В данной работе рассматриваются особенности пространственных представлений детей с тяжелым нарушением речи. Осуществляется сравнение особенностей пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием. Производится анализ полученных при исследовании результатов.
Ключевые слова: пространственные представления, тяжелое нарушение речи, отклоняющееся развитие психических функций.
Пространственными представлениями следует считать деятельность, которая включает в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга, собственного тела, окружающих предметов [2].
Восприятие пространства не дано ребенку с рождения. Формирование данного явления является результатом сложного и длительного процесса онтогенетического развития. В свою очередь, пространственные представления определяют становление других высших психических процессов, письма, чтения.
Дети с ТНР испытывают многочисленные трудности при создании пространственных образов и оперировании ими. А между тем данное умение позволяет ребенку успешно обучаться в школе, а также удовлетворять свои потребности в познавательной и коммуникативной сфере. Данный факт свидетельствует о крайней важности своевременной диагностики и грамотно подобранных коррекционных мер для детей с отклоняющимся развитием.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, имеющими ТНР.
Цель исследования – изучение пространственных представлений у детей в норме и с ТНР.
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить особенности развития речи детей с ТНР.
2. Проанализировать формирование пространственных представлений у детей в норме и с ТНР.
3. Сравнить особенности пространственных представлений у младших школьников с ТНР и нормальным речевым развитием.
Гипотеза исследования: у детей с ТНР в отличие от детей с нормальным речевым развитием имеется дефицитарность пространственных представлений, выражающаяся в выборе хаотичной стратегии оптико-пространственной деятельности, а также в метрических, координатных и проекционных ошибках
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 27 детей младшего школьного возраста 7-9 лет. Из них 15 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении) [1]. Дети с ТНР обучаются по адаптированным программам для детей с тяжелыми нарушениями речи вариант 5.1 и 5.2. Группу нормы составили 12 детей без речевых нарушений.
Методы исследования: Фигуры Рея-Тэйлора и Рея-Остеррица, методика «Копирование проекционных изображений», проба на реципрокную координацию рук. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена.
Результаты исследования. По результатам методик копирование фигуры Рея-Остерица и фигуры Тейлора было выявлено, что для детей с ТНР в 60 % характерно использование хаотичной стратегии копирования (p=0,043). В то же время дети из группы нормы в 43% используют дедуктивную стратегию, в 57% пофрагментарную стратегию. Данные представлены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты исследования стратегии оптико-пространственной деятельности (в %)
Примечание. * при p<0,05.
Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что для детей, использующих при копировании хаотичную стратегию, характерны следующие ошибки пространственных представлений: расфокусировка (rs=0,751 при р=0,001), трудности передачи трехмерного объекта (rs=0,545, при р=0,024), разнесение в пространстве (rs=0,627 при р=0,007), недоведение ладони (rs=1,000 при р=0,000). Значимые корреляции представлены в таблице 1
Таблица 1
Взаимосвязь хаотичной стратегии копирования и других ошибок пространственных представлений
Хаотичная стратегия копирования |
|
Расфокусировка |
0,751** |
Трудности передачи трехмерного объекта |
0,545* |
Разнесение в пространстве |
0,627** |
Недоведение ладони |
1,00** |
Примечание: * при p<0,05,** при p<0,01.
Дефицит координатных представлений у детей с ТНР проявляется в виде 90-градусных разверток при копировании фигур, что является одним из наиболее явных знаков неблагополучия парной работы полушарий мозга на уровне стволовых образований мозга [3]. Данные представлены на рисунке 2.
Рис.2. Результаты исследования координатных представлений у детей с ТНР и группы нормы (в %)
Результаты исследования метрических представлений, показали, что дизметрии характерны для 100% детей с ТНР и для 43% детей группы нормы. Результаты исследования, представленные на рисунке 3. Анализ корреляционных взаимосвязей показал, что детям у которых отмечаются дизметрии также характерны такие ошибки, как сбивка (rs=0,588 при р=0,013) и перебор (rs=0,588 при р=0,013) при выполнении пробы на реципрокную координацию рук. Значимые корреляции отражены в таблице 2.
Таблица 2
Взаимосвязь метрических ошибок с другими ошибками пространственных представлений
Дизметрии |
|
Сбивка |
0,588* |
Перебор |
0,588* |
Примечание: * при p<0,05.
Менее выраженным является дефицит структурно-топологических представлений, выражающийся в «расфокусировке»: в группе нормы это 0%, в группе с ТНР 40 %. Данные представлены на рисунке 3.
Рис.3. Результаты исследования метрических и структурно-топологических представлений у детей с ТНР и группы нормы (в %)
Анализ корреляционных взаимосвязей выявил, что для детей у которых встречается феномен расфокусировки, также отмечаются следующие ошибки при выполнении пробы на реципрокную координацию рук: сбивка (rs=0,523 при р=0,031) и перебор (rs=0,523 при р=0,031), разнесение в пространстве (rs=0,835 при р=0,000), недоведение ладони (rs=0,751 при р=0,001), инертность (rs=0,673 при р=0,003).Данные корреляционного анализа представлены в таблице 3.
Таблица 3
Взаимосвязь структурно-топологических ошибок и других ошибок пространственных представлений
Расфокусировка |
|
Сбивка |
0,523* |
Перебор |
0,523* |
Разнесение в пространстве |
0,835** |
Недоведение ладони |
0,751** |
Инертность |
0,673** |
Примечание. *при p<0,05,**при p<0,01.
Несостоятельность проекционных представлений проявляется трудностями передачи трехмерности объекта на плоскости. В группе с ТНР в 80% случаев ошибки выражаются в виде упрощения и стериотипизация изображаемого образца. Данные представлены на рисунке 4.
Рис.4. Результаты исследования проекционных представлений у детей с ТНР и группы нормы (в %)
Анализ результатов по методике на реципрокную координацию рук показал, что для обеих групп детей характерны трудности усвоения программы, сбивка и перебор. Наиболее характерным для детей с ТНР является нарушение функции построения кинетической мелодии, выражающееся в недоведении ладони при выполнении пробы, что может являться симптомом дефицитарности передних отделов мозолистого тела. [3]. Данные представлены на рисунке 5 .
Рис.5. Результаты исследования пространственной координации движений рук у детей с ТНР и группы нормы (в %)
Примечание. При *p<0,05.
Выводы:
1) У детей с ТНР максимальные отличия от детей с нормальным речевым развитием выявляются при выборе стратегии оптико-пространственной деятельности. Так дети с ТНР используют хаотичную стратегию копирования, что свидетельствует о нарушении межполушарных взаимодействий.
2) Дефицитарность пространственных представлений у детей с ТНР проявляется также в метрических, координатных и проекционных ошибках при копировании. Детям с нормальным онтогенезом также свойственны эти ошибки, однако они представлены меньшей по сравнению с детьми с ТНР степенью выраженности.
3) У детей с нормальным речевым развитием и с ТНР имеется дефицит функций программирования, целенаправленности, контроля, что проявляется в трудностях усвоения программы, сбивке, переборе при выполнении пробы на реципрокную координацию рук, что связанно с недоразвитостью лобных долей больших полушарий. Степень несформированности данных функций у детей с ТНР значительно выше, чем в норме.
4) Для детей с ТНР характерным является нарушение функции построения кинетической мелодии, что выражается в недоведении ладони при выполнении пробы на реципрокную координацию рук, что может являться симптомом дефицитарности передних отделов мозолистого тела.
Литература:
- Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2008.
- Веракса Н.Е. Формирование единых временно-пространственных представлений//Дошкольное воспитание. – №5. –М., 1976.- С.13.
- Горбачева А.В., Фролова С.В. Особенности развития лидерских качеств у детей школьного возраста с ММД. Ананьевские чтения – 2017: Преемственность в психологической науке: В.М. Бехтерев, Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов. Материалы традиционной международной конференции // Отв. ред. А.В. Шаболтас, Л.А. Головей. – СПб., 2017. С. 384-385.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте .- М.: Академия, 2002. - 232 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология / Главный редактор Е. Строганова- 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с.