Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Курьянова, Т. А. Особенности межличностных взаимоотношений младших школьников с синдромом дефицита внимания / Т. А. Курьянова, С. В. Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 20-23. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55618/ (дата обращения: 18.12.2024).



На протяжении длительного времени увеличивается чисто детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, а сокращенно с СДВГ. К психологам, неврологам и психиатром обращается большое число родителей, имеющих такого ребёнка, с жалобами на низкую успеваемость в школе, расторможенность в поведении. СДВГ диагностируется у 25% младших школьников [2, с. 76]. При проведённых исследованиях было выявлено, что в настоящее время младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью насчитывается в среднем 7 человек в классе, однако в начале 2000-х годов на класс приходится 1 ребёнок с данным синдромом [5, с. 234]. Внешне дети с СДВГ не имеют признаков, отличительных от здоровых детей, однако в поведении они характеризуются излишней подвижностью, импульсивностью и расторможенностью. Серьёзные последствия данного синдрома переносятся во взрослую жизнь. У таких людей часто формируются зависимости (наркотическая, алкогольная), депрессивные расстройства, антисоциальные расстройства, прослеживаются нарушения межличностных взаимоотношений, приводящие к социальной дизадаптации.

Целью проведенного исследования является изучение особенностей межличностных отношений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Предполагается, что младшие школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью отличаются особенностями межличностных отношений, а именно: отсутствием тесных эмоциональных связей с матерью, отсутствием друзей, непринятием сверстниками, отстраненностью от социума, повышенной агрессивностью, враждебностью и раздражительностью.

В исследовании приняли участие 64 ребенка младшего школьного возраста (8-9 лет), 28 из которых- девочки, 36- мальчики. Исследование проводилось на протяжении трех дней.

Группу СДВГ составили 18 детей, из которых 14 мальчиков и 4 девочки с медицинским диагнозом синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), который был зафиксирован в амбулаторной карте. Группу Дети с нарушением внимания составили младшие школьники, не имеющие зафиксированного в карте медицинского диагноза, у которых при проведении теста Тулуз-Пьерона были обнаружены показатели по точности или скорости на уровне патологии – 7 мальчиков и 14 девочек. Группу нормы составили обучающиеся, у которых показали скорости и точности выполнения теста Тулуз-Пьерона оказались на среднем, хорошем или высоком уровне: 16 мальчиков и 9 девочек.

При проведении исследования использовались диагностические методы: тест Тулуз-Пьерона, методика многофакторного исследования личности Кеттелла (детский вариант), методика межличностных отношений ребенка Рене Жиля, цвето- ассоциативная методика А.М. Парачева, методика «Волшебная страна чувств». Также нами применялись методы математической и статистической обработки данных: критерий Краскела-Уоллиса (для выявления различий в уровне исследуемого признака), коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена (для выявления ранговой корреляции).

Анализируя результаты исследования по тесту Тулуз- Пьерона, можно сказать, что дети с СДВГ отнесены к категории патологии по результатам значений скорости, младшие школьники из группы «дети с нарушением внимания» и «дети с СДВГ» также имеют слабую скорость выполнения теста, однако дети из группы нормы имеют среднюю, хорошую или высокую скорость выполнения теста (p=0,000). У групп «дети с СДВГ» и «дети с нарушением внимания» значения точности относятся к категории патологии, а у группы «нормы» характеризуются хорошими и высокими значениями (p=0,000). На основе этого мы выделили группу детей с нарушением внимания.

Анализ корреляционного взаимодействия показал, что показатели скорости и точности по тесту Тулуз-Пьерона взаимосвязаны с особенностями межличностных взаимоотношений. Дети с нарушением внимания по показателю точности не имеют сильной эмоциональной привязанности к матери (rs=0,582, при р≤ 0,01), имеют близкий контакт и тесные связи с другими родственниками (rs=-0,491, при р≤ 0,01), желают иметь друзей (rs=0,438, при р≤ 0,01), отличаются повышенной агрессивностью (rs=-0,657, при р≤ 0,01), неадекватностью поведения и острой реакцией на запреты и отказы со стороны окружающих (rs=0,594, при р≤ 0,01), стремлением к уединению, отстраненностью от социума (rs=-0,630, при р≤ 0,01). Младшие школьники с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью также отличаются близкими взаимоотношениями с родственниками (rs=-0,325, при р≤ 0,01), желанием иметь друзей (rs=-0,657, при р≤ 0,01), повышенной агрессивностью в поведении (rs=-0,257, при р≤ 0,05), бурными реакциями на отказы и запреты (rs=-0,288, при р≤ 0,05), желанием держаться в стороне от окружающих (rs=-0,331, при р≤ 0,01).

Также выявлено, что младшие школьники из группы «дети с СДВГ» и «дети с нарушением внимания» более агрессивны, враждебны и раздражительны, остро реагируют на отказы и запреты, не воспринимают замечания, сильнее отгораживаясь от окружающих, закрываются от них по сравнению с детьми из группы нормы (p=0,000). Для них наиболее характерны отдаленность от матери, низкая привязанность к ней (p=0.000), желание близко взаимодействовать с друзьями и проявление враждебности по отношению к ним из-за отвержения, повышенная агрессивность, раздражительность на окружающих, конфликтность (p=0,000), отгороженность от окружающих и стремление к уединению (p=0,000) (см. рис.1).

Рис. 1. Сравнительная гистограмма средних значений по критериям у детей с СДВГ, детей с нарушением внимания и группы нормы

Примечание: **** при р≤ 0,001.

Анализ личностных качеств показал, что для группы детей с СДВГ и группы детей с нарушением внимания наиболее характерны такие качества, как средний уровень интеллекта (p=0,041), мягкость и сентиментальность (p=0,026), для детей с СДВГ характерна повышенная возбудимость, тревога и боязнь рисковать (p=0,026), а для группы нормы характерны такие качества, как высокий интеллект, самоуверенность и рассудочность, низкая тревога и склонность к риску.

Также, дети с нарушением внимания и дети с СДВГ чаще имеют низкий уровень комфортности, чем младшие школьники из группы нормы (p=0,041). Это свидетельствует о том, что у детей с нарушением внимания и детей с СДВГ психологическое состояние хуже, чем у детей из группы нормы. Они чаще являются у своих товарищей непринятыми и отвергаемыми, не принимаются своими сверстниками (см. рис.2).

Рис. 2. Соотношение значений уровня комфортности по цвето- ассоциативной методике А.М. Парачева (в %)

Примечание: * при р≤ 0,05.

При качественном анализе эмоционального состояния младших школьников выявлено, что у большинства исследуемых детей с СДВГ и детей с нарушением внимания присутствует оптимальная работоспособность, однако встречается и перевозбуждение, что не прослеживается в группе нормы, однако в группе нормы выявлено истощение и хроническое переутомление, которое отсутствует в группе детей с СДВГ (p=0,026) (см. рис.3).

Рис. 3. Результаты вегетативного коэффициента по методике «Волшебная страна чувств (в %)

Также, при исследовании эмоционального состояния младших школьников выявлено преобладание отрицательных эмоций у детей с СДВГ (61%) и в группе детей с нарушением внимания (72%), в то время как у детей из группы нормы преобладает эмоциональное состояние в норме (88%). Однако преобладание положительных эмоций чаще встречается у детей с нарушением внимания (19%), чем у детей из группы нормы (4%), а у детей с СДВГ не встречается вообще (0%).

У группы детей с СДВГ и группы детей с нарушением внимания наблюдаются сложности дифференцирования эмоций, что проявляется в неадекватном выборе цветов. Так, например, на «удовольствие» 11 % детей с СДВГ и 7% детей с нарушением внимания выбрали черный цвет, на «грусть» 33% детей с СДВГ и 23% детей с нарушением внимания выбрали желтый цвет, 22% детей с СДВГ - зеленый, в то время как «грусть» отмечается черным и серым цветом у группы нормы в 17% и 33% соответственно, радость отмечается желтым цветом у 45% детей из группы нормы, страх отмечается черным у 50% таких детей.

Таким образом, исходя из результатов проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что эмоционально – личностная сфера у детей с СДВГ отличительна от эмоционально – личностной сферы здоровых детей. Так, для детей с СДВГ характерны повышенная агрессивность, вспыльчивость, лабильность настроения, сниженный самоконтроль. Нередко появление фобий у таких детей. Межличностные отношения у них отличаются недоверчивостью, негативизмом, обидчивостью. Такие дети часто вступают в конфликты и отказываются выполнять установленные правила и следовать социальным нормам. Дети с СДВГ более возбудимы и гиперактивны, тревожны и боятся рисковать в отличие от детей из группы нормы и группы с нарушением внимания. При этом дети из группы СДВГ и из группы с нарушением внимания более подвержены влияниям внешней среды, нуждаются в поддержке и защите со стороны, т.к. у них наблюдается повышенная тревожность, агрессивность, в то время как дети из группы нормы более независимы, уверены в себе и рассудительны, предпочитая реалистический подход в решении проблем. Дети с СДВГ и дети с нарушением внимания ощущают себя в классе дискомфортно, вызывают сильную неприязнь со стороны одноклассников или не принимаются ими, в связи с чем у таких детей выражена сильная тревога.

Литература:

  1. Бадалян, Л.О. Невропатология / Л.О. Бадалян. - М.: Просвещение, 2000.
  2. Горбачева А.В., Фролова С.В. Особенности развития лидерских качеств у детей школьного возраста с ММД. Ананьевские чтения – 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Материалы традиционной международной конференции // Отв. ред. А.В. Шаболтас, Л.А. Головей. – СПб., 2017. С. 384-385.
  3. Дробинская, А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания / А.О. Дробинская // Дефектология. 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение внимания, группа нормы, группа детей, синдром дефицита внимания, повышенная агрессивность, школьник, группа, эмоциональное состояние, ассоциативная методика.


Задать вопрос