В данной работе рассматриваются особенности совладающего поведения и стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Осуществляется сравнение особенностей копинг-стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов-психологов и студентов-медиков различных специальностей. Проводится анализ полученных при исследовании результатов.
Ключевые слова: стрессоустойчивость, копинг-стратегии, студенты медицинского университета.
Стрессоустойчивость выступает одним из важных качеств человека, которое ярко проявляется во взаимодействии с другими людьми и является важной составляющей личностного компонента психологической подготовленности личности студента-медика к взаимодействию с пациентами. Для будущих врачей стрессоустойчивость приобретает особую значимость, т.к. профессия врача наиболее подвержена влиянию стресс-факторов (необходимость быстро ориентироваться в коммуникативной среде; интенсивное общение; повышенная ответственность за разрешение проблем клиентов; сдерживание внешнего проявления эмоций; неизбежность быть объектом наблюдения и оценивания и др.). Присутствие стрессоров в профессиональной деятельности может привести к возникновению пагубного функционального состояния - стресса. Т.к. стрессоустойчивость является одним из показателей профессионального взаимодействия и фактором, характеризующим процесс и результат приспособления студента к выполнению будущей профессиональной деятельности и обязанностей, предложенная тема является актуальной.
Цель исследования - изучение применяемых копинг - стратегий и типов стрессоустойчивости у студентов медицинского университета.
Объект исследования – эмоциональная сфера студентов медицинского университета.
Предмет исследования – особенности стрессоустойчивости и копинг-стратегий у студентов медицинского университета.
Гипотеза исследования: существуют различия в типах совладающего поведения и уровнях стрессоустойчивости у студентов в зависимости от выбранной специальности.
Новизна исследования заключается в том, что в данной работе осуществлен дифференцированный подход к изучению применяемых копинг - стратегий и типов стрессоустойчивости студентов медицинского университета. Результаты исследования могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на данной проблематике, а также для регуляции условий работы и учёбы студентов с учётом их уровня стрессоустойчивости.
Для исследования были использовали:
Тест «Перцептивная оценка типа стрессоустойчивости»,
опросник «Копинг - поведение в стрессовых ситуациях» в адаптации Т.А. Крюковой.
Достоверность различий определялась при помощи непараметрического критерия Крускала-Уоллиса. В исследовании приняли участие 97 студентов второго курса пяти факультетов РНИМУ им. Н.И. Пирогова, а именно (Стоматологический, Психолого-социальный, Лечебный, Педиатрический, Медико-биологический) в возрасте от 18 до 20 лет, которые и составили группы исследования.
Рис. 1. Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у студентов разных факультетов (в %)
Сравнительный анализ уровня стрессоустойчивости у студентов разных факультетов, позволил заметить, что среди опрошенных студентов медико - биологического факультета 20% принадлежат к типу А, характеризующемуся низкой стрессоустойчивостью, проявлением агрессивного поведения, нетерпеливости, неудовлетворенности собой, стремлением к конкуренции. 10% же смогут проявить стрессоустойчивость в негативных ситуациях.
Среди будущих клинических психологов не было отмечено четко выделенных типов стрессоустойчивости. Были выделены только склонности к тому или иному типу. Так 80% продемонстрировали склонность к стрессоустойчивому типу поведения. 20% к низкому уровню стрессоустойчивости.
У 66% студентов Лечебного факультета свойственна неустойчивость к стрессам. 14% студентов характеризуются стремлением к конкуренции, достижению цели, обычно бывают не удовлетворены собой и обстоятельствами и начинают рваться к новой цели. Могут проявлять агрессивность, нетерпеливость, гиперактивность.
Сами способны справляться с трудностями, делая правильные выводы, в зависимости от ситуации 20%. Для 16% студентов, обучающихся Педиатрическом факультете, так же как и студенты лечебного факультета характеризуются высокой стрессоустойчивостью. Им свойственно четко определять цели своей деятельности и выбирать оптимальные пути их достижения. Они чаще стараются самостоятельно справиться с трудностями, при этом часто работая с большим напряжением.
19% показывают низкий уровень стрессоустойчивости. Для 65% характерен умеренно выраженный тип А. 20% студентов стоматологического факультета стремиться к конкуренции и достижению цели, проявляя нетерпеливость и агрессивность 25%. 25% бу
дущих стоматологов могут, в зависимости от ситуации, проявлять стрессоустойчивость.
Рис. 2. Сравнительный анализ копинг-стратегий у студентов разных факультетов (в %)
Сравнительный анализ копинг - стратегий у студентов разных факультетов показал, что проблемно-ориентированная копинг-стратегия является основной как для студентов лечебного факультета, так и для студентов педиатрического факультета.
У студентов психолого-социального факультета преобладает эмоционально - ориентированная копинг - стратегия.
А большинство студентов, обучающихся на медико-биологическом и стоматологическом факультетах, используют стратегию избегания.
Выводы:
- Специфика обучения на факультете влияет на выбор стратегии совладающего поведения.
- У студентов лечебного и педиатрического факультетов преобладает проблемно - личностная копинг - стратегия, для студентов психолога - социального факультета - эмоционально - личностная копинг - стратегия. Студенты медико - биологического факультета используют избегание, как способ совладания со стрессом, а будущие стоматологи - отвлечение.
- Вне зависимости от факультета и специальности студенты в стрессовых ситуациях чаще склонны демонстрировать нетерпеливость, агрессивность, неудовлетворенность собственным поведением, стремление к конкуренции.
- Только для студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия», характерна высокая степень стрессоустойчивости. Им свойственно четко определять цели своей деятельности и выбирать оптимальные пути их достижения. Часто они самостоятельно стараются справиться с трудностями, при этом часто работая с большим напряжением.