Аннотация. В данной работе представлены результаты исследования взаимосвязи между деятельностью больничной клоунады и особенностями личности самих клоунов. На основе качественного анализа интервью с больничными клоунами раскрываются её негативные и позитивные влияния на личность клоунов.
Ключевые слова: больничная клоунада; клоунотерапия; юмор; социально-психологическая помощь.
Больничная клоунада – это форма оказания социально-психологической помощи детям, проходящим длительное лечение [2] в условиях стационара. Работа больничного клоуна организована следующим образом. Перед началом работы доктора-клоуны проводят трансмиссию и узнают у врачей о состоянии и особенностях каждого ребенка. После актеры идут в гримерную, занимаются подготовкой к выходу. Работа начинается сразу после выхода из гримёрной, клоуны стараются взаимодействовать со всеми детьми, которых встретят. Зачастую контактируют с медицинским персоналом и родителями пациентов. Основа всего выхода в отделение – это импровизация. Клоуны обучаются приемам игры с детьми в условиях больницы, используют куклы, игрушки, фокусы, музыкальные инструменты и так далее, но для эффективного взаимодействия используется индивидуальный подход к каждому ребенку. После проведенной работы проводится внутренняя трансмиссия. Пишется отчет о выходе в отделение. В данной трансмиссии записываются удачные и неудачные взаимодействия с детьми, возможные сложности работы.
Эмпирически доказаны следующие влияния больничной клоунады на пациентов: снижается предоперационная тревога; выстраиваются благоприятные отношения с ребенком [5]; улучшается самочувствие пациентов и их адаптация к больничной обстановке [3]; обследуемые не только испытывают веселье, но и чувство, описанное как трансцендентное [4].
Больничная клоунада становится все более популярным направлением работы в больнице, но данный вид деятельности сопряжен с эмоциональной нагрузкой, из-за чего больничные клоуны могут представлять группу риска для развития эмоционального выгорания. С другой стороны, в силу своей специфики, эта деятельность может способствовать развитию личности и различных психологических ресурсов.
Гипотеза данного исследования состоит в том, что деятельность больничной клоунады оказывает как позитивные, так и негативные влияния на развитие личности самих больничных клоунов.
Базой исследования является РДКБ ФГБОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России, благотворительный фонд «Доктор Клоун».
Для интервью выбирались сотрудники благотворительного фонда «Доктор Клоун», которые проработали больничными клоунами от 2 до 4 лет. Всего проинтервьюировано 7 человек, 3 женщины, 4 мужчины, от 24 до 36 лет.
В качестве метода для пилотажного этапа исследования было выбрано полуструктурированное интервью, которое включало следующие типы вопросов, направленные на выяснение:
биографических данных опрашиваемого. Например, «Как попали в больничную клоунаду?»;
особенностей работы больничного клоуна. Например, «Какой у вас индивидуальный стиль работы с пациентами?»;
особых причин прихода в больничную клоунаду. Например, «Какое событие в жизни повлияло на то, что вы стали больничным клоуном?»;
индивидуальные способы совладания со стрессом на данной работе. Например, «Как вы расслабляетесь после выхода?»;
картины мира, жизненных целей, установок респондента. Например, «Какое у Вас отношение к смерти?», «Как больничная клоунада повлияла на вас?».
Некоторые из опрошенных сообщали о наличии каких-либо психотравмирующих или личностно значимых ситуаций, в результате которых они занялись больничной клоунадой:
«…развод у меня был …он был тяжелый … это достаточно долго длилось, и к этому моменту я была достаточно спокойна эмоционально, но из-за того, что это смена какой-то жизненной позиции и непонятно, как ты будешь жить дальше …мне казалось, что знакомство с новыми людьми, что-то новое … меня повеселит и как-то взбодрит.»
«Года три до этого я попала в больницу … и я поняла, что это самое ужасное, что может происходить с человеком. На больного человека нельзя смотреть вот с этим ужасным сожалением, и я помню, как у меня был протест внутренний … я считаю, что в больнице нужны нормальные, адекватные взгляды...»
Несмотря на то, что оплата работы в этой сфере пока ещё минимальная и больничная клоунада объективно занимает относительно небольшое количество времени в жизни клоунов, субъективно она, тем не менее, занимает большое место, а некоторыми даже рассматривается как самое важное в жизни. Таким образом, можно сделать вывод о наличии особого мотива или особой значимости больничной клоунады для клоунов.
Все опрошенные респонденты сообщали о наличии большого количества ресурсных видов деятельности в своей жизни. Среди опрашиваемых больничных клоунов преобладают люди, у которых имеется своя семья, ребенок - 71% интервьюированных. Есть основная работа, которая приносит заработок – 100% респондентов. Эти данные говорят о наличии ресурсного состояния, которое помогает эффективной работе.
Из полученных данных можно судить о том, что клоуны используют дистанцирование как механизм совладания. На вопрос о способах совладания с такой стрессовой работой они отвечали:
«…он <клоун> должен уметь закрываться как человек и абстрагироваться»;
«...я не пускаю больничную клоунаду в свою личную жизнь. Пришел, отработал и забыл.»
Данный вид копинг-стратегии наиболее распространён в среде больничных клоунов, он может приводить как к предотвращению интенсивных эмоциональных реакций на стресс, так и обесцениванию собственных переживаний, недооценке их значимости и возможностей для действенного преодоления проблемной ситуации [1]. Данная копинг-стратегия сама по себе является, скорее, адаптивной, но при чрезмерном использовании может, напротив, повышать риск развития эмоционального выгорания.
Больничные клоуны не только нуждаются в ресурсном состоянии для данной работы, но и сама больничная клоунада пополняет внутренние энергетические резервы. Опрашиваемые так описывают индивидуально значимый смысл своей деятельности:
«…что-то, что ты делаешь…что-то для души, даже не для души, а про душу. …не в высокопарном смысле про душу…это не про социальное, не про материальное, не про самореализацию. Что-то есть, и с чем тебе хорошо, поэтому ты это делаешь.»
«Есть ощущение …твоей нужности. Когда я выхожу, я с ребенком … я это называю «победой»… когда получается, прямо физически ощущаешь, что сейчас получилось. Вы победили, не кого-то, не чего-то, а это произошло и это нужно. И ты изменился, и ребенок изменился.»
В процессе работы больничным клоуном у людей меняется их ценностная картина мира. Некоторые опрашиваемые так описывают полученный опыт от больничной клоунады:
«Я перестал впадать в депрессии.»
«Я стал…гораздо честнее... Во-первых, перед самим собой, во-вторых перед обществом...»
«Я ощутил еще раз в своей жизни, что я занят... Я ощущаю нужность в этом мире... Пока есть работа, я в жизни, я включен.»
Выводы:
Биографии больничных клоунов имеют сходства: приход в больничную клоунаду, как правило, связан с особыми, индивидуально значимыми, зачастую, психотравмирующими, событиями. Больничная клоунада занимает особенное место в их жизни.
Больничные клоуны, как правило, имеют различные виды ресурсов, способствующих совладанию со стрессом в больнице. Характерно использование дистанцирования как копинг-стратегии.
Деятельность больничной клоунады влияет на личность и ценностную картину мира больничного клоуна. Эффективность больничной клоунады стоит рассматривать не только с точки зрения пациентов, но и для самих клоунов.
В итоге, основная гипотеза исследования подтверждается: у людей, которые занимаются больничной клоунадой, выделяется особый мотив для данного вида деятельности и определенные особенности личности, которые могут повысить эффективность в данной сфере или же привести к эмоциональному выгоранию.
Данная работа является первым шагов в изучении взаимного влияния больничной клоунады и личности самих больничных клоунов и открывает перспективы для иследования механизмов этого взаимодействия.
Литература:
- Вассерман Л.И, Иовлев Б.В., Исаева Е.Р., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю., Новожилова М.Ю., Вукс А.Я. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов, Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, Санкт-Петербург, 2009 г.
- Гурьева Е.С. Теоретические аспекты больничной клоунады – анализ отечественной и зарубежной литературы // Казанский педагогический журнал. — 2016. — С. 139-141.
- Сиротина Т. В. Больничная клоунада как технология адаптации и реабилитации ребенка в больничном учреждении / Сиротина Т. В., Миллер С. М. // Baikal Research Journal. - 2015. — Т. 6, № 6. — DOI
- Auerbach S., Hofmann J., Platt T., Ruch W. An investigation of the emotions elicited by hospital clowns in comparison to circus clowns and nursing staff // European Journal of Humour Research. — 2013. — С. 26-52.
- Vagnoli L., Caprilli S., Messeri A. Parental presence, clowns or sedative premedication to treat preoperative anxiety in children: what could be the most promising option? // Europe's Journal of Psychology. — 2010. — С. 937-943.