевна, студент
Фролова Светлана Валериевна, кандидат психологических наук, доцент
Российский национально-исследовательский медицинский университет
им. Н.И. Пирогова, Москва, Россия
В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем последних десятилетий – проблема интернет-зависимости у подростков и её влияние на особенности восприятия. А также в статье рассматривается особая новая форма обучения – МЭШ.
Ключевые слова: восприятие интернет-пространства, ведущий канал восприятия, подростки.
В связи с изменившимися за последние десятилетия социально-экономическими и политическими условиями жизни в России, возникли новые социально-психологические проблемы, связанные с самореализацией, организацией времени, повышением интеллектуального уровня и духовным развитием. Одной из причин является неограниченный доступ к интернет-пространству. Данная проблема особенно актуальна для подрастающего поколения. Сейчас сложно представить нашу жизнь без интернета, в современном мире не только взрослый, но и каждый подросток пользуется компьютером, смартфоном, планшетом, электронные устройства стали неотъемлемой частью нашего существования. Такая свобода в использовании виртуальной реальности все чаще становится губительной для молодых людей. Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Таким образом, появляется интернет-зависимость.
В последние годы интернет-пространство играет важную роль в сфере обучения: в школах активно используются электронные журналы, доски, видео-уроки. Сейчас все эти нововведения объединяются под названием «Московская электронная школа» (МЭШ). Поэтому так важно оценить эффективность такой формы обучения для детей с интернет-зависимостью и для детей независимых от интернета.
В связи с вышеизложенным целью нашего исследования является изучение особенностей восприятия учебной информации в системе МЭШ интернет-зависимых подростков. Для детального изучения проблемы восприятия интернет-пространства мы использовали следующие методики: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В.Л. Малыгина и К.А. Феклисова, опросник Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета», специально разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом. Для определения ведущей перцептивной модальности мы выбрали методику «Ведущий канал восприятия» С. Ефремцева. Мы использовали методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (критерий Крускала-Уоллиса), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
В нашем исследовании приняли участие 54 подростка в возрасте от 14 до 15 лет. Всего было три группы: 1 – подростки с интернет-зависимостью, 2 – группа риска, 3 – группа нормы.
На основании показателей теста Интернет-зависимости С. Чен среди подростков были выделены 3 группы: в 1 группе, составляющей 29% подростков из нашей выборки, присутствует интернет-зависимость, что проявляется в наличии компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, невозможности контролировать длительность пребывания в сети, внутриличностных проблем и проблем со здоровьем. Ко второй группе – группе риска возникновения интернет-зависимости – относятся 40% выборки. Группу нормы составили 31% выборки, которые не проявили признаки интернет-зависимого поведения (р=0,001). Данный факт является статистически значимым результатом.
Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в целях использования интернета для просмотра видео-уроков (р=0,040), в начинании дня с проверки почты и социальных сетей (р=0,001), принадлежности к сетевой субкультуре (р=0,001), не целенаправленности поведения (р=0,000), мотивации использования интернета (р=0,006). По результатам методики Е.А. Щепилиной «Восприятие интернета» было выявлено, что существуют значимые различия в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом (р=0,001), восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (р=0,000), общения с помощью интернет-источников (р=0,000), восприятия времени в интернете (р=0,046) и интернета как проективной реальности (р=0,000), стремлении перенести нормы виртуального мира в реальный (р=0,030).
Анализ результатов исследования показал, что подростки с интернет-зависимостью практически не используют интернет в учебных целях (r=-0,273; р=0,024), а ведущими каналами восприятия чаще являются кинестетический (r=0,373; p=0,005) и аудиальный (r=0,277; p=0,043). При этом они лучше всего справляются в работе в системе МЭШ (r=0,419; p=0,005).
Особенности восприятия интернета
Рис. 1. Особенности восприятия интернета.
Примечание: ** при р≤ 0,01; **** при р≤ 0,001;
Корреляционный анализ показал взаимосвязь доминирующего канала восприятия с порядком рождения и количеством детей в семье. Старшим детям (r=0,316; p=0,020) из многодетных семей свойственно доминирование кинестетического канала восприятия по сравнению с единственными детьми в семье (r=0,364; p=0,007). Важно отметить, что у девочек по сравнению с мальчиками чаще доминируют визуальный (r=-0,391; p=0,003) и аудиальный (r=-0,514; p=0,000) каналы восприятия. Также девочки более подвержены возникновению интернет-зависимости (r=-0,363; p=0,007). Стоит отметить, что для представителей женского пола в большей степени характерна не целенаправленность поведения в результате использования интернета (r=-0,281; p=0,040) и восприятие интернета как лучшего по сравнению с реальной жизнью (r=-0,305; p=0,025). Мальчики чаще используют интернет-пространство для игр (r=0,391; p=0,003).
Таблица 1
Анализ взаимосвязи работы подростков в МЭШ и особенностей восприятия интернета
Примечание: * при р≤ 0,05, ** при р≤ 0,01
Таким образом, анализируя результаты нашего исследования, можно сделать заключение, что у почти у трети респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых подростков. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все подростки примерно одинаково воспринимают пространство в интернете и не одушевляют интернет. Интернет-зависимость в большей степени характерна для девочек, представители мужского пола чаще обращаются к интернет-источникам для того, чтобы поиграть. Подростки, обучающиеся в системе МЭШ, имеют более высокую мотивацию использования интернета, чаще чувствуют свою принадлежность к сетевой субкультуре и переносят нормы виртуального мира в реальный. Важно отметить, что подростки с интернет-зависимостью, ведущими каналами восприятия которых являются кинестетический и аудиальный каналы, лучше справляются с работой в системе МЭШ. Этот факт парадоксален, поскольку для восприятия обучающих программ в системе «МЭШ» наиболее важен визуальный канал восприятия. Интернет-зависимые дети в большей степени склонны к частому использованию интернета во время каникул, постоянной проверке электронной почты и социальных сетей. Выявлено, что московская электронная образовательная среда более приспособлена и ориентирована на интернет-зависимых обучающихся.
Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на помощи подросткам, страдающим интернет-зависимостью, а также педагогических работников общеобразовательных организаций для выбора наиболее эффективной формы обучения и регуляции условий учёбы подростков.