Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Левина, Н. Л. Особенности стрессоустойчивости у студентов разных медицинских специальностей / Н. Л. Левина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 2.1 (240.1). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55620/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медиков различных специальностей. Проводится анализ полученных при исследовании результатов.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, копинг-стратегии, студенты медицинского университета.

Стрессоустойчивость выступает одним из важных качеств человека, которое ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента-медика к взаимодействию с пациентами. Для будущих врачей стрессоустойчивость приобретает особую значимость, т.к. профессия врача наиболее подвержена влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния - стресса. Т.к. стрессоустойчивость является одним из показателей профессионального взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей, предложенная тема является актуальной.

Цель исследования - изучение применяемых копинг - стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов медицинского университета.

Объект исследования – эмоциональная сфера студентов медицинского университета.

Предмет исследования – особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов медицинского университета.

Гипотеза исследования: существуют различия в типах совладающего поведения и уровнях стрессоустойчивости у студентов в зависимости от выбранной специальности.

Новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществлен дифференцированный подход к изучению применяемых копинг - стратегий и типов стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на данной проблематике, а также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня стрессоустойчивости.

Для исследования были использовали:

 Тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»,

 опросник «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.А. Крюковой.

Достоверность различий определялась при помощи непараметрического критерия Крускала-Уоллиса. В исследовании приняли участие 97 студентов второго курса пяти факультетов РНИМУ им. Н.И. Пирогова, а именно (Стоматологический, Психолого-социальный, Лечебный, Педиатрический, Медико-биологический) в возрасте от 18 до 20 лет, которые и составили группы исследования.pasted-image.png

Рис. 1. Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у студентов разных факультетов (в %)

Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у студентов разных факультетов, позволил заметить, что среди опрошенных студентов медико - биологического факультета 20% принадлежат к типу А, характеризующемуся низкой стрессоустойчивостью, проявлением агрессивного поведения, нетерпеливости, неудовлетворенности собой, стремлением к конкуренции. 10% же смогут проявить стрессоустойчивость в негативных ситуациях.

Среди будущих клинических психологов не было отмечено четко выделенных типов стрессоустойчивости. Были выделены только склонности к тому или иному типу. Так 80% продемонстрировали склонность к стрессоустойчивому типу поведения. 20% к низкому уровню стрессоустойчивости.

У 66% студентов Лечебного факультета свойственна неустойчивость к стрессам. 14% студентов характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Могут проявлять агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность.

Сами способны справляться с трудностями, делая правильные выводы, в зависимости от ситуации 20%. Для 16% студентов, обучающихся Педиатрическом факультете, так же как и студенты лечебного факультета характеризуются высокой стрессоустойчивостью. Им свойственно четко определять цели своей деятельности и выбирать оптимальные пути их достижения. Они чаще стараются самостоятельно справиться с трудностями, при этом часто работая с большим напряжением.

19% показывают низкий уровень стрессоустойчивости. Для 65% характерен умеренно выраженный тип А. 20% студентов стоматологического факультета стремиться к конкуренции и достижению цели, проявляя нетерпеливость и агрессивность 25%. 25% буpasted-image.png
дущих стоматологов могут, в зависимости от ситуации, проявлять стрессоустойчивость.

Рис. 2. Сравнительный анализ копинг-стратегий у студентов разных факультетов (в %)

Сравнительный анализ копинг - стратегий у студентов разных факультетов показал, что проблемно-ориентированная копинг-стратегия является основной как для студентов лечебного факультета, так и для студентов педиатрического факультета.

У студентов психолого-социального факультета преобладает эмоционально - ориентированная копинг - стратегия.

А большинство студентов, обучающихся на медико-биологическом и стоматологическом факультетах, используют стратегию избегания.

Выводы:

  1. Специфика обучения на факультете влияет на выбор стратегии совладающего поведения.
  2. У студентов лечебного и педиатрического факультетов преобладает проблемно - личностная копинг - стратегия, для студентов психолога - социального факультета - эмоционально - личностная копинг - стратегия. Студенты медико - биологического факультета используют избегание, как способ совладания со стрессом, а будущие стоматологи - отвлечение.
  3. Вне зависимости от факультета и специальности студенты в стрессовых ситуациях чаще склонны демонстрировать нетерпеливость, агрессивность, неудовлетворенность собственным поведением, стремление к конкуренции.
  4. Только для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», характерна высокая степень стрессоустойчивости. Им свойственно четко определять цели своей деятельности и выбирать оптимальные пути их достижения. Часто они самостоятельно стараются справиться с трудностями, при этом часто работая с большим напряжением.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, медицинский университет, лечебный факультет, педиатрический факультет, биологический факультет, достижение цели, ситуация, сравнительный анализ уровня, стоматологический факультет, стратегия.


Похожие статьи

Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей

В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Особенности профессионально важных качеств педагогов с разным уровнем нервно-психической устойчивости

В данной статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «профессионально важные качества». Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств у педагогов с ...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов – будущих психологов

На выборке студентов-психологов (n=59) изучена структура учебно-профессиональной мотивации студентов. Установлены различия в степени выраженности отдельных компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Обнаружены значимые взаимо...

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).

Похожие статьи

Взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента у студентов младших курсов различных специальностей

В статье рассматривается взаимосвязь копинг-стратегий со свойствами личности и темперамента на примере студентов клинической психологии и студентов технических направлений. Представлены основные результаты исследования и их интерпретация.

Особенности копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения

В статье рассматриваются особенности выбора копинг-стратегий студентов-психологов в зависимости от формы обучения. Представлена актуальность исследования копинг-стратегий в период обучения в вузе. Проведен анализ трудностей, с которыми сталкиваются с...

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Психологические особенности совладающего поведения в студенческом возрасте

Данная статья посвящена вопросам изучения психологических особенностей совладающего поведения студентов. Проводится теоретический анализ исследований по выдвинутой проблеме. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи стратегий совла...

Уровень тревожности и отношение к болезни студентов-аллергиков

В статье раскрывается уровень тревожности студентов-аллергиков, их стрессоустойчивость и тип отношения к своей болезни. Описано исследование, которое было проведено на студентах-аллергиках РНИМУ им. Н. И. Пирогова. Были выявлены уровни ситуационной и...

Проявление стресса у студентов-первокурсников

В статье представлены результаты эмпирического исследования особенностей проявления стрессовых реакций у студентов в период адаптации первого года обучения. Выявлены такие аспекты, как склонность первокурсников к стрессу, уровни и регуляция стресса. ...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Особенности профессионально важных качеств педагогов с разным уровнем нервно-психической устойчивости

В данной статье рассматриваются теоретические подходы отечественных и зарубежных исследователей к понятию «профессионально важные качества». Представлены результаты эмпирического исследования особенностей профессионально важных качеств у педагогов с ...

Структура учебно-профессиональной мотивации студентов – будущих психологов

На выборке студентов-психологов (n=59) изучена структура учебно-профессиональной мотивации студентов. Установлены различия в степени выраженности отдельных компонентов учебно-профессиональной мотивации студентов-психологов. Обнаружены значимые взаимо...

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).

Задать вопрос