Российская Федерации — государство, на территории которого проживают представители более 150 различных национальностей. Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы провозглашены высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [2]. Исходя из указанного основой конституционных ценностей российского общества является государственная защита безопасности личности, вне зависимости от каких-либо дифференцирующих признаков, а также обеспечение правопорядка, укрепление политической и социальной стабильности. В этом ключе национальная принадлежность граждан не имеет юридического значения, так как государством гарантируется равенство всех перед законом и обеспечивается равный доступ к социальным благам.
Вместе с тем определение и указание своей национальности имеет культурное значение для жизни общества. Обращаясь к истории, необходимо отметить, что в период существования Российской империи в документах подданных отсутствовала отметка о национальной принадлежности. Указание национальности в паспортах граждан нашего государства впервые стало обязательным в 1974 году с принятием постановления Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677 «О паспортной системе в СССР», согласно которому гражданин имел право выбирать национальность отца или матери при получении им первого паспорта по достижении 16-летнего возраста. После этого изменение своей национальности не допускалось [6].
В настоящее время относительно установленного права на указание национальной принадлежности в российской общественности существуют различные мнения, от необходимости закрепления на законодательном уровне обязанности на указание национальности в документах, удостоверяющих личность, до полного искоренения упоминания национальной принадлежности в официальных документах, что в том числе отражается на деятельности органов государственной власти.
Конституция России статьей 26 закрепила право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности, что указывает на недопустимость принуждения к обозначению своей национальности, а также невозможность определения национальности лица кем-либо кроме него. Тем самым законодателем предусмотрен важнейший для членов общества принцип самоидентификации — возможность определения своей национальной принадлежности не только исходя из национальности родителей, а отталкиваясь от личного осознания своей принадлежности к определенной общности, к людям духовно связанным общим языком и культурой.
Право человека и гражданина на национальное самоопределение вытекает из гарантий, закрепленных статьей 2 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными данной Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. [1] Кроме того, такая гарантия реализации права определять и указывать свою национальную принадлежность закреплена национальным законодательством и выступает конституционным принципом равенства всех перед законом и судом независимо от расы, национальности и языка [2].
Важным моментом выступает тот факт, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует легальное определение понятия «национальность». Вместе с тем понятие «национальность» используется, например, в тексте Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», в котором оно представлено в качестве одного из видов сведений, которые указываются в заявлениях участников соответствующих правоотношений, вносятся в записи актов гражданского состояния и составляют содержание документов (свидетельств) об актах гражданского состояния. Возможность внесения сведений о национальности в такие документы указанный Федеральный закон допускает лишь по желанию соответствующих лиц, что также является гарантией реализации конституционного права граждан.
Кроме того, Федеральным законом от 25 января 2002 года «О всероссийской переписи населения» установлено, что национальная принадлежность относится к сведениям о населении, которые могут указываться в ходе переписи населения [4].
Также в Федеральном законе от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» закреплены положения, связанные с национальным самоопределением. В соответствии с данным Федеральным законом соотечественниками признаются лица исходя из признаков общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
Анализ нормативной правовой базы, регулирующей реализацию права на определение и указание национальной принадлежности, позволяет сделать вывод о том, что федеральным законодателем признается особое место национального самоопределения членов российского общества. Однако, исходя из положений действующих нормативных правовых актов следует, что в настоящее время в рассматриваемой сфере установлены лишь общие черты правового регулирования осуществления права на определение и указание национальной принадлежности, не предусматривающей всех нюансов правового регулирования процедуры реализации данного права.
Для любой правовой действительности характерно возникновение тех или иных трудностей при реализации гражданских прав населением. В этой части реализация права на национальное самоопределение и документарное подтверждение своей национальности не является исключением, так как все еще существуют проблемы различного, в том числе правового, характера.
Первая проблема, с которой сталкивается лицо, желающее указать свою национальную принадлежность и официально ее задокументировать, является то, что паспорт гражданина Российской Федерации, являющийся основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации [5], не содержит графы «национальность». Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», сведения о национальности не относятся к сведениям, подлежащим включению в паспорт гражданина Российской Федерации [7]. Тем самым, их включение в данный документ автоматически повлечет его недействительность. Таким образом, отсутствие в данном документе такой графы существенно ограничивает способы реализации права на указание своей национальности, что обуславливает необходимость предоставления возможности указывать национальность в паспорте гражданина Российской Федерации на альтернативной основе.
Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусматривает отдельные случаи, при которых заинтересованные лица могут указать свою национальную принадлежность в тех или иных документах. К таким случаям, например, относятся вступление в брак, рождение ребенка, усыновление, смена имена, установление отцовства [3]. Однако проблема установления лишь конкретных случаев, когда заявитель может указать свою национальность, заключается в том, что лицо может никогда не столкнуться с одним из таких случаев. Вряд ли внутренняя потребность лица определить и указать свою национальную принадлежность должна находиться в зависимости от специфики его гражданского состояния по какому-либо признаку. Следовательно, данный Федеральный закон не выступает гарантией реализации человеком рассматриваемого права.
В целях достижения социального консенсуса по вопросам реализации конституционного права на национальное самоопределение на законодательном уровне необходимо определить понятие национальной принадлежности, которую следует разграничить от таких понятий, как расовая принадлежность, гражданская принадлежность, религиозная принадлежность, языковая принадлежность. Помимо этого, необходимым является установление возможности (невозможности) указания лицом национальной принадлежности одному или одновременно к нескольким народам.
Более того, проблема при определении гражданами своей национальной принадлежности и принятии органами государственной власти решений о внесении соответствующих сведений в акты гражданского состояния возникает в связи с тем, что в настоящее время отсутствует перечень национальностей, утвержденный компетентными институтами, которые способствовали реализации указанного права граждан и обеспечивали деятельность государственных органов. К примеру, при определении национальности в СССР граждане выбирали свою национальную принадлежность только из числа официально признанных народов, проживавших на территории СССР, согласно Списку национальностей СССР, который был составлен в 1924–1926 годах. В связи с отсутствием такого источника, на практике возникают различные казусные ситуации. К примеру, в деятельности службы записи актов гражданского состояния Астраханской области имел место случай, когда родители ребенка обратились в службу с заявлением об указании в качестве их национальности «эльф». На основании изложенного представляется важным утверждение перечня национальностей, представители которых проживают на территории Российской Федерации, нормативным правовым актом органа государственной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
Также исходя из норм действующего законодательства не удается установить субъект рассматриваемого права. Конституция Российской Федерации закрепила, что данное право принадлежит каждому, тем самым оно не связывается с принадлежностью лица к гражданству Российской Федерации. Следовательно, правом на определение и указание национальной принадлежности могут воспользоваться как граждане Российской Федерации, так и иностранцы, и лица без гражданства. Таким образом, существует необходимость определения перечня случаев, в которых этим правом могут воспользоваться лица, не состоящие в гражданстве Российской Федерации.
Особое значение играет также возраст, с которого право на национальное самоопределение может быть реализовано. Определение и указание своей национальной принадлежности осуществляется человеком на основании своей этнической идентичности, которая непосредственно связана с внутренней психологической характеристикой, которая формируется в среднем к определенному возрасту. Соответственно, на законодательном уровне необходимо определить возраст лица, с которого будет возможна реализация им данного права.
Таким образом, существующее нормативное правовое регулирование вопросов, непосредственно связанных с реализацией права личности на определение и указание своей национальной идентичности, является недостаточным, так как не содержит конкретных и однозначных способов документирования национальной принадлежности лица, и требует значительного совершенствования.
Признанное Конституцией Российской Федерации право граждан на указание и определение своей национальной принадлежности возлагает на государство обязанность по обеспечению равенства каждого перед законом путем закрепления дополнительных гарантий реализации указанного права в специальном нормативном правовом акте, а также посредством приведения в соответствие с ним уже принятых нормативных правовых актов.
По итогам проведенной исследовательской работы представляется, что рассмотренных в ходе настоящей работы нормативных правовых актов недостаточно для регулирования всех аспектов реализации конституционного права на определение и указание своей национальной принадлежности. Важнейшим препятствием на пути реализации данного конституционного права является то, что действующая система данных актов не образует единства и их взаимосвязи, а также не обеспечивает отсутствие противоречий между ними.
В целях обеспечения возможности реализации права на определение и указание национальной принадлежности необходимо принятие специального федерального закона, предметом регулирования которого станет право личности на определение и указание национальной принадлежности, что станет важнейшей гарантией и элементом правового содействия реализации данного конституционного права.
Одновременно необходимо помнить, что важнейшей задачей, которая стоит перед законодателем, заключается в том, чтобы максимально гарантировать равенство всех перед законом и невозможность трансформации права на национальное самоопределение в обязанность, которая может стать катализатором социальной дифференциации.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
- Федеральный закон от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния».
- Федеральным законом от 25 января 2002 года «О всероссийской переписи населения».
- Указ Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».
- Постановление Совета Министров СССР от 28 августа 1974 года № 677 «О паспортной системе в СССР».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».