Представлено описание структуры и особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте. У младших школьников 6-7 лет выявлены уже сформированные компоненты зрительно-пространственного восприятия (зрительная память, координатные представления и помехоустойчивость), формирующиеся (метрические представления, зрительно-пространственная память) и несформированные (удержание формы, симультанность образа). Представлена связь степени сформированности зрительно-пространственных функций и успешности овладения школьными дисциплинами.
Ключевые слова: восприятие, зрительное восприятие, зрительно-пространственное восприятие, детская нейропсихология, младший школьный возраст, школьная успеваемость.
Актуальность. В младшем школьном возрасте происходит переход ребенка к учебной деятельности. При этом зрительно-пространственные представления выступают как одна из основ формирования навыков, необходимых ребенку в школе. Проведенные в последние 10 лет исследования (М.М. Безруких, Н.Н. Теребова, 2008, 2009; Л.В. Морозова, 2008; и др.) говорят о том, что дефицит зрительно-пространственных функций имеется по отдельным их компонентам у 30% школьников. Вызванные этим дефицитом трудности могут пройти через все годы обучения ребенка, негативно влияя не только на освоение конкретных дисциплин, но и на общее развитие. Зрительное восприятие - многокомпонентная система, которая развивается гетерохронно. Вследствие чего наблюдается специфика функционирования системы в разные возрастные периоды. Диагностика степени сформированности зрительно-пространственных представлений, их сопоставление с возрастной нормой, важны для своевременного выявления трудностей и предупреждения связанной с ними школьной неуспеваемости ребенка. Это является актуальной задачей в работе школьных психологов, а также представляет научный интерес с точки зрения разработки методологии подобных исследований.
Цель и задачи исследования. Цель данной работы - определение особенностей зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте и связи степени сформированности зрительно-пространственного восприятия с успешностью учебной деятельности. Задачи исследования: 1) Описать особенности зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте, 2) Оценить его связь с успешностью овладения школьными дисциплинами.
Методы исследования, характеристики выборки. Использовалась методика Test of Visual Perceptual Skills - third edition (N.A. Martin, 2006), включающая 7 субтестов, позволяющих оценить состояние отдельных компонентов зрительно-пространственного восприятия. Для оценки школьной успеваемости (в системе от «2» до «5») составлен бланк для учителей по 4 дисциплинами: письмо, математика, чтение, физкультура. Обследовано 35 детей, учащихся в 1 классе общеобразовательной школы (средний возраст - 6,77 лет).
Результаты исследования. Субтесты TVPS-3 разделены на три группы по результатам выполнения: среди обследованных детей 1) преобладает выполнение выше среднего (Sub2: MEM [оценка зрительной памяти], Sub3: SPA [координатных представлений], Sub6: FGR [помехоустойчивости]), 2) выполнение выше и ниже среднего относительно равное (Sub1: DIS [метрических представлений], Sub5: SEQ [зрительно-пространственной памяти]), 3) преобладает выполнение ниже среднего (Sub4: CON [способности удержания формы], Sub7: CLO [симультанности]).
Проведено разделение детей на 2 выборки: 1 выборка – 4 и более субтестов TVPS-3 выполнены с результатами выше среднего значения по общей выборке, 2 выборка – 4 и более субтестов выполнены с результатом ниже среднего значения по общей выборке. Анализируя успешность освоения детьми в обеих выборках школьных дисциплин, установлено, что 2 выборка имеет в среднем более низкие результаты, чем 1 выборка, причем эта особенность характерна для всех оценивающихся дисциплин. Наибольшая разница отмечается для математики (средняя оценка 4,35 в 1 выборке, 3,6 – во 2 выборке).
Выводы и практическая значимость. 1)В структуре зрительно-пространственного восприятия младшего школьника 6-7 лет выделяются уже сформированные компоненты, а также компоненты, находящиеся в процессе формирования и только вступающие в этот процесс. 2) К возрасту 6-7 лет зрительная память, координатные представления и помехоустойчивость уже сформированы. 3) Не сформированы – удержание формы и симультанность (целостность) образа. Их формирование предполагается на более поздних этапах онтогенеза. 4) Возраст 6-7 лет соответствует периоду формирования метрических представлений и зрительно-пространственной памяти. 5) Дети с менее сформированным зрительно-пространственным восприятием менее успешны в овладении такими школьными дисциплинами как письмо, математика, чтение, физкультура. 6) У первоклассников наибольшая связь степени сформированности зрительно-пространственных функций отмечается с успешностью овладения математикой.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что описанные в работе особенности формирования зрительно-пространственных функций в младшем школьном возрасте могут служить диагностическим критерием. Возможно определение актуальных мишеней воздействия для коррекции недостаточно сформированных компонентов зрительно-пространственных функций у детей с целью предупреждения и коррекции школьной неуспеваемости.
Литература:
- Ананьев Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1964.
- Безруких М.М., Теребова Н.Н. . Особенности развития зрительного восприятия у детей 5-7 лет // Физиология человека. — 2009. — №6. — c. 37-42.
- Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. — М.: МПСИ, 2008.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. - Нейропсихология: Хрестоматия 3-е изд. /Под ред. Е. Д. Хомской — СПб.: Питер, 2010.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста – Спб.: Питер, 2008.
- Морозова Л.В. Психофизиологические закономерности зрительного восприятия детей 6-8 лет: автореф. дис. … д-ра биол. наук. Поморский гос. университет, Архангельск, 2008.
- Barnes M.A., Raghubar K.P. Mathematics development and difficulties: the role of visual-spatial perception and other cognitive skills // Pediatr Blood Cancer. — 2014. — №61. — С. 1729-1733.
- Carlson A.G., Rowe E., Curby T.W. Disentangling fine motor skills' relations to academic achievement: the relative contributions of visual-spatial integration and visual-motor coordination // The Journal of Genetic Psychology. — 2013. — №174:5. — С. 514-533.
- Nancy A. Martin. Test of Visual Perceptual Skills - third edition. — Novato, California : Academic Therapy Publications, 2006.