Взаимосвязь личностных качеств и стиля саморегуляции поведения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (241) январь 2019 г.

Дата публикации: 15.01.2019

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Пальцина, А. Д. Взаимосвязь личностных качеств и стиля саморегуляции поведения / А. Д. Пальцина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 339-341. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55582/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной публикации рассмотрены: а) содержание понятия «стиль саморегуляции поведения» б) сущностная характеристика личности в) психологические особенности личности у сотрудников МФЦ

Ключевые слова: стиль саморегуляции, личностные качества, муниципальные служащие, взаимосвязь качеств и саморегуляции, влияние качеств на саморегуляцию, продуктивность.

Актуальность исследования состоит в том, что проблема сознательного саморегулирования занимает одно из центральных мест в рамках анализа развития и существования человека. Механизм реализации производственных отношений субъекта с объективной и социальной реальностью является преднамеренным регулированием его собственной деятельности. Саморегуляция деятельности социального работника является исключительно важной темой, поскольку подразумевает, что работник априори отличается от среднестатистического гражданина-своего клиента и должен обладать редкими качествами и личной ответственностью для эффективного осуществления своих профессиональных обязанностей [1].

Понятие «саморегуляции» уже длительный период испытывает серьезную проблематику в толковании. Еще при развитии науки объяснение подобного процесса имело крайне разнящиеся, в зависимости от психологической школы, а также и диаметрально противоположные трактовки, противоречащие друг другу, если рассматривать, к примеру, психоанализ и бихевиоризм. [2]

Закономерности развития саморегуляции в процессе жизнедеятельности личности — очень значимый вопрос, ответ на который является непростой задачей для психологии. Основная сложность заключается в различном трактовании природы человеческой психической деятельности, а так же наличием множества не прошедших испытание временем объяснений, и концепций [3]

Если брать в пример физиологию, то исследования И. П. Павлова, который в 1903 году выдвигал главные задачи и цели научного труда, заключающиеся в постижении того, как несмотря на сложность устройства организма, сохраняется целостность в процессе уравновешивания со средой [4].

Было определено, что при всей сложности устройства человека, принцип саморегулирования является системным. С помощью данной системы индивид направляет и регулирует себя, свою личность и свое поведение.

Периодически можно сталкиваться с описанием саморегуляции в качестве вопроса сознательного управления индивида своими действиями и поведением. В данном случае саморегуляцию можно представить в качестве процесса, который содержит в себе планирование и контроль собственных действий, а также силу воли.

Функциональные компоненты системы саморегуляции реализуются одним из частных регуляторных процессов, к которым относятся:

‒ планирование целей;

‒ моделирование значимых для достижения цели условий;

‒ программирование действий;

‒ оценивание;

‒ коррекция результатов.

Эти процессы взаимозависимы и могут быть реализованы последовательно и параллельно.

Определены основные характеристики личности:

  1. Содержание мировоззрения человека, его психологическая сущность.
  2. Степень целостности видения и убеждений, отсутствие или наличие в них противоречий, устранение противоположных интересов разных слоев общества.
  3. Степень осознания места человека в обществе.
  4. Содержание и характер потребностей и интересов, стабильность и легкость их перестановки, их узость и универсальность.
  5. Специфика взаимоотношений и проявления различных личностных качеств.

Личность настолько многообразна в своих индивидуальных психологических проявлениях, что отношения ее различных качеств могут влиять на проявления мировоззрения и поведения.

Работникам муниципальных служб необходимо соответствовать ряду весьма жестких психологических требований для эффективного выполнения своих обязанностей. Это связано со спецификой такой работы. Ведь в отличие от другой работы, связанной с общественными отношениями, эта деятельность ориентирована на решение проблем рядовых граждан, что подразумевает, например, беспристрастное вовлечение в проблемы конкретного человека, которые он решить сам не в состоянии. И поскольку муниципальный служащий облечен системой общественных отношений властью разрешать подобные трудности, которые его лично не касаются с позиций профессионализма, авторитета и умения, его клиент может полностью доверять такому подходу к делу. И как уже было ранее сказано, не каждый человек в силу особенностей своего характера способен справиться с подобной работой. Можно сказать, что среди безусловно необходимых качеств такого рода выделяют следующие в порядке значимости- терпимость к собеседнику, дружелюбие, стрессоустойчивость, приверженность своему делу, эмпатия, профессионализм, настойчивость и наконец банальная юридическая и бытовая грамотность.

Без преувеличения можно сказать, что отсутствие хотя бы одной из этих черт личности служащего внесло бы существенные трудности в выполнение его профессиональных обязанностей. Например, человек не наделенный эмпатией, не смог бы войти в положение нуждающегося гражданина и не стал бы, сопереживая ему, пытаться решить его нужду в кратчайший срок, не причиняя таким образом ненужных моральных страданий человеку. Ведь зачастую люди банально усложняют друг другу жизнь на пустом месте из-за невозможности потратить ничтожную часть личного времени для разрешения пустяковых конфликтных ситуаций, которые по здравому размышлению вообще не должны были возникать. [5]

Произвольная саморегуляция проявляется в осознанной и неосознанной форме, являясь психологической защитой, которая защищает психику от потока информации, способной принести вред организму, ослабляет воздействие негативных факторов на психику. В современной науке не раз подчеркнута важность целенаправленной саморегуляции для обеспечения достижения поставленных задач и построения своей жизни в целом.

Сценарии саморегуляции можно выбрать в связи с условиями ситуации, они легко изменимы, они доступны к относительно быстрому научению. Для саморегуляции характерна выработка умиротворенного поведения, на ее базе возникает умение управлять собой в соответствии с реализацией поставленной цели и способность направлять свое поведение в рамках условий жизни и текущих деловых или учебных заданий.

Литература:

  1. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики Сиб.: Перев. С англ. А. М. Татлыдаевой; –Издат. Группа «Евразия», 1997.
  2. Абульханова-Славская, К. А., Воловикова, М. И., Елисеев, В. А. Проблемы исследования индивидуального сознания: М.: Психологический журнал. — 1991. -№ 4. — С. 27–40
  3. Бояринцев, В. П. Проблемы психологии и психофизиологии активности и саморегуляции личности: М.: — 1988
  4. Моросанова, В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека: М.: Психологический журнал. — 2002. — Т.23. — № 6. — С. 5–17.
  5. Павлов, И. П. Избранные труды. — М.: Смысл, 2016. — 394 с.
  6. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л.: 1979.
Основные термины (генерируются автоматически): качество.


Ключевые слова

продуктивность, личностные качества, муниципальные служащие, стиль саморегуляции, взаимосвязь качеств и саморегуляции, влияние качеств на саморегуляцию

Похожие статьи

Поведение сотрудников как функция организационных отношений

В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудово...

Личностный аспект взаимодействия человека и организации

В центре внимания данной работы лежит анализ взаимодействия личности человека и организации. Также рассматриваются проблемы адаптации персонала и роль личности в процессе производства.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ)

В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Похожие статьи

Поведение сотрудников как функция организационных отношений

В статье рассмотрено трудовое поведение, которое является общественно необходимым произведенным продуктом, качество которого зависит от качества трудового поведения. Так же рассмотрено влияние корпоративной культуры и мотивации сотрудников на трудово...

Личностный аспект взаимодействия человека и организации

В центре внимания данной работы лежит анализ взаимодействия личности человека и организации. Также рассматриваются проблемы адаптации персонала и роль личности в процессе производства.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Формирование исследовательской компетентности у старшеклассников

В статье рассмотрены различные подходы определения «исследовательской деятельность». Рассмотрена специфика данного вида деятельности обучающихся. Определены этапы и уровни формирования исследовательской деятельности старшеклассника.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Жизнестойкость как личностный ресурс преодоления стресса

В статье рассматривается жизнестойкость личности, раскрывается понятие и сущность данного психологического феномена. Цель исследования: определение общего понятия «жизнестойкость». Для достижение данной цели большая часть в работе отведена изучению к...

Сформированность уровня личностной композиции социально-ценностных отношений (на примере студентов ЛФ КНИТУ-КАИ)

В статье рассматривается проблема диагностики и анализа уровня сформированности личности студента, ее основные социально-ценностные ориентации.

Психолого-педагогические условия развития саморегуляции у студентов с различными стилями совладающего поведения

В статье описываются особенности зависимости саморегуляции от совладающего поведения студентов.

Самостоятельная работа как средство формирования компетенции выпускников вузов

В статье рассматривается специфика понятий «компетентность» и «компетенция» в контексте современных требований к подготовке молодых специалистов в вузах, а также особенности организации самостоятельной работы обучающихся вузов в условиях реализации к...

Задать вопрос