В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты формирования культуры здоровья у обучающихся в начальной школе. Раскрываются основные понятия: «индивидуальное здоровье», «соматическое здоровье», «психологическое здоровье», «здоровьесбережение». Дается характеристика основных педагогических технологий, применяемых педагогами в начальной школе для формирования культуры здоровья. Культура здоровья рассматривается как жизнеобеспечивающий компонент здоровья и качественная характеристика уровня развития, воспитания и образования личности младшего школьника.
Ключевые слова: индивидуальное здоровье, соматическое здоровье, психологическое здоровье, здоровьесбережение, педагогические технологии.
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в качестве одного из важнейших результатов образования федеральный образовательный стандарт начального образования выделяет здоровье обучающихся. В связи с чем, сохранение и укрепление здоровья, становится приоритетным направлением деятельности образовательной организации, ориентированной на всестороннее развитие личности обучающегося.
Теме здоровьесбережения и формированию культуры здоровья посвящены исследования ученых Е. М. Беспаленко, М. Я. Виленского, С. П. Голышенкова, Л. Б. Дыхан, М. А. Ермаковой, В. П. Казначеева, А. С. Курбатовой, Н. С. Махиной, Н. К. Смирнова, А. С. Фетисова, М. А. Якунчева и др. [1], [3], [4], [6], [7].
Е. М. Беспаленко поднимает проблему здоровьесберегающей педагогики, а именно, отношения к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности [1].
А. С. Фетисов обращает внимание на характеристики личностно-профессиональных качеств педагога как компонента здоровьесберегающей образовательной среды школы [6].
Об активности личности в вопросах формирования культуры здоровья как основной причине саморазвития посвящены научные исследования К. А. Абульханова-Славской, М.Я Виленского, Э. В. Ильенкова, М. К. Мамардашвили, С. М. Пивоваровой и др.
И. Б. Бичева определяет качественной характеристикой здоровой личности культуру здоровья, как одно из основных направлений становления культуры современной личности [2].
Однако, в настоящее время среди ученых не выработана единая точка зрения на определение понятия «культура здоровья». Это связано с различными аспектами исследований в различных научных областях. Изучив научную литературу по проблеме исследования, мы остановились на теории В. А. Скумина, который рассматривает культуру здоровья как неотъемлемую составляющую духовно-нравственной культуры труда и отдыха, культуры личности и коммуникативной культуры. Культура здоровья рассматривается В. А. Скуминым как интегральная отрасль знания, которая решает теоретические и практические задачи гармонического развития духовных, психологических, психических, физических сил человека, формирования оптимальной среды для жизни и обеспечивает высший уровень различных видов деятельности. В. А. Скумин определяет культуру здоровья как самостоятельное понятие, дающее возможность для развития духовных, психических, физических сил человека [5].
Таким образом, целью исследования стало решение проблемы по формированию культуры у младших школьников.
Предмет исследования — культура здоровья младших школьников.
Объект исследования — обучающиеся начальной школы.
Научная новизна обоснована тем, что выявлен педагогический потенциал образовательной среды школы в формировании культуры здоровья обучающихся в начальной школе. Разработаны и реализуются в образовательном процессе программы по формированию культуры здоровья «Школа — территория здоровья» — 1–2 класс и «Здоровье детей в наших руках» 3–4 класс.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся начальной школы МКОУ Воронцовская СОШ Воронежской области. Исследование началось в сентябре 2017 года и продолжается в настоящее время. Полученные мониторинговые данные являются промежуточными. Измерительно-оценочными средствами явились анкеты, тесты, интервью и наблюдение. Выявлялся уровень сформированности культуры здоровья у обучающихся первого и второго классов.
В качестве формирующего эксперимента послужила разработка и реализация программ «Школа — территория здоровья» — 1–2 класс и «Здоровье детей в наших руках» 3–4 класс.
Программа «Школа — территория здоровья» представляет собой проект, не детализированный до содержательного компонента предлагаемых разделов. Содержательная часть программы предусматривает реализацию ряда технологий: организационно-педагогических, психолого-педагогических, учебно-воспитательных, социально-адаптирующих, личностно-развивающих и лечебно-оздоровительных. В программе представлены основные формы плановой, текущей (рабочей) и сводной документации, что свидетельствует о её технологичности. Предполагаемый прогноз результатов от внедрения апробируемой программы умеренно-оптимистичный. Недостатки программы — отсутствие критериев оценки уровня здоровья обучающихся, т. е. контрольно-измерительными средствами являются также анкеты, тесты, интервью и наблюдение.
Программа «Здоровье детей в наших руках» для 3–4 классов носит комплексный характер, который обусловлен планированием четырех обособленных подпрограмм.
В основе предлагаемой системы формирования культуры здоровья школьников заложено многообразие форм, методов, и средств оздоровительно-развивающей работы.
Ценность представленной программы заключается в соответствии предлагаемого материала возрастным особенностям обучающихся. Программа содержит дидактически продуманные идеи и приемлемый спортивно-оздоровительный компонент физических упражнений, отвечающий требованиям образовательного стандарта. В программу включены психологические игры и упражнения, позволяющие решить проблему психосоматических заболеваний.
Результаты и их обсуждение
Технологии сохранения и стимулирования здоровья реализовывались через следующие образовательные события: подвижные и спортивные игры; спортивно-оздоровительный туризм; динамические паузы; психологические игры («Ветер дует…», «Зеркало», «Тропинка», «Я умею, я смогу» и др.); пальчиковая гимнастика; сенсомоторные игры; релаксационные упражнения с элементами аутотренинга; классные тематические часы с элементами здоровьесберегающих игр; спортивные соревнования между семьями, чьи дети обучаются в школе; тематические викторины; театрализованные тематические представления; учебные занятия «Хочу все знать» с использованием электронных образовательных ресурсов.
Результаты: родители стали сотрудничать со школой по формированию культуры здоровья детей. Опрос детей показал, что программа, реализуемая в первом классе, востребована и дает свои результаты. Особым интересом у детей пользуются информационные видео ролики, мультфильмы «Мудрые сказки тетушки Совы» о здоровом образе жизни, «Уроки доброты» и др.
Во втором классе сохранилась преемственность, родители более активны, дети усвоили материалы из программы первого класса. По сравнению с первым годом реализации программы, на втором году не возникало проблем с социальной и учебной адаптацией. Взаимоотношения в классном коллективе более стабильные, отрицательных социальных ролей нет.
Технологии обучения здоровому образу жизни реализовывались через образовательные события: проблемно-игровые упражнения («Как поступить, если…», «Веселое путешествие», «Миша заболел», «Поведение на льду» и др.). С использованием электронных образовательных ресурсов демонстрируются ролики «МЧС предупреждает» и также «Мудрые сказки тетушки Совы».
Особое место отведено физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
Проводятся коммуникативные игры «Следователь», «Новенький в классе», «Клубок», «Дорога домой», «Дикие животные леса» и др.
В программе особое место отведено урокам здоровья, на которых прививаются навыки по основам личной гигиены и охраны своего здоровья; расширяется представление о взаимосвязи человека с окружающей средой; рассказывается о функциях основных органов и систем человека; детей обучают элементарным навыкам здорового питания.
Результаты: у детей выработаны привычки личной гигиены; сформирована картина мира в области человека и окружающей среды; уровень коммуникативной культуры во втором классе выше, чем у первоклассников, особенно в конфликтных ситуациях.
Однако, навыки здорового питания выработаны не на достаточном уровне. Детей по-прежнему привлекает пища быстрого питания, сладкие газированные напитки, сухарики и чипсы.
Корригирующие технологии реализовывались через образовательные события: музыкальные события и праздники; психогимнастика; смена привычной обстановки (классные экскурсии, посещение музеев, проведение «Дня добрых дел» и др.); занятия с психологом; посещение сенсорной и игровой комнаты; творческие мастерские и др.
Результаты: изменения в поведении детей заметны, эмоциональная лабильность проявляется намного реже, агрессия чаще выражена вербальная, и часто неосознаваемая.
Заключение. В процессе реализации программ определена теоретическая значимость исследования. Полученные результаты позволят осуществить более широкий подход к формированию культуры здоровья у младших школьников.
Практическая значимость исследования: результаты реализации программ могут способствовать совершенствованию процесса по формированию культуры здоровья младших школьников.
Вывод. Одной из важнейших задач современного образования является формирование культуры здоровья и обучение школьников основам здорового образа жизни. Научить школьников осознавать ценность здоровья — приоритетная задача учителя начальных классов. Одним из возможных способов решения данной задачи является актуализация креативного аспекта формирования культуры здоровья через реализацию программ здоровьесбережения.
Литература:
- Беспаленко Е. М., Веденеева Г. И. Здоровьесберегающая педагогика: мозг, эмоции, здоровье // Воронеж: ВОИПКиПРО. 2007, 28 с.
- Бичева И. Б. Культура здоровья личности: научно-теоретический контекст // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/09/16491 (дата обращения: 10.01.2019).
- Ермакова М. А. Формирование индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы. Дисс. к.п.н. Самара, 2008, — 139 с.
- Курбатова А. С., Шкода Г. Н. Формирование здорового образа жизни младших школьников в рамках реализации ФГОСС НОО // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6–0. С. 552.
- Скумин В. А.. Культура здоровья: избранные лекции. — Чебоксары: К Здоровью через Культуру, 2002. — 264 с.
- Фетисов А. С. Содержательные характеристики личностно-профессиональных качеств педагога как компонента здоровьесберегающей образовательной среды школы // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2014. — Том 10, № 3.2. — С.73–76
- Якунчев М. А., Голышенков С. П. Сущность понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» в контексте культурологического подхода к образованию // Здоровьесберегающее образование. — 2013.- № 2 (30). — С. 23–25.